E1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+16°

ясная погода, без осадков

ощущается как +13

3 м/c,

зап.

737мм 19%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,92
EUR 98,90
Реклама
Мой дом Полезные статьи Две недели в центре Европы

Две недели в центре Европы



Часть 1. Подготовка к самостоятельной поездке в Европу

Отпуск этого года мы, немолодая супружеская пара, решили вновь провести в Европе, в самом ее центре. Путешествие прошлого года в Вену и Будапешт при содействии турбюро «Крылья» оставило массу прекрасных и незабываемых впечатлений. К самостоятельному же путешествию этого года в Австрию, Баварию и Швейцарию готовились особенно тщательно. На это ушел весь год.

Во-первых, углубили значительно познания в языках: английском и немецком. Вообще говоря, в немецкоговорящей Европе можно обойтись и английским, особенно в официальных диалогах (регистрация в аэропортах и в гостиницах, покупка билетов, получение справок и т. д.), но из уважения к народу страны, где вы проживаете, пусть и временно, разговорный минимум немецкого обязателен. Это я понял на другой день после приезда в другую страну. Кроме родного немецкого, бегло знают английский практически все, кроме, может, старшего поколения, а в сервисе: гостиничном, аэропортовском, железнодорожном и общепитовском — это условие обязательное. Поскольку вас хотят понять, то поймут непременно. Вот только самим бы понять.

Во-вторых, подробно изучили по Интернету каждый город, где предстоит побывать. Изучали и распечатывали не только достопримечательности, но и транспортную систему, виды проездных билетов (это очень важно), на чем и куда можно доехать и как дешевле, в какие дни работает, скажем, музей, ближайшие окрестности города, правила пользования гостиницами, транспортом, условия аренды авто, если придется. Проявляли интерес и к окрестным городкам и государствам, что позволило значительно расширить план поездок. Следует сказать, что транспортные сети европейских государств потрясающе совершенны, продуманы, отработаны, организованы, что оставляет в наших душах неизгладимое впечатление.

В-третьих, решив ехать самостоятельно, без помощи турбюро, изучили систему гостиниц каждого города, где планировалось остановиться, хотя бы на ночь. Известный сайт booking.com дает в этом плане полнейшую информацию, надо только внимательно читать отзывы об отелях, с учетом возраста клиентов и их привычек. Сразу скажу, что всеми выбранными отелями мы остались довольны, о чем на соответствующих сайтах оставили лестные отзывы, и советуем об этом и вам не забывать. Следует сказать, что гостиничный сервис в Европе на очень высоком уровне, поэтому ошибиться в выборе трудно. Смотрите цены, близость шумных площадей, отзывы по возрастам.

В-четвертых, изучили рейсы и цены на дальние перелеты. Здесь нам помог сын, выбрав на ему известных сайтах наиболее удобные и недорогие рейсы авиакомпаний. Мы пользовались экономичными S7 и Airberlin. Билеты заказали заранее, да без них и не выдадут визу. Все переезды между городами внутри путешествия реализовывали поездами и автобусами, разумеется, заранее определившись по Интернету с вокзалом отправления и прибытия. К сожалению, информация по ценам официально почти не публикуется. Приходится пользоваться отзывами. Билеты можно всегда купить на вокзале в кассе или, если научиться, в автоматах (так и дешевле), которые работают на немецком или английском языках, по выбору. На небольших станциях часто вообще нет кассы — только автомат. Поэтому, отправляясь в другой городок на день, обязательно берите билет и обратно. Это дешевле и спокойнее, а время поездки в билетах не указывается, т. е. любое. Вместе с каждым билетом дается несколько сопроводительных листков, в том числе и расписание движения вашего поезда. Прочие расписания лежат вблизи касс и справочных в изобилии. Однако их надо правильно читать. В некоторых городах на электрички вообще не требуется билет — они возят по внутригородскому проездному билету. Это обязательно уточняйте, т. к. это, опять-таки, дешевле. И еще, очередей там нет вообще, поэтому, не отходите от кассы или справочной, если есть хоть какое-то сомнение в правильности понимания. Поменяйте форму вопроса, попросите служащего написать, подчеркнуть для ясности самое главное по поездке. Они делают это охотно. Не забудьте поблагодарить на их языке.

В-пятых, советуем обязательно составить таблицу — график путешествия, который отражает не только дни и часы переездов и перелетов, но и дни и ночи для заказа гостиниц. Столь тщательная подготовка оказалась в нашем путешествии не напрасной, сбоев фактически не было.


Часть 2. Вена и Братислава

Благополучно долетев до Москвы, погуляв по столице и встретившись с родственниками, самолетом из Домодедово вылетели в Вену. Регистрация и досмотр не сложные, борт S7 вылетел почти во время (Россия), по расписанию прибыли в Вену, о которой вспоминали до этого целый год. До города взяли такси, 30 евро. Не торговались, и говорят, напрасно. В город ходит много поездов и автобусов, но все они идут до одного из вокзалов. А до гостиницы без проездного в транспорт не сядешь, купить его надо с умом, утром, поэтому, снова придется брать такси. В результате на двоих вышло бы одинаково. Да и такси это удобно. Таксист неплохо по-английски прокомментировал ситуацию в городе, новости и дал советы по намеченным нами путешествиям по Вене, в частности, водным.

Вечером вышли погулять по ночной Хернальсен штрассе, где находится наш отель Senator, в котором мы останавливались и в прошлый раз. Тихо, чуть отдаленно, без толчеи. Трамвай 43 ходит через каждые 2 минуты до метро U2, кольцевая до центра. Проездной Вена-фаркарте действует 3 дня на весь город, давая кроме того значительную скидку (10-20%) в музеях и некоторых магазинах. Штраф за безбилетный проезд очень большой — 80 евро (в Цюрихе). Думаю, в других городах аналогичен.

Вена — идеально чистый город. Когда его прибирают — не знаю, но везде, даже около оживленных мест — ни соринки. Идеально чистые машины, все без исключения (где же и когда их моют?), аккуратно едут по идеально чистым мостовым. Урны их нержавейки (!) по всему городу, верхнее отделение для окурков. Выполнено удобно, не промахнешься. В других городах Европы, где мне удалось побывать, тоже урны, но такой чистоты не видел.

Пробок никаких, остановки транспорта расположены часто, трамваи нигде не стоят — уж как у них это организовано, не знаю. Но нам есть с чем сравнить, и мы восхищаемся. Идеально вежливы и водители, и пешеходы. На «зебру» вступать не обязательно, вас пропустят и так. Движение в основном одностороннее. Подземные переходы оборудованы управляемыми эскалаторами, а спуски в метро и на железную дорогу — и лифтами! Много путешествует инвалидов, много мам с махонькими детьми, для всех продуманы удобства.

Много велосипедов. Почти везде — велосипедные дорожки и даже с минисветофорами. К велосипедам цепляют детские коляски.

Каждую дверь любого вагона открывает сам пассажир — входящий или выходящий — нажатием светодиодной кнопки или толкнув рычажок. На некоторых вагонах выдвигается подножка. И все работает. Сколько бы дней у нас работала выдвижная подножка?

Никаких дворов. Все машины стоят на улицах вдоль дорог. Любая парковка — платная, хоть на 5 минут. Минимальная оплата — 15 мин. Штрафы за отсутствие или просроченную парковку — около 50 евро. Оплатить надо в течение суток. Видел полицейских с фонариками, и не только в Вене, проходящих вдоль рядов автомобилей и проверяющих выложенные за ветровое стекло талоны оплаты. Для оплаты есть автоматы и прочие возможности. Включенная «аварийка» не пройдет! Стоимость парковки различная, зависит от близости к центру.

Утром по плану, отправились пешком по большому кольцу к Karlsplatz, где не удалось побывать в прошлый раз. Это как бы второй центр, подземный. Здесь пересекаются 3 ветки метро и до исторического центра рукой подать. Не далеко и Дунай-канал с пристанью на Schwedenpl. Цель — собор святого Карла с его великолепной площадью и водоемом перед ним. К сожалению, водоем был пуст. Но все великолепие ансамбля запечатлено на фото.

Билеты не дешевые — 10 евро, но того стоят. Внутри лифт, поднимает до площадки 45 метров. Великолепные фрески — можно рукой дотянуться. Выше уже пешком, под самый купол. Дух захватывает! Внизу еще выставка художников была. Впечатление надолго. По выходе предлагают билеты на вечерний концерт, здесь в соборе, но мы не пошли.

Недалеко в пустом кафе выпили кофе, вкусный, как и везде в Европе. Подкрепившись, направились на пристань, взяли билеты (кажется, 15 евро) на прогулку по Дунай-каналу. В Интернете предупреждали, что прогулка по Дунаю скучная, но на самом Дунае — шлюзование, это захватывающее зрелище, да еще под музыку Штрауса! Красное бодрящее вино — прекрасное дополнение к прогулке. Многие заказывали сытный обед. Вспоминается аналогичная прогулка по Дунаю в Будапеште. Великолепие дворцов по берегам Пешта, высокий утес Буды с дворцом наверху и бесплатное угощение на борту — с данным путешествием, конечно, не сравнить.

Братислава

На следующий день отправились в Братиславу. От метро Erdberg отправляется автобус до центра Братиславы (6 евро в один конец). Водитель поприветствовал нас, подождал, пока мы купим билет (обязательно берите и обратно), и поехали. Красивая дорога с городками и деревеньками и ветряными генераторами пролетела быстро. Поднялись на вершину Замковой горы с великолепным Братиславским градом (дворцом), парком, панорамой старинного города с красными черепичными крышами и реки с грандиозным мостом. Спустившись в город, прошлись по красивым узким старинным улочкам, зашли в огромный готический собор, выпили вкуснейшего красного пива и тем же способом вечером вернулись в Вену. Сделали десятки фото — побывали в Словакии.

На обратном пути вышел небольшой конфликт с водителем по поводу билетов (я предъявил не тот билет на обратный путь). Уверенный, что мой проезд оплачен полностью, я, что называется, уперся. В самый разгар спора водитель потребовал перейти на английский (жена говорила на слабом немецком). Билет оказался в другом кармане, и конфликт исчерпался после извинений.

Снова Вена

На другой день — Шенбрун. Сказочный парк на склоне горы с прекрасной панорамой Вены. Чудесные аллеи, удобные смотровые площадки. Город на ладони. Было солнце. Встретили москвичей — четвертый раз в Вене. Познакомились с двумя девушками, разговорились. Посоветовали им Братиславу. Они научили нас съездить посмотреть город с другой горы, на другой стороне Вены и подсказали, как сходить в Венскую оперу. После Шенбруна проехали на мемориальное кладбище. Смотрели могилы великих венских музыкантов, литераторов. Очень много семейных склепов. На выходе небольшая «палатка», где общительные (по-английски) супруги предложили нам великолепные жаренные сосиски с красным вином. Для усталых немолодых российских туристов это было очень кстати.

Вечером — венская опера. Конечно, билетов нет давно. Ставили Вагнера, что-то из тетралогии о Кольце Нибелунгов. Сзади есть касса для стоячих билетов, где мы вновь встретились с нашими молодыми попутчицами по Шенбруну. Очередь большая — человек 300. Но это — Вена. Четко организовано, билеты по 3-4 евро. За полчаса очередь через специальный вход — в театре. Для тех, кто стоит, всюду аккуратно отгорожено. Видно плохо, но это сначала. Слышно — великолепно. Оркестр – раза в четыре больше, чем в нашем театре. Декорации условные. Главное голоса. За 3 евро побывали в Венском оперном. Оказывается, снаружи, на экране 6х12 метров идет трансляция представлений, но бесплатно. Народ сидит, стоит и лежит на ковриках. На следующий день я также прослушал «Валькирии».

Советую уставшим от суеты, доехав на U4 до конца на север, пересесть на автобус 38А и на нем доехать опять до конца. Там на самой вершине очень высокой горы Kahlenberg есть место, которое почему-то не входит в путеводители. С горы открывается панорама города, есть парк, вышка со смотровой площадкой (с 12 часов), студенческий городок с санной трассой. Обратно, спустившись на автобусе до середины горы — сойдите. Дальше спускайтесь вниз по чудесному городку одноэтажных домиков, кажется Grinzing, цветы, зелень, патриархальность во всем. На каждом повороте — кафе. Мы пили кофе со штруделем. Отдохнете точно.

В предыдущее посещение Вены довелось побывать в восхитительном Бельведерском дворце, комплексе Нофбург — резиденции Габсбургов, которые успешно правили Европой 600 лет, прошли весь центр с его пышными соборами и дворцами. Об этом написано очень много, поэтому, едем дальше.

Часть 3. Зальцбург и Мюнхен

Утром с Западного вокзала — в Зальцбург. Здесь следует сказать о восхитительном мире европейских вокзалов и аэропортов. Торговля, конечно, всюду. Эскалаторы и лифты на каждом шагу. Но главное, что поражает — обилие указателей и информации. Где бы вы ни оказались в многочисленных проходах и лестницах вокзала, в каком бы уголке аэропорта ни остановились, подняв голову, вы обязательно прочтете, что и где расположено и куда вам надо следовать. Стрелки приведут вас куда надо обязательно, потерять из виду их нельзя. Правда, надо знать несколько их слов.

За 40+40 евро за билеты и 7 евро за обращение в кассу (пора научиться общаться с автоматом) и 2.5 часа дороги мы вышли на вокзале Зальцбурга, купили карту города и пошли искать исторический центр. Дело в том, что вокзал на ремонте, построен временный вокзал из дерева, и с хваленой мной выше информационной системой есть для нас некоторые затруднения.

На осмотр Зальцбурга отвели день, к вечеру надо быть в Мюнхене. Сразу скажу, что в Хоэнзальцбург мы не пошли. Крепость на горе многократно описана и сфотографирована. Прогулок по замечательному городу для полноты впечатлений оказалось достаточно. Море магазинчиков, узкие прелестные изогнутые улочки дали огромную нагрузку ногам, двум фотоаппаратам и памяти. Набережная с красивыми мостами — это центр города, у которого, кстати, своя транспортная сеть трамваев, автобусов и электричек. В музей Моцарта не пошли — дорого, да и жил он по всему свету, здесь только родился. О нем сказано и написано предостаточно. Посмотрели кафедральный собор. Перекусили и домой. Впереди нас ждало еще много впечатлений.

Мюнхен

Купили билеты до Мюнхена. Стоят 33 евро каждый. Возможно, доехать до Мюнхена из Вены через Зальцбург на автомобиле, взятом на прокат, стоило бы дешевле.

Мюнхен встретил сутолокой и мусором на улицах близ вокзала. Говорят, что это турецкий квартал. Да в радиусе 2-3 кварталов от вокзала много смуглых людей. Я общался с некоторыми: умные, доброжелательные люди. Возможно, что грязь не от их присутствия, но отпечаток в памяти остается. Дальше от вокзала тротуары и дороги чище, но это не Вена. Поселились в чудесной гостинице Wallis, недалеко от вокзала. На ресепшн две приветливые услужливые женщины, обе говорят по-английски. Номер с балконом и баром-холодильником, чистый, завтрак обильный и разнообразный. Свежие овощи, фрукты, клубника. Много морских продуктов: креветки, красная рыба и т. п. Вечером, усталые прошлись по центральной кольцевой улице.

Утро следующего дня. Все дороги ведут на Мариенплац. Центр. Все здания поражают старинным великолепием. Рано утром туристов немного, все радует глаз. Фотоаппарат в труде. Фрауенкирхе, Старая и Новая ратуши, церковь св. Петра, Резиденц. Запуск механических фигурок новой ратуши мы не дождались, св. Петр с его смотровой башней был закрыт, но мы не жалели.

Здесь следует сразу предупредить. Во всех городах часть тротуара занято велосипедной дорожкой, по которой на немалой скорости смело едут велосипедисты. Естественное желание перейти на свободную часть тротуара следует в себе пресекать. Никто не ругается, понимая, что это туристы, но возможным столкновением чревато очень.

Встретили молодую турецкую семью. Ей лет 24-25. Шестеро детей. Да один явно в проекте. Оба супруга дорого одеты, дети тоже опрятные. Разговорились с мужем по-английски. Говорит, что нет проблем с детьми. У его отца было 10 детей и тоже не было проблем. Расстались, обнявшись с ним, как друзья.

Поражает с первого до последнего дня огромное количество по всему городу продаваемой пищи. И все это к вечеру съедается. Много, как у нас ругаются, фастфуда. Разнообразного, с фиксированной начинкой и с выбираемой на вкус покупателя. Все кругом едят и часто на ходу. Здесь следует сказать о промтоварах, как мы говорим по-старинке. Обувь, в основном, спортивная: кеды, кроссовки, спортивные тапочки. Летних полуботинок вообще не видел. Даже среди дорогого ничего выбрать ни себе, ни жене не мог. Костюм — 500 евро. Джинсы — 120 евро. И это не германские, это Китай и Турция. Китайцев и японцев вообще очень много. Поезд Мюнхен – Фюссен напоминает поезд Пекин – Харбин. Все товары и продукты для нас, российских туристов среднего класса, весьма дороги. Замечу, что когда мы представлялись туристами из России, было удивление на лицах трудно скрываемое. Что, действительно, из России? Переспрашивали и молодые и пожилые немцы и японцы. Этому я убедительное объяснение найти не мог.

Близ Мариенплац продуктовый рынок Виктуалиенмаркт. Рынок! Сыры — горой, колбасы — горой, овощи и фрукты — опять горой. Пивной рынок: за деревянными столами 300 человек пьют пиво. Кружки 0.51(?) и 1.0 литра. Кружка у большинства не первая. Ни одного пьяного! Кто-то за левым столом попытался закурить, ему что-то сказали по-немецки и все. Мы взяли жареных баварских сосисок, еще по пиву и фризель гросс. Продавщица вежливо научила меня правильно произносить название этого соленого кренделя и я смог обратиться к ней с полноценной немецкой фразой. Познакомились с пожилой баваркой. Разговорились по-немецки. Баварский язык — это нечто особое. Оставили ей запись в ее блокноте отзывов. Забыл, что у них адрес пишется наоборот. Получилось, что мое имя Екатеринбург. Она долго не могла понять, как надо читать адрес и ФИО. Пила она лимонадное пиво. Прогулялись до красивого тихого парка, две речки, что параллельно друг другу, как в Вене.

Ну конечно, следующий день в БМВ. Купили в ресепшн Partner-Tageskarte Innenraum по 9,8 евро на две персоны. Он действует 1 день до 6 утра следующего дня. В первую поездку нас проводила добровольная молодая помощница, которая проехала с нами 1 остановку, помогла пересесть на другую линию. По ошибке мы открыли карту трамвая, похожую на метро. Только названия не совпадают.

Уместно рассказать о европейцах следующее. Стоит вам остановиться в людном месте и открыть карту, как к вам обязательно кто-нибудь подойдет и на удобном вам языке предложит помочь разобраться. Представьте такое у нас на улице. А узнав, что вы из России, проедет с вами 1-2 остановки.

Музей БМВ был еще закрыт. Через дорогу прошли на открытую выставку «Мир БМВ» и застряли там на 2.5 часа. Потрясающей архитектуры здание, с огромными переходами и переездами, все лучшее от БМВ. Прямо на улице – мотоциклы с перечнем характеристик. Можно посидеть, сфотографироваться. В здании (вход бесплатный) лучшие автомобили и мотоциклы опять-таки с табличкой подробного описания модели. Все доступно, можно сесть внутрь любого автомобиля, задать любой вопрос. Есть тренажер. Много информации. Есть где перекусить, конечно. Фотографировали вволю. Лихой мотоциклист на мотоцикле БМВ проделал головокружительные трюки прямо в зале и по лестницам на второй этаж. Есть самые ультрасовременные и несколько старинных моделей. На улице в подвальчике еще один зал, ну совсем крутой. Конечно, в музей мы не пошли. Не знаю, это постоянная выставка или временная, но уверен, и мужчинам и женщинам она придется по вкусу.

Рядом — Олимпийский парк со стадионом. Парк на горе. Внизу пруд с водоплавающими. Утки выходят на берег и смело подходят к отдыхающим. По жаре поднимались долго, но старания были возблагодарены. Красиво и чисто. Головоломная конструкция двух стадионов под горой, панорама Мюнхена. Долго отдыхали, гуляли.

После обеда уже в Мюнхене отправились в старую пинакотеку — картинную галерею. Шли через парк. Кругом цветы, а ведь начало апреля. В музее получили указания по направлению осмотра, т. к., к сожалению, радиогида на русском нет, взяли на английском. Коллекция поразительная. Леонардо да Винчи в подлиннике, фламандские, итальянские мастера. Хорошо скомпановано, подписи крупные, Знакомились долго, подробно. По анфиладам залов курсируют подтянутые служащие, которые внимательно следят за порядком. Фотографировать нельзя. Это странно, т. к. в Вене, в громадном художественно-историческом музее, в Бельведерском дворце фотографировать можно, но без вспышки. В Будапеште в средненьком музее современного искусства категорически нельзя. Но, конечно, втихую, фотографируют. Освещение здесь потолочное, яркое. Грех удержаться. Потом ели мороженое.

Еще ранее, гуляя по центру, проходили мимо знаменитой пивной Hofbrauhaus, где зародился «пивной путч». Теперь это дорогой многоэтажный ресторан, куда водят организованные группы туристов. Возможно, надо заказывать столики заранее. Нашли его вечером еще раз. Еще не открыт. Передумали посещать. В Мюнхене пиво можно выпить и проще и в сердечной спокойной обстановке.

Фюссен

Это прекрасный старинный баварский городок на юго-запад от Мюнхена, где расположен знаменитый сказочный замок Нойншванштайн — новая лебединая скала. Замок построенный королем Людвигом II в конце девятнадцатого века на манер древней старины. Поезд был полон — воскресенье. Не забудьте взять билет обратно. Кассира в Фюссене нет. Автомат всего один. Много китайцев. Автобус везет от вокзала до кассы у подножия горы. Приобретение билетов во дворец, несмотря на обилие народа, по-немецки безупречно организовано. Очередь по лабиринту, пять кассиров каждый на всех языках. Служащий предупредил меня, что если я не желаю осматривать замок внутри (и он был прав), то вообще можно идти бесплатно, не стоять и эту очередь, и очередь наверху. Все же я взял два билета. Но потом пожалел. Билеты около 10 евро. Пешая экскурсия не менее интересна, разнообразна и увлекательна. По указателям поднялись по серпантину наверх — красота! Идут и малые и старые. Возят и на лошадях, но дорого. На каждом этапе указано, сколько метров и минут осталось до вершины. Там огромная толпа народа ожидает очереди на экскурсию, номер которой обозначен на билете. Ждали 2 часа. Есть где присесть. Вот тогда я и пожалел о купленном билете на экскурсию. По дворцу с гидом прошагали быстро, и на улицу. Дальше дороги: и к водопаду, и к обрывам, и к старому замку. Внизу река, озера, горы. Летают дельтапланы. И все вокруг великолепного замка, который хочется фотографировать бесконечно.

Городок внизу тоже прекрасен. Перекусили в ресторанчике, оказалось в китайском. Кофе с кремом и мороженым, пирог очень вкусный. К кофе, замечу, везде подают стаканчик холодной воды. Попробовали темного пива, полюбовались на старину вокруг, которая удивительно сохраняется в Европе.

На обратном пути в вагоне познакомились с молодой японской четой. Они гордо рассказали, что живут в США. Показали обручальное кольцо, которое у них носит только супруг (у нас так принято, пояснила она). Конечно, были удивлены, что перед ними туристы из России, переспросили. Девушка необыкновенно гордилась, что рядом сидит ее муж, произнося слово husband с особой гордостью.


Часть 4. Цюрих

Пораньше утром отправились на главный вокзал Мюнхена. В кассе взяли билеты до Цюриха. Я подчеркнул на расписании поезд до Цюриха, который оказался с пересадкой в Винтерхофе. Кассирша что-то старательно втолковывала мне про третью станцию. При этом слово пересадка на английском не звучало. Я не переспросил. Она, видимо, полагала, что мне нужен именно этот поезд, а не любой ближайший. И честно выполнила мою просьбу, приняв 158 евро. Справочная на перроне послала нас на 18 платформу, ничего не сказав про пересадку. Сели. Поехали. Добрый гражданин, узнав, что мы в Цюрих, бегом вынес наши вещи в тамбур и посоветовал немедленно сойти на ближайшей станции. В справочной этой станции аккуратный молодой человек (как я ему благодарен) на аккуратном английском велел вернуться в Мюнхен ближайшей электричкой бесплатно, дал листочек с расписанием и указанным прямым поездом на Цюрих. Билет менять было не нужно. Вернулись в Мюнхен. Посчитали седые волосы. Смотрите в расписание и читайте листочки внимательно. Если маршрут прописан подробно, то это, скорее всего, транзитный маршрут. Если указана только конечная станция, то — прямой. Пересели в свой поезд и благополучно доехали до красивого швейцарского города — цели нашей поездки.

Город не шокировал своим видом. Чуть провинциален, на первый взгляд. Самый большой в Швейцарии, но всего 300 тыс. населения. Потом, нагуляв километры по его многочисленным красивейшим набережным, сотням извилистых улочек, увидев гигантские старинные дома Дюпона, университета, его соборы, банки поняли, что он очень богат и одновременно скромен. Город не кичится немерянным богатством своей страны. Он просто живет в атмосфере этого богатства и тем заслуживает уважения. Первое же впечатление от магазинов подтверждает предупреждение Интернета — все дорого.

Крошечный отель Аванд далековато от центра. Добрались пешком по заранее прочерченному и прописанному маршруту. На следующий день преспокойно ходили от набережной озера по прямой линии домой. Отель крошечный, примерно 15-20 номеров. Завтрак скромен, но вкусен, есть и свежие овощи, фрукты горкой, омлет с жареной ветчиной, кофе чудесный. Чай в их воде, по-видимому, не заваривается. В другой части озера в Рапперсвиле чай великолепен. В номере тепло, обогрев полом. Управление с компьютера у дежурного. По моей просьбе он убавил температуру. У дежурного ничего привычного нет — ни карт, ни проездных. За выпитое в баре-холодильнике пиво ничего с нас не взяли. Рядом много продуктовых магазинов. Как и в Мюнхене огромное количество еды, велосипедов, чистых автомашин, просто жителей, трусцой бегающих по паркам, набережным и улицам, причем, и утром и вечером. Безупречный наземный транспорт. Метро сопряжено с электропоездами и трамваями. Мы не пользовались метро.

Утром прошлись по самой центральной улице самых дорогих магазинов Европы до Цюрихского озера. Великолепный чистый водоем с обилием водоплавающей дичи. Море яхт. Каждая пришвартована к красному буйку. Видели, как группы отчаливали и причаливали на собственных яхтах. Вдалеке снежные вершины Альп. На берегу справа есть планшет под стеклом, где прорисованы все вершины (около сотни), видимые из города, указаны их названия и высоты. Сколько бы у нас простоял такой планшет? Есть такой же планшет с названиями и описаниями уток, которые плавают вдоль берега, а гнездятся в прибрежных кустах. Наша мечта взять автомобиль и проехать вокруг озера по его многочисленным городкам оказалась неосуществленной. Вокруг озера каждые 15 мин. ходит электропоезд, в котором действует городской проездной. Его стоимость 24 евро на двоих. Это дешевле, чем билет на сам поезд. От прогулки по озеру также отказались. Катер движется по середине водоема и обратно. Видимо, рассказывают про историю города. Долго отчаливает и пришвартовывается. Стоимость прогулок зависит от продолжительности и составляет от 10 до 30 евро. Есть и ресторанные рейсы.

По опыту путешествий знаю, что после первого пешего знакомства с городом очень увлекательно посмотреть панораму города. Для этого в городах Европы всегда есть смотровые площадки. В Цюрихе их, как минимум две. Сам город располагается в виде полуамфитеатра над северным берегом озера вдоль устья реки Лимат, впадающей в это озеро. Левая площадка расположена на горе возле университета, если смотреть в сторону озера. Туда можно подняться на трамвайчике, а на правую площадку идет электричка, а можно подняться и пешком.

От параллельных центральных улиц, идущих вдоль реки, в разные стороны круто в гору расходятся сотни очаровательных извилистых улочек, которые хочется заснять непременно, пройтись по каждой, посидеть в бесчисленных кафе со столиками на улице. Кофе, конечно, с молоком в молочнике и сахаром в пакетике и часто со стаканчиком холодной воды стоит от 3.5 до 3.8 евро. Иногда берут евро, но чаще швейцарские франки. В солидных универмагах только франки. Кофе с тортиком, а их огромное разнообразие: и с творогом, и с яблоками, и с помадками — это уже 6-8 евро. Для местных жителей это мелочь из кармана.

Вечером приятно просто посидеть на берегу озера, глядя на несуетливую жизнь города в акватории. Погода, благо, стояла все время прекрасная. На берегу, конечно, ветерок.

Купив проездной, который действует странно — с 9 утра до 6 утра следующего дня, с главного вокзала отправились в Рапперсвиль. Примерно 18 км вдоль восточного берега. Все ближе видны горы и удаляется город. Небольшой Рапперсвиль знаменит старинным средневековым замком 13 века на горе, у которого вместо тяжелых ворот с решетками и защитных укреплений — широкие лестницы, украшенные розами.

Все каменное, просто дышит стариной. Напротив замка — кирха. На площадке ниже замка виден вольер для группы оленей. Кругом чисто, много цветов и небольшое кладбище. Обошли кругом по дорожке в два яруса. Великолепный и незабываемый вид на озеро, горы и город на горизонте. Нельзя не пройтись и по нескольким старинным улочкам с бесчисленными кафе. В одном из них видом густого ароматного чая мы соблазнились, перекусили творожным и яблочным пирогами. Есть небольшой розарий на клумбе. У каждого кустика аккуратная табличка с названием этого растения. Разве у нас это возможно?

Далее мы допустили ошибку. Прикинув расстояние по дамбе на другой берег, решили вопреки составленному ранее плану перейти озеро пешком. Оказалось пять, а не один км. Мимо нас каждые 15 мин. неслись поезда, на которые у нас был проездной. А мы шли около часа. Любовались видами берегов и воды. По пути было оборудовано много мест отдыха и даже для шашлыков с горкой дров. Правда, шли мы по прямой велосипедной (она же беговая) дорожке. Пешеходная петляла ниже по мостику. Добравшись до Пфафена, побродив по его улочкам и сделав несколько покупок, на поезде довольные и усталые вернулись в Цюрих.

Вечером пошли гулять на восточную гору, воспользовавшись трамвайчиком (проездной и на него действует). Целые улицы частных двух- и трехэтажных домов с гаражом внизу. Кругом чисто, аккуратные заборчики, цветы, вдоль стен цветущий виноград. И вот так они живут столетиями.

Встретили магазин подержанных велосипедов. Поняли, почему очень многие едут на старых и ржавых вело. Их покупают за бесценок, а потом, после износа, сдают. Стоянки для велосипедов большие, вместительные, удобные, например возле университета. Там же встретили двух туристов из Перми. Они путешествовали на автомобиле, взятом напрокат в Германии. С навигатором, довольные и свободные. Пожелали друг другу успешного путешествия.

Утром, попрощавшись со Швейцарией, сели в поезд до аэропорта, купив билет в автомате. Аэропорт поразил своей шикарностью, при наличии времени бродили по его этажам. Самолет на Берлин задержался (рейс, конечно, совмещенный). В Берлине пересадка и досмотр самый тщательный, особенно женщин. И проверка документов тщательная. Даже мальчика, лет 10, попросили снять кепочку, сравнивая фото. Ночь в Домодедово, который ремонтируется после известных событий, была трудной. Конечно, не Цюрих, но ресторанчиков не счесть. Бутылочка воды — 120 руб. (а что, всего 3 евро). Регистрацию и сдачу багажа провели еще ночью. Утром вылетели в Екатеринбург.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления