24 июня четверг
СЕЙЧАС +8°С
Фото пользователя

Алексей Кофман

активист фонда «Городские проекты»
Фото пользователя

Алексей Кофман

активист фонда «Городские проекты»

Другие статьи автора

«Велодорожкой нормально пользоваться невозможно». В Заречном построят бесполезную выделенку для самокатов

Урбанист Алексей Кофман — о том, какую ошибку совершают проектировщики

Поделиться

В сквере сейчас нет велодорожек

В сквере сейчас нет велодорожек

Поделиться

В Заречном построили велодорожку с ошибкой

Активист фонда «Городские проекты» и участник движения «Мирные жители» Алексей Кофман объясняет, почему у администрации Екатеринбурга не получаются удобные велодорожки и что нужно, чтобы наконец-то научиться их делать как следует.

В последнее время много новостей про электросамокаты — тема горячая, мнения разделились. Критики этого вида транспорта указывают на то, что самокаты доставляют неудобства пешеходам, когда ездят по тротуарам. Это верно. С другой стороны, активность использования самокатов говорит о том, что транспорт удобный и востребованный. По сравнению с автомобилями он доступнее, экологичнее и безопаснее.

Администрация города пока применяет только ограничительные меры: недавно власти согласовали ряд зон, где скорость самокатов ограничивается 15 км/ч, это коснется многих парков и скверов. Но все понимают, что это лишь временная мера, которая проблему не решает, и без вложений в строительство велоинфраструктуры ситуацию серьезно не улучшить.

Самокаты заполонили Екатеринбург, и срочно нужны велодорожки

Самокаты заполонили Екатеринбург, и срочно нужны велодорожки

Поделиться

Денег на эти нужды у города мало, но какие-то участки все же реконструируются и там даже строятся велодорожки. И в такие моменты важно делать все правильно и расходовать средства максимально эффективно. Сегодня я хочу на конкретном примере показать, как можно увеличить эффективность расходования бюджетных денег.

Разберем актуальный пример: сквер на улице Опалихинской в микрорайоне Заречном. Администрация собралась его реконструировать, в мае разыграли аукцион. На реконструкцию собираются потратить 80 миллионов рублей, и в проект заложена велодорожка.

Давайте посмотрим на трассировку планируемой велодорожки, на плане я раскрасил ее желтым.

Велодорожки спроектированы так, что ими пользоваться не будут. На плане проекта они выделены желтым

Велодорожки спроектированы так, что ими пользоваться не будут. На плане проекта они выделены желтым

Поделиться

Сначала она идет немного странным изгибом наверх, прерывается, начинается в другом месте, потом почему-то разворачивается и идет обратно параллельно сама себе. А в конце упирается в проезжую часть улицы Опалихинской, хотя в этом месте нет ни пешеходного перехода, ни велопереезда. В чем смысл? Велодорожка спроектирована так, что нормально пользоваться ею невозможно.

Велодорожка (желтая линия) на рендере проекта

Велодорожка (желтая линия) на рендере проекта

Поделиться

Посмотреть, какими маршрутами жители ездят в этом месте, мы можем, например, на сервисе для велосипедистов Strava. Популярные маршруты здесь отмечены более ярким цветом.

Самое популярное направление: от «Карнавала» к улице Машинистов. Сейчас велосипедисты ездят напрямую через сквер

Самое популярное направление: от «Карнавала» к улице Машинистов. Сейчас велосипедисты ездят напрямую через сквер

Поделиться

Мы видим, что большая часть велосипедистов пересекает этот сквер по прямой со стороны «Карнавала» в направлении улицы Машинистов. Также многие едут вдоль Опалихинской и к Черепанова.

Учитывая эти данные, мы можем предположить, что оптимально будет проложить велодорожки примерно так, как показано зеленой линией на этой карте. Конечно, велодорожка не должна быть идеально прямой, ее можно немного искривлять и смещать, чтобы пешеходные и велосипедные потоки как можно меньше пересекались. Но главное — по ней должно быть удобно передвигаться по основным направлениям.

Оптимальная велодорожка (зеленый цвет), велодорожка по проекту (красный), зона проектирования (синий)

Оптимальная велодорожка (зеленый цвет), велодорожка по проекту (красный), зона проектирования (синий)

Поделиться

Теперь сравните это с красной линией — велодорожкой из проекта, разработанного ООО «АПК «Аппарат»» по заказу администрации. Если честно, я вообще не понимаю, кто и зачем ею будет пользоваться. По-моему, она будет только сбивать людей с пути. Такие велодорожки не просто бесполезны, но и вредны: велосипедисты будут привыкать, что по велодорожкам ездить не надо, так как они ведут в никуда, а пешеходы будут привыкать ходить по велодорожкам, так как по ним никто не ездит. При таком качестве проектирования будет лучше вообще исключить велодорожку из проекта.

Синим на карте показаны границы проектирования благоустройства. Видно, что в рамках этой реконструкции можно было бы реализовать значительную часть необходимой велоинфраструктуры в этом микрорайоне. А вместо этого мы имеем очередное бесполезное благоустройство с нарисованной как попало велодорожкой, которая никак не улучшает ситуацию.

В итоге можно смело утверждать, что проект никуда не годится и строить по нему нельзя, нужно дорабатывать!

Жители микрорайона очень заинтересованы в хорошем проекте, их беспокоит не только бестолковая велодорожка, но и другие типичные проблемы нашего благоустройства. Они сразу забили тревогу, как только начали ставить забор. Кроме того, в городе есть активное сообщество, которое готово помогать на разных этапах разработки проекта: от постановки технического задания до контроля реализации, но процесс разработки сейчас очень непрозрачный и на него сложно повлиять.

Жители Заречного недовольны проектом и тем, что их мнения не спросили

Жители Заречного недовольны проектом и тем, что их мнения не спросили

Поделиться

Фактически ни жители, ни общественные организации в обсуждении этого проекта участия не принимали. Кстати, точно такая же история произошла в прошлом году с проектом парка за Дворцом молодежи от того же проектировщика. Тогда жители тоже узнали о реконструкции, когда установили забор, а власти обвиняли их в том, что они срывают строительство своими несвоевременными замечаниями. Как мы видим, никаких выводов из этой истории сделано не было.

2020 год: жители ВИЗа недовольны проектом парка за Дворцом молодежи и тем, что их мнения не спросили

2020 год: жители ВИЗа недовольны проектом парка за Дворцом молодежи и тем, что их мнения не спросили

Поделиться

Почему происходит так, что до реализации доходят абсолютно непригодные проекты и при этом ни жителям, ни общественным организациям не удается на них повлиять? Давайте разбираться.

Я думаю, картина примерно такая. Заказывает проект комитет благоустройства, поставлена цель «благоустроить» как можно большее количество квадратных метров. При этом вообще не важно, кто и где будет там ездить и ходить. Скорее всего, в комитете даже нет человека, которому было бы интересно задумываться о трассировке велодорожек.

В техническом задании конкретики обычно тоже нет: ни конкретных параметров велодорожек, ни требования провести исследование. Проектировщик же на всем экономит, его цель — сделать как можно проще и быстрее, лишь бы приняли и оплатили.

Есть в администрации комитет по транспорту, специалисты оттуда могли бы участвовать при постановке задачи и при согласовании, но в этом комитете вообще не считают велосипеды и самокаты за транспорт. Комитет по транспорту в основном заботится о том, чтобы пропускная способность улиц для автомобилей не уменьшалась. Да и комитеты между собой не очень-то общаются, хотя могли бы — у мэра даже есть заместитель «по транспорту и благоустройству», Алексей Бубнов, но это почему-то не помогает.

Еще одна проблема, которая не решается годами: даже если проект выкладывается на обсуждение куда-нибудь на сайт администрации города, то об этом никто не узнаёт. И это несмотря на то, что мэрия выделяет на пиар своей деятельности в СМИ сотни миллионов рублей в год. Как так получается и на что уходят выделяемые деньги, для меня загадка.

Алексей Орлов недавно устроил объезд по паркам Екатеринбурга

Алексей Орлов недавно устроил объезд по паркам Екатеринбурга

Поделиться

На днях о проблеме с инфраструктурой для электросамокатов также высказался недавно назначенный мэр города Алексей Орлов.

— Наверное, это удобный вид передвижения, но он вызывает серьезные нарекания со стороны тех людей, которые идут пешком. Травм достаточно много. И, конечно, надо эти вопросы регулировать в обязательном порядке. Сегодня снижение скорости передвижения на самокатах обсуждается уже на федеральном уровне. Велодорожки нужно развивать. Такие обращения идут. Мы, строя дороги, будем это учитывать. Предложения есть, они находятся в проработке для того, чтобы появлялось как можно больше таких территорий, — сказал Орлов.

Судя по тому, что происходит со сквером на Опалихинской, от решения поставленной им задачи мы еще очень далеки. Чтобы хотя бы сдвинуться в правильном направлении, я предлагаю начать со следующих шагов:

  1. Приостановить и доработать все текущие проекты строительства и благоустройства, в которых не проработана велоинфраструктура. Это относится как к Опалихинской, так и, например, к строительству развязки у концерна «Калина», где собрались строить по очень старому проекту, отрезающему друг от друга целые районы без возможности перемещаться на велосипедах.
  2. Назначить в администрации хотя бы одного специалиста ответственным за велоинфраструктуру. Не обязательно высокого начальника — главное, чтобы он понимал, где и зачем нужны велодорожки, как их проектировать, и мог согласовывать техническое задание и готовые проекты для всех комитетов.
  3. Настроить процесс обсуждения проектов. Сначала опубликовать и обсудить с горожанами техническое задание проектировщику, разработать концепцию, обсудить концепцию, потом уже разрабатывать детальный проект. Все должно быть прозрачно. Не обязательно привлекать десятки тысяч человек, но надо сделать так, чтобы хотя бы заинтересованные горожане могли как-то в этом поучаствовать.
  4. Разработать стратегический план развития велоинфраструктуры всего города, в который должны входить как строительство капитальных велодорожек при реконструкциях, так и создание сезонных быстровозводимых велополос.

Кстати, пока я писал эту колонку, пришла информация из мэрии. В четверг, 10 июня, в 17:30 в сквере на улице Опалихинской представители администрации и подрядчика встретятся с жителями. Если вы живете в Заречном, обязательно сходите, задайте свои вопросы и получите ответы из первых уст. Потом в комментариях к этому тексту расскажите, что вам ответили.

Почитайте колонку Алексея Кофмана, в которой он упрекает мэрию в отсутствии стратегического подхода к развитию Екатеринбурга.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

оцените материал

  • ЛАЙК20
  • СМЕХ4
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ4
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...