Накануне, 16 марта, депутаты свердловского Заксобрания приняли закон о комплексном развитии территорий (КРТ), иначе говоря, о реновации. Обсуждение проекта, который затронет сотни многоквартирников по всему Екатеринбургу, длилось всего 17 минут.
Объективно, чтобы разобраться в тонкостях принятого закона, этого времени явно не хватит. Поэтому мы встретились с первым заместителем губернатора Александром Высокинским, который возглавил группу по разработке механизмов реновации. Бывший мэр уральской столицы объяснил, сколько времени будет у екатеринбуржцев, чтобы принять решение — участвовать в реновации или нет, сгорят ли деньги от капитального ремонта и что будет с ценами на жилье.
— Александр Геннадьевич, объясните, пожалуйста, еще раз, что за закон приняли наши депутаты? Что он регулирует и чего ждать в ближайшие месяцы?
— В законопроекте о реновации, который был принят, четко прописан функционал Заксобрания, исполнительной власти и уполномоченного органа, который войдет в структуру Министерства строительства Свердловской области. Параллельно с этим идет разработка документов, критериев включения жилых домов с высоким уровнем износа, ненадлежащим техническим состоянием или отсутствием систем инженерно-технического обеспечения, но не признанных аварийными, в решения КРТ, отдельный механизм прописывается по работе с объектами культурного наследия. Памятники пострадать не должны, они должны быть обновлены и вписаны в общую концепцию новых микрорайонов. Губернатор Евгений Куйвашев ставит задачу привести эти памятники в надлежащий вид. Это одна из новелл закона.
— А есть где-то перечень этих самых памятников?
— Мы сейчас смотрим, какие памятники необходимо включить в список. Начнем с маленьких объектов, чтобы выработать механизм, например, у нас есть объект культурного наследия на улице Попова, там около десятка жилых квартир, можно посмотреть эту территорию. Вторым моментом нужно понимать, что когда обсуждается комплексное развитие территории, в одном проекте КРТ может быть два участка. Например, один участок в центре, другой — не в центре, для того, чтобы инвестору сбалансировать экономику.
Поэтому параллельно с обсуждением областного закона ведется разработка постановления правительства области о критериях и параметрах этих зон. Еще раз скажу, мы смотрим этот закон чуть шире, чем на него смотрят обычно.
«У нас два тезиса: необходимо поменять гражданам старое жилье на новое и встроить в эту систему объекты культурного наследия»
— Про поменять старое на новое, вообще про расселение... Люди будут переселяться в новостройки?
— Да. Во-первых, расселять людей без решения собрания собственников домов невозможно, мы с вами это обсуждали. Боязни, что завтра кто-то придёт сносить дом, в котором вы выросли, нет. После решения собрания жильцов начнется отселение квартир, и тут два варианта: первый — гражданам выплачивается компенсация на покупку нового жилья, второй — жители переезжают в уже готовое жилье.
— Люди уверены: как только дом попадет в КРТ, стоимость жилья упадет, а при расчете компенсаций жителей обязательно обманут. Про это нам поступает очень много вопросов.
— Именно поэтому мы так осторожно двигаемся, подробно разъясняем механизм, потому что понимаем, насколько это чувствительная тема. Нужно совместить экономику строительства и интересы жителей. Цель, которую ставим мы, — помочь нашим гражданам поменять старое на новое.
— Как можно развеять опасения людей, что стоимость их квартиры окажется заниженной?
— В рамках постановлений, о которых я говорю, должна быть утверждена методика оценки. Это будет видно из документов, как считается квадратный метр. По Жилищному кодексу РФ стоимость квартиры, расположенной в жилом доме, попавшем под отселение, определяется рыночными ценами, которые действовали за день до объявления о включении дома в территорию КРТ.
«Мы сможем уже к маю обсудить конкретные площадки для реновации»
— В первую очередь это коснется тех площадок, где сегодня стоят одноэтажные и двухэтажные дома, чтобы на небольших объектах накопить опыт и сделать всё максимально корректно. Главная задача, которая стоит перед рабочей группой, — учесть интересы жителей и сохранить, отреставрировав, здания-памятники.
— Как прорабатывается социальная инфраструктура в зонах КРТ?
— В рамках проекта планировки делается анализ социальной инфраструктуры, которая присутствует в зоне КРТ. Решение о строительстве социальных объектов и порядок передачи будет определен в договоре о КРТ [с застройщиком]. Нормативы по проектам планировок никто не отменял, количество мест в детсадах и школах, количество парковочных мест и так далее.
— Деньги, которые жители домов, попадающих в зону реновации, выплачивали много лет за капитальный ремонт, но так и не дождались его, сгорают?
— Если дом попадает под реновацию, то он уже идет в рамках КРТ. Берем дом на 10 квартир, сколько в среднем в этих квартирах квадратных метров? Примерно 50. Дом 500 квадратных метров. Мы говорим о том, чтобы сменить крышу, фасады, сети — сумма ремонта будет составлять порядка 10 миллионов. Граждане платят в месяц 10 рублей за метр. Умножаем на 500 рублей, получаем 5 тысяч, умножаем на 12, получаем 60 тысяч — такую сумму в год генерирует дом. Эти деньги не растворяются, мы предлагаем гражданам: вы можете ждать капитального ремонта, либо воспользоваться механизмом КРТ. По закону собственники жилья в многоквартирнике освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт с первого месяца переселения, а ранее внесенные взносы используются на цели реализации КРТ жилой застройки.
— Как люди будут принимать решение об участии дома в реновации?
— На общем собрании собственников с помощью голосования.
— Сколько времени у них будет, чтобы определиться?
— Федеральным законом предусмотрено, что минимальный срок для проведения общих собраний собственников и нанимателей в многоквартирнике составляет 30 дней. В региональном законе этот срок может быть увеличен. При этом выбор у жителей будет сохраняться вплоть до принятия решения об утверждении документации по планировке территории КРТ, именно до этого момента жители могут принять решение 1/3 голосов от общего числа проживающих о выходе из процедуры КРТ. Это более чем достаточный срок, чтобы определиться со своим выбором.
— Сколько людей должно принять решение?
— Большинство, не менее чем две трети жителей дома.
— Школы, сады, поликлиники, другая социальная инфраструктура. Ее строительство гарантирует правительство или инвестор?
— Порядок реализации решения о КРТ, порядок определения границ территории, подлежащей комплексному развитию, и иные требования к территории, в том числе в целях обеспечения участка объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры будут определены подзаконными актами. Когда делается новый план проекта, в нем это всё прописывается. Дальше либо школы, детские сады строят за счет бюджетных средств, как мы это делаем в Академическом, либо это проекты концессионных соглашений, когда строятся объекты, потом передаются в концессии, в течение нескольких лет бюджет за этот объект платит и выкупает его.
Еще раз отмечу, что единой экономической формулы нет, всегда нужно смотреть каждую территорию по отдельности. В одном случае будет выгоднее сделать пристрой к школе — у нас такой опыт есть. В другой ситуации мы примем решение, что проще этот объект соцсферы снести и на его месте построить новое здание. В каком-то проекте людей отселили, часть земли отдали, расширили территорию объекта социальной сферы, что-то построили на ней. Одинаковых форм не будет точно.
— Я сомневаюсь, что становится сильно понятнее. Мы не можем говорить не про зоны?
— Как только будет общая система всех постановлений правительства, городские власти вам расскажут уже по поводу тех площадок и объектов, которые они готовят для реновации.
— Будут какие-то общественные слушания?
— Утверждение проекта планировки и проекта межевания территории КРТ будет проходить с учетом общественных обсуждений. У нас сейчас задача какая? Можно идти от обратного. Граждане опасаются, что застройщики начнут обманывать в плане цены. Но в законе все четко прописано и регламентировано: собственники жилья получают равноценное возмещение в соответствии с Жилищным кодексом РФ, учитывается рыночная стоимость жилого помещения, общего имущества в многоквартирнике, земельного участка, на котором расположен дом, доли жителя в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки в связи с изменением места проживания.
«Квартира в старом доме не может стоить дороже, чем квартира в новом доме. Но у нее есть рыночная цена»
— У нас задача — защитить интересы граждан. Нужно найти компромиссное решение: чтобы соблюсти все права граждан, чтобы они остались довольны, и застройщики тоже были заинтересованы.
Инициативу о реновации внесли в рамках федерального проекта, предписывающего избавляться от устаревших и изношенных домов. Ранее мы обсудили с застройщиками, как будет проходить реновация в Екатеринбурге. Также мы публиковали шесть ответов на самые волнующие вопросы о проекте. Прочитайте также колонку общественника Дмитрия Калинина, который живет в одном из старых домов, он кандидат на расселение. И у него есть вопросы к законопроекту.