E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -2

2 м/c,

зап.

732мм 57%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Дороги и транспорт мнение «Ни уборка, ни правильные газоны не помогут». Уральский бизнесмен — о том, как спасти город от пыли и грязи

«Ни уборка, ни правильные газоны не помогут». Уральский бизнесмен — о том, как спасти город от пыли и грязи

Юрий Окунев объяснил, почему шипованная резина — это главное зло для дорог Екатеринбурга

Создатель фонда «Город может» при помощи исследований объяснил, почему нужно избавиться от шипованной резины

Сезонная грязь на дорогах Екатеринбурга — это уже настоящий бренд, к которому мы давно привыкли. С ней пытаются бороться, ее изучают, но всё бесполезно.

Откуда эта грязь берется и как ее победить? Свердловский бизнесмен, один из основателей фонда «Город может», Юрий Окунев считает, что всё дело в шипах. Свое мнение он подкрепляет результатами исследований.

Когда вы стоите на перекрестке зимой, какой звук вы слышите отчетливее других? Прислушайтесь…

Это скрежет шипованных шин по асфальту. Тысячи машин проезжают по городу за день, не оставляя дорожному покрытию шансов остаться целым. Дело в том, что твердость автомобильного шипа по шкале Мооса 9,5 — как у наждачной бумаги. Выше только у алмаза — 10.

У асфальта твердость 1,5–2, он всегда проиграет шипу в этом соревновании. Значит, каждый раз, когда вы едете на шипах, вы как наждачной бумагой стачиваете верхний слой дорожного полотна.

По шкале Мооса шипы уступают разве что алмазу

По данным исследования ОАО «Дорсервис», один легковой автомобиль изнашивает за 1 километр пробега около 24 граммов покрытия. Кажется, это не так уж много, но в среднем за сезон машина проезжает около 10 тысяч километров, и получается, что каждый автолюбитель шипами снимает около 240 килограммов покрытия, а это выглядит как четыре мешка цемента.

Столько пыли за сезон образует одна шипованная машина

В Екатеринбурге примерно 450 тысяч легковых машин, 4/5 из них — на шипах, то есть 360 тысяч шипованных авто ежегодно снимают по 240 килограммов покрытия каждая. Итого мы получаем 86 тысяч тонн «съеденного» за сезон дорожного покрытия. Вот основная причина нашей грязи в зимний период. Если разложить всю эту пыль по «КАМАЗам», они заполнят весь центр города.

Столько пыли образуется за один сезон в Екатеринбурге

И куда попадает всё это перемолотое дорожное полотно? Превращается в грязь и пыль и оседает в наших легких.

И что делать?

В Минтранс вносили предложения об уменьшении сроков использования шипованных шин, о штрафах за использование шипованных шин летом, об уменьшении скорости при использовании шиповки.

Но это всё полумеры, они не решат проблему на 100%. На мой взгляд, по-настоящему эффективным будет только полный переход на фрикционные шины. Я езжу 20 лет на нешипованной резине, езжу везде: и в городе, и за городом, и в деревнях, и в поселках, — никогда не было аварий, и всегда фрикционная резина хорошо проявляла себя.

«Отказ от шипованных шин — самый эффективный способ борьбы с пылью, грязью и колеями на асфальте, и об этом свидетельствует успешный зарубежный опыт»

В этом году с командой фонда «Город может» мы провели большую аналитическую работу, промониторили российские и зарубежные исследования по этой тематике.

Ниже — несколько примеров стран, где жители отказались от шипов.

Япония: запрет шипов от черных облаков


Повышенный уровень твердых частиц в воздухе (если по-простому — смог), наблюдавшийся в Японии в начале 1980-х годов, вызвал большую озабоченность. Сообщалось, что уровни ТЧ превышают 400 мкг/м3 в городах Сендай и Саппоро, что значительно выше японского стандарта в 100 мкг/м3.

В течение зимних месяцев и ранней весны в крупных городах также наблюдалось значительное увеличение визуальной непрозрачности воздуха.

Одна группа исследователей охарактеризовала высокий уровень твердых частиц в воздухе как «черные облака, покрывающие города», вызывающие у людей проблемы с глубоким дыханием.

Японские власти возложили вину за повышенный уровень твердых частиц на пыль, образующуюся от шипованных шин, и ввели на них запрет.

Вот к каким результатам привел запрет

Стоит отметить, что острова в Японии близки по климату к Владивостоку и там выпадает довольно большое количество снега, с ним справляются при помощи реагентов. Но посмотрите, какого цвета после этого снег, и сравните его с цветом снега в Екатеринбурге!

Так отличается оттенок снега на улицах Екатеринбурга и городов Японии

Кстати, в аэропорте Кольцово используют «Бионорд», чтобы взлетно-посадочная полоса не покрывалась льдом. Осадки там те же, что в городе, но грязи там нет, и тому есть две причины: первая — бетонное покрытие вместо асфальта, вторая — самолеты не ездят на шипованной резине.

Я считаю, что в России использование реагентов бесполезно, пока люди будут ездить на шипованной резине. Либо шипы, либо реагенты. При использовании шипованной резины применение реагентов неэффективно, это только создает грязную жижу.

США: отказ от шин по собственному желанию


Использование шипованных шин в штате Орегон сократилось с тех пор, как Министерством транспорта штата было проведено исследование о влиянии шипованной резины на дорожное покрытие. По данным исследования, в 1995 году около 16% зарегистрированных автомобилей были оснащены шипованными шинами.

Опрос, проведенный в зимний сезон 2013–2014 годов, показал сокращение этого числа примерно до 4%. Причем это не директивный запрет, а сознательность граждан, так как они понимают, какой вред наносит использование шипованных шин.

Швеция: запрет проезда по одной улице привел к снижению использования шипов


В Европе уже более 20 лет озадачены борьбой за чистоту воздуха. Введен ряд мер, которые снижают количество твердых частиц в воздухе. В 1999 году шведское правительство постановило, что все машины должны быть оснащены зимними шинами. После этого процент шипованной резины приблизился к 100%, но к 2006 году доля «шипов» в Стокгольме снизилась и составила около 75%.

На зимний сезон 2009–2010 годов стокгольмский городской совет ввел запрет на шипованные шины на одной из оживленных улиц Стокгольма — Хорнсгатане. Позже этот запрет был продлен. Максимальное количество автомобилей, использующих шипованные шины на этой дороге, было сокращено до 31% в 2013–2014 годах. Это привело к снижению износа дорог на 72% и снижению концентрации тяжелых частиц в воздухе на 50%.

Как снижалось использование шипованных шин в мире

Но пока в других странах вводят запреты на использование шипованных шин или жители сами сознательно от них отказываются, у нас количество автомобилей с шипованными шинами только растет. По неофициальным данным, четыре из пяти авто в Екатеринбурге оснащены именно шиповкой. И это печально.

Использование шипованной резины ведет к целому ряду проблем: образованию колеи на дорогах, что небезопасно, грязи и пыли на улицах, что ведет к проблемам со здоровьем у горожан и портит визуальный образ городов. Ни хорошая уборка, ни правильные газоны не помогут исправить ситуацию, потому что они не устраняют причину возникновения проблемы, а лишь маскируют последствия.

Освободить город от грязи и пыли — реально. Это задача и ответственность каждого из нас, и в наших силах подарить нашим детям чистый город с чистым воздухом.

Согласны с автором?

Да
Нет

Почитайте также, что о причинах появления грязи на дорогах рассказывали губернатор Евгений Куйвашев и прежний мэр Екатеринбурга Александр Высокинский. Свое расследование провел и общественник Дмитрий Калинин.

А еще мы узнали у екатеринбургских водителей, какую зимнюю резину они выбирают, чтобы чувствовать себя безопаснее на дороге.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления