Долгожданную ветку из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму будут обслуживать трамваи «Львенок», разработанные столичным холдингом. Об этом стало известно в середине февраля, когда было заключено специальное соглашение.
Долгое время шансы на поставку вагонов сохранял завод «Уралтрансмаш». Называлась даже конкретная модель, которая подходила больше всего, — это трамвай с индексом 71–415. Но в итоге вагоны этого типа приобрели для Нижнего Тагила, а в Екатеринбурге всё ограничилось их технической обкаткой.
Но если уральские вагоны жителям Екатеринбурга знакомы, то о «Львенке» неизвестно ничего. Здесь трамваи этой модели никогда не ездили, хотя география их эксплуатации постепенно расширяется. В настоящее время они успешно используются в Москве, Ижевске, Улан-Удэ, Перми, Ульяновске, Череповце и Красноярске.
«Львята» в Сибири
К примеру, в Красноярск партия «Львят» поступила в ноябре 2021 года. Всего для города было закуплено 25 вагонов на сумму 1,25 миллиарда рублей. А учитывая, что на линию в Красноярске выходят всего 36 трамваев, эта модель стала основной и заменила в парке древние дребезжащие вагоны времен СССР.
Трамваи 71−911ЕМ «Львенок» односекционные, полностью низкопольные. Их салон рассчитан на 150 пассажиров. Машины оборудованы тахографом и системой спутникового наблюдения. В салонах установлены камеры наблюдения, климат-контроль, медиакомплексы и USB-розетки для зарядки гаджетов.
У «Львят» четыре двери для пассажиров. Открыть любую из них можно как изнутри, так и снаружи — для этого нужно нажать на специальную кнопку прямо на двери. Во время движения эта функция блокируется ради безопасности.
— Трамвай уникален тем, что на 16 метрах реализовано 4 дверных портала. При низком поле это позволяет увеличивать скорость пассажирообмена. Люди быстрее входят и выходят, следовательно, скорость на маршруте становится быстрее, — рассказал коммерческий директор «Транспортных систем» Андрей Юхненко нашим коллегам с портала NGS24.RU.
Еще одна фишка новых «Львят» — система безопасности. Разработчики привели пример, когда их трамвай въехал в многотонную бетономешалку. Водитель, который не был пристегнут, только порезался от разбитого стекла. Пассажиры не пострадали. Всё дело в распределении силы удара.
— Пассажир не почувствует мгновенного толчка и не полетит через весь салон. В носовой части у трамвая есть огромный металлический элемент, который и задействован на весь кузов, на него распределяется кинетическая энергия, — пояснил Юхненко.
«Львята» для Урала
Напомним, для Свердловской области будет закуплено 11 вагонов. Их сборка и доставка запланированы к июню 2022 года.
— Участие в проекте по запуску трамвайного сообщения между Екатеринбургом и Верхней Пышмой много значит для нас. По сути, это первый в истории современной России межмуниципальный трамвайный маршрут, — отметил генеральный директор «ПК "Транспортные системы"» Александр Дубровкин.
Ветку между Екатеринбургом и Верхней Пышмой по договору концессии будет обслуживать компания «Верхнепышминский трамвай» (входит в состав столичной фирмы «Мовиста Регионы»). Концессионное соглашение с региональными властями было заключено в 2021 году. По его условиям, компания, помимо закупки трамваев, также построит депо и будет осуществлять перевозку пассажиров в течение 10 лет. Финансирование большого проекта было обеспечено государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ».
Проект депо в Верхней Пышме, где будут обслуживать «Львят», ранее получил отрицательную оценку со стороны госэкспертизы. В компании «Верхнепышминский трамвай» при этом сообщили, что ситуация под контролем:
— В настоящее время на площадке ведутся подготовительные работы для организации строительства, закупаются необходимое оборудование и материалы. Процесс согласования проектной документации идет в штатном режиме, предусматривающем внесение корректировок в работу, — было сказано в заявлении. — Не сомневаемся, что запуск движения по трамвайному маршруту Екатеринбург — Верхняя Пышма состоится в намеченные сроки.
Дорога по новой ветке займет 20–30 минут, проезд, по словам чиновников, будет стоить меньше 50 рублей. Предполагается, что в сутки этим новым маршрутом будут пользоваться около 11 тысяч человек. На территории Екатеринбурга будет расположено десять остановок и еще четыре — в Верхней Пышме.
Для прокладки линии строители перерыли тысячи кубометров грунта, снесли дома (многие из них — по решению судов) и построили новые электроподстанции. Все работы вела структура «УГМК-Холдинга» — АО «ИСЦ УГМК».