E1
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +5

1 м/c,

с-з.

743мм 50%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама

Зима на Бали

Полина Борисевич



Изменяя традициям, начну, пожалуй, не сначала, а с конца. Самолетик Air Asia готовится покинуть благословенную землю Бали и отправиться в Таиланд, луноликие стюардессы обходят ряды. Со всех сторон слышится чавкающая речь американцев и австралийцев, тарабарщина китайцев, иногда в этой сцене из притчи о Вавилонской башне слышны кое-какие слова на родном наречии. Наш сосед молчит, и мы сидим-гадаем: кто он, может, китаец? Костя недавно был в Китае и говорит, что на китайца он не похож. Может быть, таец? Но тайцы в большинстве своем сидят на своей земле обетованной и за ее пределы носа не кажут. Тут ему приносят еду, он оттягивает крышку из фольги, и мне в нос бьет странный запах, а вид этой пищи заставляет спросить: что же это? Так я выясняю, что наш сосед — балиец, а ест он какую-то национальную баланду из риса, рыбы и курицы. Слово за слово, и вот мы с ним уже болтаем, как старые приятели. Я особо не церемонюсь: лететь-то нам всего 4 часа, да и мой английский не слишком позволяет растекаться мыслию по древу. Костя предлагает выяснить, что за камень в его перстне. Оказывается, это кусок метеорита. Чудно! Меня же интересует другой вопрос: был ли балиец женат и каково его мнение насчет семейных уз. Он воодушевился и выпалил: «Нет! Слава богу, я никогда не был женат! Я предоставлен сам себе — куда хочу, туда лечу», — и сочувственно посмотрел на моего мужа, чей медовый месяц только что подошел к концу.

На районе



Остров Бали делится на туристические зоны. Наш район, Нуса Дуа, имел кодовое название «Зона пятизвездочных отелей». Из плюсов: чистые пляжи, относительно чистый океан. Из минусов: по вечерам скучновато. Люди расползаются по номерам или еще куда-то деваются, но даже в барах при отеле — только персонал. Музыканты играют и поют в пустоту. Кое-какая тусовка наблюдается в «Бали Коллекшн» — сердце Нуса Дуа, где расположены ресторанчики, магазины, винотеки и спа-салоны. Но и там веселье заканчивается ровно в 11 вечера. Да и само слово «веселье» не совсем сюда подходит: живо на что-то реагируют только русские, поэтому музыканты даже выучили несколько наших песен. Забавно слышать в их исполнении «Как упоительны в России вечера» или «Белые розы» — видно, что половину слов они просто не понимают, например, Шуберта панибратски кличут Шрубертом. В последний вечер, спустя четыре клубничных дайкири, я сама себе устроила дискотеку под удивленные взгляды немцев и англичан.

В основном, молодежь едет на Бали в район Кута, который считается настоящей меккой для серферов. Здесь очень много ночных клубов, где предлагают любовь по дешевке, кислоту и другие удовольствия. Все это рассказывали местные жители, мы не проверяли. Из минусов, которые мы лицезрели сами, — грязный океан, большая концентрация людей и атмосфера базара.

Еще мы побывали в районе Джимбаран — рыбацкой деревушке, которая славится ресторанами на берегу океана, где готовят свежие морепродукты. Туда мы приезжали посмотреть на закат (на нашей части острова были видны только рассветы) и попробовать лобстера. Лобстер стоил миллион на местные деньги, и от нас ни на шаг не отходил официант, пока мы не расплатились. Миллион рупий — чуть ли не космическая сумма для балийцев, а по-нашему это около трех тысяч.

Еще один район Бали — город мастеров Убуд. Здесь продают изделия из дерева, батик и картины маслом, мебель, украшения, кожгалантерею. Торговаться можно до потери пульса, хотя я в этом не мастак.

Знакомство с островом



Я из тех людей, которые не особо привередничают по поводу отдыха: работая на износ, они мечтают о том, как будут валяться на пляже, как овощи на гриле, с книгой в обнимку. За отпуск я, кстати, прочитала рассказы Тэффи, «Зону» Довлатова, «Узорный покров» Моэма — все эти книжки рекомендую. Но кто же позволит мне быть овощем все 10 дней, да и лететь 14 часов в совокупности только за этим — смысла нет. Поэтому мы взяли в аренду автомобиль вместе с водителем, и он целый день нас катал, попутно рассказывая о местных традициях и обычаях.

Первым делом он повез нас в Парк птиц. Встретили нас попугаи с огромными клювами. Костя протянул одному палец, и тот сразу перебрался ему на плечо. Кое-как избавились от нового знакомого, пошли дальше. Птиц там огромное количество, часть живет на свободе, например, павлины и фламинго; часть — в клетках, в основном, хищники, а для сов сделаны специальные домки с тусклым освещением; но большинство обитателей содержится в вольерах, где вместо крыши натянута сетка. Люди заходят туда через завешанные цепями ниши, но у птиц, должно быть, складывается впечатление, что они живут на воле. В парке нам посчастливилось покормить рыбой пеликанов. Они очень потешные: у них совершенно безумные, кукольные глаза и как будто нарисованный клюв.

После парка птиц мы зашли в парк рептилий, что по соседству. Покормили курицей двух крокодилов (хотя потом, в сафари-парке, узнали, что крокодилы могут есть всего лишь раз в год), чуть не наступили на игуану — они валяются прямо на пешеходных дорожках, греют брюшки, — и отправились дальше.

Следующая остановка была в лесу обезьян. Это обычный лес, немного облагороженный, с обычными дикими обезьянами, которые вырывают у туристов пакеты с бананами, да и вообще любые пакеты, могут укусить и заразить какой-нибудь инфекцией. Больше обезьян меня привлек храм в гуще леса. Туда, как и в православные святыни, не пускают без длинных юбок. Храм окружают скульптуры демонов, которые держат в руках оторванные головы девушек и высовывают длинные языки. Жутковато, в общем, связываться с такими не хочется.

Дальше мы поехали к вулкану. Наивно полагая, что водитель подвезет нас прямо к горе, мы удивились, когда остановились у курорта с термальными источниками. Водитель объяснил, что у вулкана делать нечего. Ну что ж, пошли купаться. Из бассейна с горячей водой просто не хочется выходить, настолько там приятно и душевно.

Еще мы заехали на кофейные плантации, где нам предложили отведать кофе «Лювак». Мы отказались, ведь, кто не знает, это кофейные зерна, прошедшие ферментацию в кишечнике зверька лювака, немного похожего на кошку. Иными словами, как говорят местные, «кошка-какашка». Теперь, правда, жалеем: интересно же, каков на вкус самый дорогой кофе в мире.
А по пути в отель мы купили дуриан. Хотя в холлах гостиницы висят надписи No durians, и в некоторые такси с этим фруктом не пускают. Наш водитель сказал, что сам не прочь полакомиться. Нам тут же разделали колючий плод, и, знаете, он совсем не отпугивал своим запахом. Как объяснил продавец, чтоб почувствовать знаменитый аромат дуриана, вскрытому плоду надо постоять полчаса — вот тогда караул! Сам фрукт меня не впечатлил: какая-то жирная мякоть, не имеющая выраженного вкуса.


Кое-что еще



Вот еще несколько деталей об острове и его жителях. Бали называют островом тысячи храмов: в каждой деревне должно быть минимум три храма — Брахмы (отца-основателя всего живого), Вишну (бога жизни) и Шивы (бога смерти). Во многих домах есть дворовые храмы, а на улицах того и гляди наступишь на небольшие корзиночки с подношениями богам — цветами, зернами и благовониями.

Передвигаясь по острову, мы встретили похоронную процессию: на мужчинах были надеты белые головные уборы, все люди улыбались. Мы спросили у нашего провожатого, почему они веселятся, никто не плачет. Он ответил, что похороны - это праздник, потому что душа умершего уходит в лучший мир, и за него все рады.

Вопрос, который интересовал меня все время пребывания на острове: почему все скульптуры обернуты саронгами в черно-белую клетку. В конце концов, мне объяснили, что, как и люди, скульптуры должны быть одеты — иначе не красиво и стыдно. Секрет клетки тоже был раскрыт: в этом рисунке воплощена гармония светлых и темных сил.

Балийцы по отношению к туристам, а особенно русским, доброжелательны: всегда улыбаются, здороваются, многие понимают по-русски и стремятся пополнить свой словарный запас. Как-то мы пошли гулять по Нуса Дуа и забрели в какие-то трущобы, где не было никого, хоть чем-то напоминающего европейцев. Никто нас не гнал, не бил и не грабил.

Большинство местных работает в отелях. Зарабатывать сельским хозяйством молодежь не хочет: а зачем, если можно, не горбатясь на рисовых полях, продать туристу кокос и получить те же деньги. В школах обязательно учат английский — без знания языка работу не найдешь. Начальное образование — платное, высшее — тем более. Самая дорогая специальность — врач.

Мы отдыхали на Бали, когда там была зима. Температура очень комфортная — 25-28 градусов, но не душно, не влажно и не жарит. Не знаю как в других районах, но у нас были сильные приливы и отливы. Как-то на пляже Хайатта, который был по соседству, мы видели забавную сцену: три китайца в шляпах, с надувными кругами на плечах, сидят в маленькой лужице, оставшейся от отошедшего метров на 200 океана: может, это был их протест против законов природы?

От местной водки — арака — наш туроператор предостерегал в своей брошюрке: мол, не пейте, были смертельные случаи. Мы и не пили, но однажды в одном кафе нам подали велкам-дринк, приятный и бодрящий. Гренадин и апельсиновый сок я распознала, но алкогольный компонент разгадать не могла. Официантка сказала, что это арак. Не знаю, что тут сказать, но пишу я сейчас не с того света, поэтому против арака ничего не имею.

А заканчивать свой рассказ я не буду — опять же изменяя традициям. Потому что то, чем закончилась история, вы и так уже знаете.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления