Сейчас+15°C

ясная погода, без осадков

ощущается как +12

сев.

Мой дом Полезные статьи Гоа — любимое место под солнцем, или Отдых без паспортов!

Гоа — любимое место под солнцем, или Отдых без паспортов!

Анна Мельникова

Время поездки: ноябрь, 2012 г.

Дорогой читатель, путешественник или просто человек, когда-нибудь собирающийся в Индию, приветствую тебя на страницах своего рассказа об этой удивительной стране, а точнее о её штате Гоа, его северной части.

Как всегда, наш путь начался с аэропорта Кольцово, который, как и весь Екатеринбург, утопал в снегу. Небольшая задержка, и вот — мы уже на пути в лето. Прямой семичасовой рейс Екатеринбург—Гоа прошел спокойно, без ожидаемых зон турбулентности, и на удивление быстро. Так как рейс был дневной, на борту было весело и шумно, все галдели, делясь с окружающими, кто на какой Гоа летит и для чего. Мы летели на Север. Всё-таки юг предпочитаем ценителями спокойного «лежаче-массажного» отдыха. Север более дикий и живой.
Самолёт приземлился в аэропорту г. Даболим в 22:45. Надо сказать, что разница во времени с Екатеринбургом: 30 минут назад. Аэропорт оказался военным, что повлекло за собой некоторые неудобства, такие как тщательный досмотр и повышенное внимание к твоей персоне на всех этапах: от прохождения проверки документов до получения багажа.

Первое впечатление от Индии наступило сразу же, как только я глотнула с трапа самолёта индийского воздуха. «Чем же тут дышать?!» — подумала я. Ощущение — будто в парилку зашла. Градусов 40. Одежда мгновенно стала мокрой, джинсы и футболка прилипли к телу, я очень пожалела, что не переоделась ещё в Кольцово, как другие туристы.

Тут же, на таможне, начались приключения: так как визу на родине мы сделать не успели, то летели по, так называемым, спискам и визу должны были получить по прилёту. Но в Гоа была своя пятидневная процедура получения заветного штампа, поэтому нас поставили перед фактом: оставляете паспорта в аэропорту вот у этого индуса и получаете их с визой только когда летите обратно. Конечно, это повергло всех в шок. Мы попросили разъяснений и получили в ответ целый монолог на английском языке, из которого стало понятно примерно следующее: «Вас здесь быть вообще не должно. Индия для индусов. Вы прилетаете сюда тысячами, аэропорт не справляется, Гоа — красивейший штат, но он не для вас!» С этими словами наши паспорта унесли неизвестно куда. В итоге, поняв, что по-другому не будет, мы приняли их условия и — опустив все вопросы типа: а если полиция остановит для проверки документов или возникнет проблема с обменом денег? — пошли получать багаж и искать свой трансфер до отеля. Здравствуй, Индия!!!

Везли нас по узким, неосвещённым улицам. Самое смешное было то, что водитель ехал и бибикал неизвестно кому. Потом мы поняли, что у индусов это такой стиль езды, означающий: «Эй, я еду, я еду!» А когда день, и на дороге не протолкнуться, сигналят все! Правила дорожного движения просты: чем больше (или престижнее) транспортное средство, тем больше у него прав: велосипед уступает место мотику, мотик — мотоциклу, мотоцикл — автомобилю, автомобиль — автобусу и т. д.

Приехали в отель только около 3 часов ночи. Заселили сразу, хоть и написано было, что заселение в 12:00. Я обрадовалась, так как прийти ночью в свой номер и включить свет — это значит увидеть всю живность, обычно обитающую в южных номерах отелей любой звёздности. А в Северном Гоа нет отелей выше 2-3 звёзд, и я была готова ко всему: к огромным тараканам, сколопендрам, ящерицам и т. п. Но разочарование постигло меня, в номере было чисто!
Счастье—душ и счастье — спать…

Утро первого дня не забуду никогда. Проснулась сама (после трех часов сна), на часах — 6:30, комната залита палящим солнцем, а где-то совсем рядом волшебными голосами поют птицы. Я выскользнула на балкон, слева — дерево баньян, справа — многометровые пальмы с падающими кокосами, впереди — поле, на котором пасутся буйволы, на чьих спинах беззаботно восседают белоснежные птицы. И всё это в расслабляющей оболочке зноя. Позавтракав кофе с тостами, мы отправились на поиски океана.

Выйдя за пределы отеля, мы мгновенно окунулись в быт индийского городка. Благовония, рыжая пыль дорог, ароматы экзотических растений: всё перемешалось в утреннем воздухе. Вовсю шёл очередной рабочий день, таксисты обещали отвезти в любую часть Гоа, торговки предлагали свой товар: «Мадам, посмотри мой маленький бизнес. Гуд прайс!». Одни дети продавали фрукты, другие дети просили денег, при этом и те и другие нянчили грудничков. Индусы, те, что состоятельнее, начинали свой день с парикмахерской, где их брили и приводили в надлежащий вид. Учащиеся ехали в школы на специальных автобусах, здесь, как и в РФ, у каждой школы имеется своя форма. Открывались разные кафе и ресторанчики, дружелюбные официанты, тибетцы или пакистанцы, предлагали утренний ласси, омлеты-масала, салаты с разнообразными ингредиентами.

На берегу располагались шеки — прибрежные кафе, в которых можно было позавтракать и за это получить лежак у моря на целый день.

Так как наш отель располагался в Кандолиме, а это не очень интересный и живописный уголок, мы решили, что будем каждый день ездить в новое место на побережье, и тем самым изучим весь Северный Гоа! Не теряя времени, мы отправились искать такси в Морджим, на знаменитый пляж при клубе Бора-Бора.

Сказать, что в Гоа движение бешеное — ничего не сказать. Тротуаров нет априори, на и без того узких дорогах, одновременно находятся: мотики, пешеходы, рикши, велосипедисты, автобусы, набитые индусами, такси, ослики, буйволы… Движение левостороннее, оттого ещё непривычнее и труднее переходить дорогу. Светофоров мы не видели, о пешеходных переходах там вообще никому ничего не известно. И все, кто едут, — бибикают, бибикают, бибикают.

Пляж Морджима восхитил нас: широкая береговая полоса, рыбацкие лодки, невозмутимый, неспешно подкатывающий к берегу океан с непередаваемыми запахами его глубоководных обитателей, полная безлюдность и всё это под мучительно-обжигающим солнцем. Сняв обувь, мы пошли вдоль берега босиком, наслаждаясь теплыми водами.

Мы могли идти по несколько километров, огибая пляж за пляжем, открывая для себя шек за шеком: здесь — невероятно вкусный томатный суп, а здесь — самые сочные и ароматные чизгарлики, здесь — вид на застывшую лаву, подступившую к океану, а здесь — звучит регги и соответствующая атмосфера. Повсюду, где бы мы ни шли, нас встречали добродушные и ленивые пляжные собаки, они или устраивали нам представление, ныряя в волнах, или же прогоняли других собак, случайно забредших на их территорию пляжа, показывая тем самым, кто здесь хозяин.

В Гоа существует негласная традиция, так называемое «закатывание солнца», где-то после 16:00 на берегу начинают собираться разные люди: и просветлённые и простые (кого только там не встретишь!). Кто-то занимается йогой, кто-то медитирует, кто-то читает, кто-то пребывает вне тела…. В итоге же все «закатывают солнце», которое садится ровно в 18:01. Темнеет очень быстро. Рыбаки в это время спускают лодки на воду: наступает время для ловли рыбы.

Мы возвращаемся туда, где оставили нашего таксиста, он ждёт, радуется нам, и наше авто мчит в отель. Хочу сделать акцент, что индусы не могут и не умеют делать два дела одновременно, поэтому, когда мы что-то спрашивали у нашего таксиста во время езды, он останавливался, чесал голову, отвечал и, убедившись, что разговор окончен, снова давил на газ. Ещё в Индии никто никуда не торопится. Мы, по сравнению с ними, живём на бегу, делаем несколько дел сразу, они же ко всему относятся медитативно. Даже свой заказ в ресторане мы могли ждать по 1,5 часа. А если вдруг кому–либо из посетителей приходило в голову пожаловаться на то, что он куда-то опаздывает, и что не могли бы официанты поторопить с заказом, на это отвечали просто: «no problem!» и переводили стрелки на ресторанных часах на 2 часа назад. В этом вся Индия.

Новым жарким утром нас ждал пляж Арамболя. Решили ехать рано и позавтракать на месте. Дорогу, по которой ехали до назначенного пункта, мы прозвали «козьей тропой» — по каким местам нас только не провезли, и надо отдать должное, благодаря этому мы увидели, как живёт коренное население Индии. Когда по телевизору в России я слышала, что многие индусы живут в коробках, то не придавала этому значения и наверно не верила до конца, тут же я увидела это своими глазами: картонный домик, напоминающий шалаш, напротив него — очаг с котлом для приготовления пищи и разбросанные повсюду вещи. Кто может себе позволить, живут в каменных домах, вместо окон — решетки и занавески. Везде мусор, грязь, дети сидят голыми попами на красной земле, тут же сохнет бельё, тут же буйволы копаются в помойках и едят практически всё, что попадётся: бумагу, кокосовую скорлупу, банановую кожуру. Рядом с каждым домом, какой бы он ни был, лежит полиэтилен. Им обматывают дома, когда наступает сезон дождей.

На пляже в Арамболе, в отличие от пляжа Морджима, жизнь кипела и было многолюдно. Небольшой рыночек с одеждой, музыкальными инструментами и пряностями выходил прямо к морю. Здесь, в нескольких метрах от воды, прямо на скалах располагались домики — чикенхаусы (или курятники). В них нет ничего, кроме кровати с москитной сеткой. Все удобства — на пляже. Для людей, приезжающими дикарями, очень даже хорошо.

Ещё не было девяти утра, а мы уже наслаждались горячими волнами океана и не знали, куда спрятаться от солнца! Загар прилипал моментально.

Оказалось, что за нашими спинами, среди пальм, было спрятано горячее пресное озеро — ещё одна достопримечательность Арамболя.

Но самое интересное было впереди. Старшим товарищем, неоднократно посещавшим Индию, нам было сказано: «Собирайте вещи, мы идём в джунгли! Впереди Великий Баньян!» Ох, сколько же мы читали об этом дереве, сколько нам о нём рассказывали наши отцы — ярые фанаты «Битлз», и вот теперь мы сами идем в это легендарное место. Мечты сбываются. Дорога к Баньяну — это тропа шириной 30 см, слева — заросли, справа — обрыв, внизу — река. Неба не видно, вокруг всё чирикает, шипит, гудит, журчит, народу никого. Мы пробирались по камням вверх, вниз, через расщелины, мимо улья диких пчёл и, когда силы были уже на исходе, мы начали ощущать, что приближаемся к заветному очагу. Поднявшись на лобное место, мы были тепло встречены уже находящимися там людьми. Народу было немного: йог из Украины, семья из Питера и местные хиппи — очень забавные парни с сияющими глазами. Тут же сидел и читал газету глава — Баньяномэн. Все улыбались, вели беседу, кому-то делали массаж, а по кругу шла «трубка мира». Мистическое место!

Пляж Арамболя поразил нас наличием на нём буйволов, они лениво грелись на солнышке, дышали морским воздухом и, казалось, бесконечно пребывали в состоянии медитации.

Следующим местом нашего паломничества стала деревушка Анджуна и её знаменитое кафе «Лилипут». С этого кафе в далёкие 80-е Анджуна берёт своё начало. Пляж Анджуны — очень молодёжное место. Здесь и музыканты, и художники, и жонглёры, и акробаты, прямо на песке доводящие до совершенства свои номера. Здесь я увидела, что такое настоящий отлив: с утра море было у моих ног и чуть ли не касалось их, а ближе к вечеру оно отступило так далеко, что слилось с небом, и даже вооруженным глазом не было видно, где его начало. Непередаваемо.

Здесь мы впервые попробовали кокосовое молоко и папайю, а ещё пожалели индусскую бабушку, которая с 20-килограммовой корзиной на голове весь световой день ходит по пляжу и продает фрукты. При этом она улыбается и выглядит совершенно счастливой.

В Анджуне и Арпоре, с разницей в три дня, мы посетили дневной и ночной флемаркеты. Флемаркет — это огромный рынок под открытым небом. Тут и благовония, и серебро, и всевозможные сувениры типа ганеша, и индусская яркая одежда, и кожаные изделия, и музыкальные инструменты (чаще гитары и тамтамы). Торг уместен. Мы умудрялись сбивать цену в 2,5 раза.

В эту же ночь мы узнали, что наш приезд совпал с индийским Новым годом, окончанием сезона дождей. Празднуется он так: на улицах сначала устанавливают огромных Весёлых дьяволов (Happy Dewali), а потом сжигают их, бросив в огонь всё плохое. Веселье продолжается несколько ночей и сопровождается петардами, салютами, фейерверками…

Новым утром мы самостоятельно решили посетить Старый Гоа, слонов и плантации специй. Поразили своим величием храмы Св. Франциско Ксавьеры и Св. Екатерины Александрийской; Археологический музей Индии; Католический храм; Академия искусств. По дороге на плантацию специй наш водитель самовольно отвёз нас в Храм Шри-Мангеш, просто сказав, что он находится по дороге и является самым посещаемым храмом в Старом Гоа. На нём хочу остановиться поподробнее: при входе на территорию храма обязательно нужно снять обувь и омыть ноги, потом идти до самого храма по раскаленным от солнца дорожкам. Колени и плечи нас попросили прикрыть, фотоаппараты убрать. Некоторых туристов не пускали, так как у них были слишком короткие шорты. Местного населения, приходящего целыми семьями и приносящего дары своим богам, было очень много. Как всегда в храме, мы нашли англо-говорящего индуса и попросили его рассказать историю храма.

Вернувшись в авто и проехав ещё несколько километров, перед нами открылись настоящие беспросветные джунгли с их обитателями — слонами. Здесь можно на них покататься, а также принять прохладный душ прямо из хобота слона. В добродушных и умных животных мы влюбились сразу. Гармонично сочетаясь с окружающей природой, они неторопливо пробирались сквозь пальмы и заросли с очередным искателем приключений, сидящем у них на спине.

На плантации специй мы не пошли, уставшие от общения со слонами, мы поспешили в отель, где нас ждал очередной аюрведический массаж с горячим маслом.

Вечером, как всегда немного индийского рома и, уже ставший привычным острый ужин в любимом кафе. Ром в Индии пить рекомендовано всем. Если не ром, то виски или джин. Для дезинфекции пару глотков перед ужином. Или же, если есть такие, кто совсем не пьёт (что вряд ли), то выручат специи, которые всегда в огромных количествах добавляются в местные блюда. Ведь это всё-таки далеко не самая чистая страна в мире. Главное здесь — соблюдать гигиену рук: антибактериальный спрей, влажные салфетки обязательны. Родителям надо следить, чтобы их дети не брали руки в рот, а вообще, ехать сюда с детьми лет до 12 я не рекомендую: из-за высокой влажности и постоянно палящего солнца раны не заживают вообще, поэтому дети, с их вечно разбитыми локтями и коленями, в Индии напрямую подвергаются опасности.

Отдельно хочу пройтись по местам, где можно вкусно подкрепиться, и по ценам (на человека):
— пляж Морджим, шек Парадис: обед в среднем на 250 рупий (делите на 1,5 — получите сумму в рублях);
— пляж Анджуна, кафе Лилипут: завтрак 150 рупий, обед 300 рупий;
— любые фрукты на пляже (папайя, кокос, маленькие бананы, манго, маракуйя): от 15-30 рупий;
— вода бутилированная: 15 рупий;
— Кандолим, кафе «Крыша мира»: завтрак — 150 рупий, ужин — 350 рупий с алкоголем; ресторан «Лобстер»: готовят тибетцы, цены аналогичны.

Чаевые мы оставляли по 40 рупий.

Порции везде большие, можно брать одну на двоих.

Такси:
Кандолим-Морджим: 900 рупий туда-обратно, Кандолим-Анжуна: 800 рупий туда-обратно, Кандолим-Арпора: 800 рупий туда-обратно, Кандолим-Старый Гоа: 1100 рупий туда-обратно, Кандолим-Калангут-Бага: 500 рупий, (но можно по пляжу дойти пешком, если любите ходить и переносите жару, время в пути — 2-2,5 часа). ВНИМАНИЕ, цены на такси уже с учётом торга! Таксист, как правило, привезя вас, всегда ждёт на месте, сколько бы ни понадобилось, хоть с утра до ночи.

Аренда мотика: от 500 рупий в сутки.

Аренда чикенхауса на пляже от 600—1000 рупий в сутки.

Обмен денег: 50-53 рупии за доллар (цена в отеле может быть ниже).

В Кандалиме есть супермаркеты «Ньютон» и «Дельфин», именно для туристов. Там можно купить всё: и еду, чтоб приготовить самим, и косметику, и местный ром, и деньги обменять.

Индия была страной моей мечты. И эта мечта сбылась. Внезапно. Но это была туристическая Индия. А хочется ещё глубже, в самое сердце, в новую историю и новое путешествие.

P. S. Паспорта нам вернули на обратной дороге, как и обещали. Полиция ни разу не останавливала. Проблем с обменом денег не возникало. У них вообще самая ходовая фраза: «NO PROBLEM!»