E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

пасмурно, без осадков

ощущается как +1

2 м/c,

с-з.

743мм 69%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама

Все о мозаике

Немного истории

Ранним примером мозаичной техники специалисты считают артефакт, условно называемый "Штандартом из Ура" - пара инкрустированных декоративных панелей размером 21,59х49,53 см, обнаруженная при раскопках шумерского города Ур. На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумерoв. Артефакт датируется серединой 3-го тысячелетия до н. э.

Впоследствии этот материал использовался в отделке дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии (вторая половина 4-го тысячелетия до н. э.), сооружений восточной Анатолии и Ассирии (VIII до н.э.).

В те далекие времена мозаичные панно составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигатти») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, а также морской гальки.

Расцвет же античной мозаики, ознаменовался изобретением техники подколки камешков и производством цветного стекла. Появление новых возможностей в сфере декоративной отделки позволило достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.

В средневековой Европе в качестве основы для мозаики стали широко применяться раковины молюсков и бисер.

Широкое распространение мозаичная отделка получила в оформлении домов и дворцов правителей Востока. Вспомним хотя бы выдающееся произведение средневековой архитектуры Азербайджана - Дворец шекинских ханов.

В России это искусство появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала. Его возрождением занимался М. В. Ломоносов, но после его ухода оно было вновь забыто. Новый виток развития технология получила в 1851 году, когда в России было организовано производство смальты, а также открылась Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств.

В наше время мозаика снова набирает популярность. В отличии от прошлых столетий, сегодня спектр материалов, из которых она изготавливается существенно расширился. Теперь помимо камня, стекла и смальты, в этом списке появилась керамика, дерево, перламутр, металл и так далее.

Сами мозаичные изображения выкладываются из одинаковых или разных по форме и цвету элементов – тессер. Классикой «жанра» считается небольшой – от 1 × 1 до 5 × 5 см – квадрат. Но сегодня складывающиеся в единую картину элементы совсем не обязательно имеют именно такую конфигурацию. Современная мозаика может быть прямоугольной, ромбовидной, овальной, круглой и обладать еще более сложной геометрической формой. Благодаря такому разнообразию появилась возможность изготавливать достаточно сложные изображения. Значительно упростился и процесс монтажа. Выкладывать по одному крошечные кусочки материала по силам лишь специалистам-мозаичистам, услуги которых ощутимо дороги. Поэтому производители закрепили фрагменты облицовки на матрицах – синтетической сетке и бумажных листах размерами примерно 30 × 30 см. Первая располагается с тыльной стороны и после окончания облицовки остаётся на основе, выступая в качестве армирующего материала. Вторые же приклеиваются на лицевую сторону и после завершения работ смачиваются водой и удаляются.

Ассортимент

Разобраться в ассортименте продукции фабрик по производству мозаики сложно, но не невыполнимо. Ситуация такова. Товарная линейка компаний, выпускающих недорогую продукцию, включает всего несколько позиций. Самый простой вариант - одинаковые по цвету и рисунку тессеры - моноколор. Чуть сложнее выглядит облицовка под названием микс.- выложенная в определенном порядке на стандартной матрице смесь разноцветных элементов. Далее идет растяжка, имеющая форму прямоугольника, примерно 250 × 30 см. Тессеры набираются по цвету, скажем, от более светлого к темному или от желтого к красному. То есть оттенок растяжки плавно изменяется от одного края к другому. Ну и, наконец, самый сложный и наиболее интересный с эстетической точки зрения продукт – декоративные панно с геометрическим или растительным орнаментом. В этом случае тессеры укладываются на заводе в соответствии с развёрткой, сделанной компьютером.

Чуть шире ассортимент у предприятий среднего ценового сегмента. Помимо вышеперечисленных позиций здесь присутствуют бордюры – прямоугольные матрицы с тессерами, собранными в различные узоры по той же технологии, что и декоративные панно. Наконец, у производителей дорогостоящей мозаики ставка сделана не на миксы и растяжки, а на моноколор, а еще чаще – на декоры. Ведь именно с их помощью реализуется основное достоинство мозаики – возможность получения настоящих картин. Стандартные, набранные на фабрике панно (примерно 1 × 1 м) монтируются на стены или пол. А полученная поверхность имитирует ткань с цветочным орнаментом, шкуры животных, кожу рептилий и т. п.

А вот мозаичные картины и ковры – это уже штучная работа. Поэтому сориентироваться, в какую сумму обойдется, например, ваш портрет можно лишь после обсуждения заказа со специалистом. В случае, если предварительные расчеты клиента не устраивают, задачу упрощают, делая изображение менее детальным, а значит, и более легким в исполнении.

Применение

Набирать мозаику самостоятельно – занятие неблагодарное, поэтому подобную работу лучше всего поручить специалистам. Тем не менее знать основные принципы ее монтажа не помешает.

Начинается всё, как обычно, с подготовки основания. Наилучшей считается подложка или стяжка (на полу) из цемента или бетона, выдержанная после устройства не менее 10 дней. Именно она обеспечивает максимальную адгезию (прилипание) тессер. Пыли и грязи, равно как и углублений, на облицовываемой поверхности быть не должно. Кроме того, мастера советуют использовать для финишного выравнивания серого бетонного или цементного основания белую шпаклевку, а для монтажа мозаики – белый клей. В противном случае облицовка поменяет цвет.

Немаловажный этап – нанесение разметочных швов. Листы мозаики раскладывают на полу с учётом швов, а затем «выкройки» аккуратно переносят на стены и пол. От точности разметки зависит и скорость работы, и её результат. Набирают мозаику, как правило, по девять листов, общая площадь которых равна примерно квадратному метру. Клей наносят на основу с помощью гладкого шпателя. Для равномерного распределения состава используют зубчатый инструмент. Затем матрицы приклеивают, особо не надавливая на их поверхность. Окончательно листы фиксируют несколькими лёгкими ударами шпателя. Учтите, клей не должен выступать на внешнюю сторону облицовки. Его излишки могут усложнить затирку швов и испортить вид отделки.

После того как клей схватится (примерно через 4–6 ч), его остатки удаляют влажной губкой. Спустя сутки избавляются и от бумажной защиты. Ее смачивают водой, используя влажную губку, пока бумага не начнёт отлипать от тессер. Кстати, клей, который использован для фиксации бумажного слоя, смывается довольно легко. Чаще всего фабрики используют в этом качестве желатин. Затирку наносят поролоновой или влажной губкой, втирая мягкими поступательными движениями в шовные пространства. Остатки фуги удаляют мокрой губкой. В завершение процесса облицовку полируют байковой или войлочной тряпкой.

Фото: Википедия, Яндекс

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления