Коронавирусный 2020 год ознаменовался для транспорта Екатеринбурга историческим падением пассажиропотока. Нет пассажиров — нет денег. Крупнейший перевозчик Екатеринбурга ЕМУП «Гортранс» выжил только при поддержке городских властей. В аналогичной ситуации оказался и городской метрополитен. Но были и хорошие события.
Наконец-то представили проект транспортной реформы
В сентябре 2020 года мэрия раскрыла первые детали новой транспортной схемы Екатеринбурга. Этот документ, обещающий серьезные перемены в работе городских маршрутов, готовился по заказу городских властей с 2019 года. Контракт на исследования и разработку получил московский «Центр экономики инфраструктуры». В столице в настоящий момент выстроена образцовая модель транспортного обслуживания и остальным городам остается только подтягиваться к этому уровню. Жителям Екатеринбурга предложили дешевый проезд, бесплатные пересадки и новые машины.
Четыре важнейших изменения в новой транспортной схеме мы собрали в табличке ниже.
Несмотря на то что концепцию долго держали в секрете, многие эксперты отметили, что в целом документ оказался довольно консервативным. Изменения будут вводиться в течение продолжительного времени. К сожалению, по-прежнему нет конкретики о транспортной концессии, принять которую обещают в мэрии. Концессия позволит обновить безнадежно устаревший парк трамваев и троллейбусов Екатеринбурга. Все подробности реформы можете найти по этой ссылке.
Обновление автобусного парка
В разгар коронавирусного кризиса уральская столица получила крупнейшую за последние годы партию автобусов большой вместимости. Летом Гортрансом были закуплены 9 дизельных МАЗов, а осенью по федеральной программе в город доставили 57 газовых НЕФАЗов. Таким образом, Екатеринбург получил в общей сложности 66 машин.
Капремонт поездов в метро
Для уральской подземки 2020-й стал годом контрастов. Весной во время режима самоизоляции метро потеряло 85% пассажиров и буквально выживало. Часть сотрудников была переведена на сокращенный рабочий день. Но удалось достичь главного — сохранить трудовой коллектив. Также в метро успели реконструировать 9 из 11 старых поездов, чтобы продлить сроки их эксплуатации.
Об итогах года в уральской подземке читайте в большом интервью с директором Андреем Панаиотиди.
Изменения конфигурации маршрутов
В течение 2020 года транспортный комитет занимался реформированием популярных городских маршрутов. Самые большие изменения с 1 июля произошли в расписании автобусов № 24, 43, 61, 76 и 011. Больше всего екатеринбуржцы обсуждали изменение схемы автобуса № 24, маршрут которого вырос в длину в два раза (от УрФУ на площади Кирова через центр до Мичуринского). Жители Широкой Речки давно просили направить к ним автобусы большой вместимости.
— Такой ветки ждало огромное количество пассажиров. Наконец-то Широкую Речку и Мичуринский связала с центром города и УрФУ прямая ветка без всяких петель» — отметила екатеринбурженка Ирина.
Очередная порция изменений маршрутов запланирована на лето 2021 года. Автобусы № 24 поедут до Компрессорного. Всё, что известно на текущий момент, можете узнать по этой ссылке. Также мэрия анонсировала с лета 2021 года изменение нумерации маршрутов, чтобы избежать путаницы. Смотрите табличку ниже.
Выделенки для транспорта
В 2020 году в городе продолжили расчищать путь общественному транспорту, чтобы он не терял уйму времени в дорожных заторах. В январе трамвайные рельсы на проспекте Ленина взяли под прицел дорожных камер и повесили запрещающие знаки для автомобилистов.
Такое решение вызвало горячие споры насчет его законности, но в итоге автоинспекторы доказали, что существует лазейка в правилах.
Также выделенки (хоть и совсем чуть-чуть) добавили в Академическом. Но львиная доля работы в этом направлении начнется в ближайшие годы. Напомним, что обустройство выделенных полос — часть транспортной реформы. До конца 2023 года в городе оборудуют 44 выделенных полосы для общественного транспорта и 14 обособленных трамвайных линий. На схеме ниже вы можете посмотреть, где планируется внедрить выделенки в ближайшие годы (по данным разработчиков транспортной схемы).
Ремонт дорог
В 2020 году Екатеринбургу дали на дороги 1,7 миллиарда рублей. На эти деньги обновили 41 участок общей протяженностью более 46 километров. Например, преобразилась улица Луначарского, где были колеи.
Также дорожные строители работали на Шефской, знаменитой своими страшными ямами. Новую жизнь вдохнули и в дряхлый мост по улице Лыжников, а также привели в порядок въезд на ЖБИ с дублера Сибирского тракта, где асфальт был в плачевном состоянии.
Какие улицы будут ремонтировать в 2021 году — смотрите по этой ссылке.
Лучший водитель троллейбуса
В начале октября стало известно, что водитель ЕМУП «Гортранс» Сергей Мамаев стал победителем Всероссийского конкурса профмастерства среди водителей троллейбусов. Парень с ходу обошел четыре десятка конкурентов. Как ему это удалось? Мы поговорили с ним о дорогах и машинах в большом интервью.
Проблемы из-за ковид-диссидентов
Пожалуй, 2020-й стал рекордным по простою транспорта из-за пассажиров-склочников. Поводом для споров в 99% случаев становился масочный режим. Люди не желали носить маски, вопреки указу губернатора. При этом транспортникам дали железный приказ не возить ковид-диссидентов. Иногда дело доходило до драк.
Подборку самых вопиющих случаев можете посмотреть по этой ссылке.
Жуткая авария на Ленина
Еще одним негативным моментом в 2020-м стало эффектное крушение муниципального автобуса на проспекте Ленина. Авария случилась 13 июля в час пик. Опытнейший водитель умудрился на ходу выпасть с сиденья и вывернуть руль. От этого автобус резко повернул влево, пересек проспект и врезался в дерево. Если бы ствол не остановил многотонную машину, она бы смела горожан, прогуливавшихся по набережной. К счастью, никто из людей серьезно не пострадал.
Важные события одной строкой
Осенью 2020 года стартовал долгожданный второй этап реконструкции Макаровского моста;
мэрия показала проект будущей реконструкции улицы Малышева, на которой обустроят выделенки для транспорта почти по всей длине;
многие перекрестки Екатеринбурга взяли под тотальный контроль дорожных камер;
на маршруте № 18 успешно прошел техническую обкатку трехсекционный вагон «Уралтрансмаша»;
мэрия выиграла у застройщика все суды по сносу офисника над будущей станцией «Бажовской»;
на будущей трамвайной линии в Верхнюю Пышму весь 2020-й укладывали рельсы, строили трансформаторные подстанции и определились с числом остановок;
проект будущей трамвайной линии в Академический прошел государственную экспертизу;
в Екатеринбурге начали массово устанавливать умные остановки;
в 2020-м мэрия продолжила тотальное «озаборивание» города. Были убраны несколько пешеходных переходов. Администрация и ГИБДД уверяют, что это борьба за безопасность. Но тема очень дискуссионная;
появились первые детали проекта Александра Высокинского по строительству в Екатеринбурге канатной дороги. Но в реальное воплощение этой затеи мало кто верит;
сменился глава ГИБДД по Свердловской области;
были объявлены торги на приобретение в лизинг еще 58 новых автобусов в 2021 году.
Это всё! Надеемся, 2021-й станет более успешным для наших транспортников.