Сейчас-1°C

пасмурно, сильный снег

ощущается как -6

зап.

Страна и мир мнение «На площади было озеро с волнами»: екатеринбурженка — о том, как пережила крупнейший потоп в Венеции

Мария Кузнецова написала хронику страшного наводнения

Мария живет и учится в Венеции. Признается — во время наводнения ей было страшно

В Венеции произошло самое крупное за 50 лет наводнение. Уровень воды поднялся до 183 сантиметров. Екатеринбурженка Мария Кузнецова учится там и живет на острове Джудекка. Она написала хронику двух дней, когда один из самых туристических городов планеты переживал потоп.

12.11, утро: я проснулась от звука сирены на своем острове. Спокойная мелодия, которую местные жители слышат уже далеко не в первый раз, тогда не заставила меня волноваться. Позавтракав, я пошла на пары с зонтом и в резиновых сапогах по колено — дождь лил второй день не переставая, уровень воды был примерно 100 см, когда как нормальный уровень для города на воде — 50–70 см.

12.11, день: вода спала до среднего уровня, я пересекала одно из самых низких мест города — площадь Святого Марка — чуть ли не посуху, жалея, что надела резиновые сапоги. Перед вечерней парой я вернулась домой, переобулась в обычную осеннюю обувь и взяла с собой ноутбук, чтобы позаниматься в библиотеке после занятий. Дождь не прекращался. Уровень воды был 40–60 см.

Дождь лил целыми днями

12.11, вечер: посреди пары мы вдалеке услышали сирену: сигнал о подъеме воды, что является просто предупреждением. Мы с одногруппниками начали перешептываться, преподавательница то ли не услышала, то ли значения сирене не придала. О чем сирена предупреждала жителей в тот вечер, никто еще не знал. Проверив специальное приложение на телефоне, в котором показан текущий уровень воды, а также прогноз на три дня вперед, я поняла, что идти в библиотеку мне не следует: на поздний вечер обещали подъем уровня воды до 145 см, за окном тем временем усиливался дождь, поднимался ветер. Приехав на свой остров, я уже шла по лужам, на набережную начинали находить волны с лагуны. Высокая вода заходила в город. Уровень воды: 80–90 см.

На набережную начинали находить волны с лагуны

12.11, поздний вечер: приложение обещало максимальный подъем воды на 23:00, русскоговорящая компания решила встретиться в 22:50 и пойти посмотреть, что творится на набережной. Примерно в 22:30 в своей комнате я услышала гул, которого ни разу ранее не слышала, — это оказался штормовой ветер скоростью порядка 27 м/c. Я решила выйти на улицу: гул не прекращался, громко хлопали ставни соседних домов, не помню, был ли дождь или его раздувало ветром. Одна сторона общежития выходит на канал, ее отделяет забор из металлических прутьев, через которые в один момент начала шумно переливаться вода. Будто кто-то забыл выключить кран и потоки воды просто начали выливаться из переполненной ванной: нас начало затапливать.

Когда мы вышли за границу общежития, мы смогли пройти только 10 метров в одну сторону, дальше была вода. К мосту было не пройти, он был наполовину в воде, подхода к нему просто не было видно, мы оказались отрезанными водой с одной стороны. Окна первого этажа у отеля напротив затопило примерно наполовину. Приложение начало ежеминутно менять прогноз уровня воды: каждые 5 минут вода прибывала примерно на 3 сантиметра, максимальный уровень также постоянно смещался со 145 на 155 и выше — каждые несколько минут. Мы стояли на повороте, смотрели на мост и не решались пройти дальше. Вода начала прибывать на наших глазах, сначала касаясь только кончиков наших сапог, волны начали захлестывать всю ступню. Мы услышали сирену — третью или четвертую за день, ветром звук уносило в другую сторону, нам становилось страшно. Acqua alta в городе. Прогноз обещает 170 см воды.

12.11, полночь: в общежитии вода подошла к уровню окон первого этажа. Там, где несколько часов назад была улица, рокотала горная река, волны которой были направлены в сторону корпусов нашего общежития. Мой друг с соседом, проживающие на первом этаже, собрали чемоданы и начали спрашивать друзей со второго этажа, у кого из них можно будет переночевать. Мы пошли на другую сторону от наших корпусов. Через 15 метров на месте оживленной площади нас встретило озеро, по которому носились волны, а деревья над ними, мимо которых я раньше проходила и не замечала, гнулись так, что их было сложно не заметить. Я вернулась в общежитие, где мы с ребятами пришли к выводу, что нам крупно повезло, что корпус стоит на пригорке, потому что со всех сторон мы окружены водой. Тот факт, что вода не пришла на нашу территорию, был просто чудом. Отметка уровня воды закрепилась на катастрофических 187 сантиметрах. Нечто подобное было лишь 53 года назад, когда в 1966 году вода поднялась до 194 сантиметров, что было абсолютным рекордом с 1923 года — года начала официального отслеживания уровня высокой воды в Венеции.

Экоактивисты на площади Святого Марка

13.11, 00:30: вода больше не идет вверх. Текущий уровень равен самому страшному более чем за полвека прогнозу. Ветер стих. Вода начинает спадать. Люди выходят на улицу. Делаем шаги очень внимательно, на улицах находится то, что там находиться не должно. Уровень воды: 172 см.

13.11, 01:00: идем к другому мосту через канал, озеро на площади становится меньше. Канал переполнен водой, на земле, на обеих сторонах от моста, лежат на боку несколько лодок, а в канале рядышком друг с другом, будто убегая от бедствия, стоят, врезавшись в мост, яхта и пассажирский паром. Вместе они никогда не заходят в этот канал в силу своих размеров, а сейчас стояли там вместе, ведь лодки, освободившие им место, были раскиданы по берегу. На каменном мосту трещина, на земле в 10 метрах от канала лежит спасательный круг, повсюду водоросли. Уровень воды: 150 см. Отлив.

Полки в магазинах были пусты, лодки выбрасывало на набережные
Следы высокой воды везде: в офисах хаос, раскиданы стулья

Из утренних новостей мы узнали о двух жертвах наводнения. Было хмуро: сухо, но пасмурно. Влажные разводы тянулись до вторых этажей зданий, везде вокруг были водоросли и деревянные обломки свай, к которым обычно пришвартовываются лодки. Сейчас многие из них затоплены: только окна выглядывают из воды, несколько пассажирских паромов вышли из строя. В городе много мусора, следы высокой воды везде: в офисах раскиданы стулья, в магазинах одежды валяются манекены, в продуктовых — еда на земле. И только продавцы из дальнего зарубежья и магнитики с надписью Venice на своих местах, ибо город на воде живет дальше. Венеция восстанавливается не из огня, а из воды — самый необычный и стойкий феникс в мире.

Были когда-нибудь в Венеции?

Да
Нет
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции