На прошлой неделе в Екатеринбурге общественники и чиновники дискутировали о завышенной стоимости проезда в общественном транспорте. Тогда член Общественной палаты Екатерина Петрова провела свои расчеты и выяснила, что благодаря системе посредников, к числу которых она отнесла компанию «И-сеть», горожане переплачивают за проезд по 6 рублей. На этой неделе этим же вопросом озаботился и председатель гордумы Игорь Володин. Он поручил счетной палате города провести тщательный аудит. «Сопутствующие платежи, которые закладывают операторы за свои услуги при каждой транзакции, необоснованно завышены: по предварительным данным, на 4–6 рублей», — говорилось в заявлении гордумы.
После этого Екатерина Петрова пообщалась с представителями частных транспортных фирм и выяснила, какие суммы они получают с провоза пассажиров. Выяснились любопытные детали. Приводим текст Екатерины с ее разрешения:
— Говоря про общественный транспорт, мы, как правило, имеем в виду Гортранс, а ведь есть еще и частные перевозчики. И, как оказалось, дела у них обстоят еще хуже. Недавно я узнала, что, заплатив в автобусе или маршрутке кондуктору Екартой, самому перевозчику мы платим всего… 18 рублей (ниже — отчет между перевозчиками, возьмите калькулятор и посчитайте).
Давайте рассмотрим в качестве примера одного частного перевозчика — ООО «Авто-ном», которое систематически побеждает в конкурсах комитета по транспорту и осуществляет перевозки по популярным маршрутам.
Учредитель «Авто-нома» Юрий Минин также входит в Экспертный совет при комитете по транспорту. Задачей Экспертного совета является, например, подготовка заключений по вопросам:
определения основных технико-эксплуатационных характеристик маршрутов регулярных перевозок (схемы движения, конечные пункты, предполагаемый пассажиропоток, режим работы, количество единиц и тип подвижного состава);
целесообразности (нецелесообразности) установления новых маршрутов регулярных перевозок;
целесообразности (нецелесообразности) изменения действующих маршрутов регулярных перевозок;
целесообразности (нецелесообразности) отмены маршрутов регулярных перевозок.
Ну то есть по всем ключевым вопросам организации маршрутов Минин имеет право голоса, и это единственный частный перевозчик, который представлен в Экспертном совете. На мой взгляд, здесь есть конфликт интересов и, если он не урегулирован, то это нарушение закона о противодействии коррупции (обращение в прокуратуру мы отправим).
Но вернемся к нашим баранам. Хоть «Авто-ном» и выиграл два конкурса, но своих автобусов данная организация не имеет. Зато у «Авто-нома» есть «лексус», наверное, дела у них идут очень хорошо. И это не удивительно, ведь, по разговорам с непосредственными владельцами автобусов, работающими с «Авто-номом» на субподрядах, им приходится платить дань господину члену Экспертного совета в размере от 20 до 30 тысяч за выход каждого автобуса на линию (в месяц), наличкой. И это не считая 10% комиссионных, которые «Авто-ном» оставляет себе за «ничегонеделание» по муниципальному контракту.
Но и это еще не все. «Авто-ном» вполне себе успешно судится с администрацией города, требуя компенсировать расходы за провоз отдельных категорий граждан (пенсионеров). А сведения о количестве перевезенных на сторонних автобусах льготников им передает как раз таки наша любимая «И-сеть». Доходят ли эти компенсации до частников, чьи автобусы ездят по маршрутам? Я слышала, что не всегда. И если вы как раз такой перевозчик, напишите мне, я хочу посвятить отдельную публикацию проезду льготников.
Ну и главный вопрос, который меня мучает с тех пор, как я увидела все эти отчеты: если частники готовы возить нас за 18 рублей, почему мы платим 28?
Согласны с автором?