E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, без осадков

ощущается как -2

3 м/c,

вос.

744мм 69%
Подробнее
1 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Политика мнение «Это похоже на шизофрению». Глава екатеринбургского «Мемориала» — о том, почему их пытаются ликвидировать

«Это похоже на шизофрению». Глава екатеринбургского «Мемориала» — о том, почему их пытаются ликвидировать

Организацию, которая занимается восстановлением памяти о репрессиях, уже признали иноагентом

Фото с «возвращения имен», организованного «Мемориалом» в октябре

Накануне, 12 декабря, у входа в Парк имени 50 лет ВЛКСМ прошел пикет «за права человека и против ликвидации "Мемориала" (признан в РФ НКО-иноагентом. — Прим. ред.)». Правозащитники «Мемориала» занимаются исследованием политических репрессий в СССР и увековечением памяти жертв этих репрессий; сегодня организация находится под угрозой исчезновения. В ноябре Генпрокуратура обратилась в Верховный суд с требованием ликвидировать «Международный Мемориал», а прокуратура Москвы направила в Мосгорсуд иск о ликвидации их правозащитного центра.

Заявителем пикета стал Алексей Мосин, председатель екатеринбургского «Мемориала». Публикуем его авторскую колонку с пикета.

Мы просили место в центре города, но нам отвели место здесь, на его окраине. В центре сегодня протестуют НОДовцы. Но мы считаем очень важным выйти именно сегодня, в День конституции. Конституция — основной закон нашей страны. Конституция должна защищать наши гражданские права и свободы, но, к сожалению, в последнее время ситуация с этим постоянно ухудшается. В России идет откровенное наступление на гражданские права и свободы. События последних месяцев убедительно это демонстрируют.

Гарант Конституции — президент страны, Владимир Владимирович Путин. Его поведение вызывает очень много вопросов. В том числе — его позиция в отношении «Мемориала». Никто бы пальцем не посмел тронуть «Мемориал», если бы на это не было высшей воли. Так что есть основания подозревать, что атака на нас идет из Кремля.

«Это напоминает шизофрению: когда в одной голове уживаются две прямо противоположные идеи»

С одной стороны, у нас разработана и принята государственная концепция восстановления прав реабилитированных жертв политических репрессий. Она подписана в августе 2015 года тогдашним премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Ее действие было рассчитано на пять лет, а впоследствии оказалось продлено еще на пять. То есть сейчас она действует. Согласно этой концепции, необходимо устанавливать памятные знаки, проводить всяческие мероприятия — одним словом, восстанавливать память о репрессированных. Возвращать попранные права тем, кого называют «детьми ГУЛАГа». Всем этим занимается «Мемориал».

По сути дела, «Мемориал» занимается тем, чем должно заниматься государство. Это напоминает ситуацию с поисковиками, которые ездят в свое свободное время, на свои средства, чтобы отыскивать тела наших незахороненных солдат.

«Государство этим не занимается. Государство в это время проводит парады и прочие помпезные мероприятия»

Когда Путина спросили о «Мемориале», он отреагировал безобразно. Президент вынул папочку, в которой написано, что правозащитный центр «Мемориал» якобы защищает экстремистов и нацистских преступников. Ему что-то нашли для этой папочки, выписали. Хороший ответ на это дал Сергей Пархоменко в своей передаче «Суть событий». Он проследил, откуда у этого дела растут ноги, как оно было образовано. Против «Мемориала» проводится спецоперация. Ответ президента — это накат, попытка сделать хорошую мину при плохой игре.

«"Мемориал" очень досаждает властям, это для них кость в горле. Потому что мы наблюдаем за тем, что происходит

А происходит реабилитация сталинизма и спецслужб, которые десятилетиями совершали преступления против нашего народа. Не «Мемориал» реабилитирует нацистских преступников, а наша власть реабилитирует сталинских палачей. «Мемориал» восстанавливает память о жертвах репрессий. Мы рассказываем правду о том, как это было. Хотя «Мемориал» сейчас имеет всё меньше и меньше возможностей обращаться к архивам — закрывают целые комплексы документов. Особенно это касается тех, где содержатся имена палачей. Для чего это нынешним палачам? Тем, кто насилует и пытает людей в колониях — так же, как это делалось тогда.

«Когда мы узнаём правду о прошлом и делаем ее достоянием общества, это приводит к тому, что мы осмысливаем эту правду»

Только это может становиться гарантией того, что подобное не повторится в наши дни. Этим занимается «Мемориал». Поэтому он так неугоден нынешней власти.

Мне кажется, власть пока не приняла окончательного решения по поводу «Мемориала». Они смотрят на реакцию общества. Вот они попробовали, сделали замер — и наблюдают. А люди, по-моему, реагируют достаточно активно. Уже очень многие высказались на эту тему. Огромное количество подписей собрано под петицией в защиту «Мемориала» и против закона об иностранных агентах. Но надо прилагать новые усилия.

От того, какой будет судьба «Мемориала», зависит очень многое в положении наших гражданских прав и свобод.

В мае этого года в Екатеринбурге скончалась Анна Пастухова, глава екатеринбургского «Мемориала». Она тридцать лет занималась восстановлением памяти жертв политических репрессий в Екатеринбурге. В апреле она поступила в реанимацию госпиталя ветеранов войн с коронавирусом.

Посмотрите, как прошла в этом году организованная «Мемориалом» акция «Возвращение имен».

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления