Поправки к закону "О безопасности движения", нарушившие график тысячи екатеринбуржцев, которые утром, 5 ноября, не смогли вовремя уехать на работу из-за отсутствия автобусов, пока вступили в силу лишь формально.
Категории
Напомним, речь идет, в частности, о новых правилах сдачи экзаменов и получения водительских прав. Права теперь будут иметь категории и подкатегории. Больше всего обычных граждан коснутся несколько правил – в частности, введение отдельной категории прав для водителей мопедов и скутеров (категория "М"). Не имея таких прав, управлять мопедом теперь, по идее, нельзя.
Также долгожданной для многих стала пометка "АТ" в правах: она облегчит жизнь – то есть обучение и сдачу экзамена в ГИБДД - тем, кто выбирает машину только с автоматической коробкой передач. По мнению замначальника УГИБДД России по Свердловской области Алексея Габдорахманова, последнее нововведение особенно порадует водителей-женщин, которые часто предпочитают автомобили именно с автоматической трансмиссией.
Мигранты за рулем маршруток
Однако жители Екатеринбурга наиболее оживленно обсуждали еще одну поправку, согласно которой управлять пассажирским транспортом с 5 ноября (так изначально гласил документ) имеют право только водители с удостоверениями российского образца. Именно она и вызвала неразбериху: перевозчики, не успевшие отправить водителей-мигрантов на переобучение, до последнего ждали документ, дающий отсрочку. И дождались, но узнали об этом уже непосредственно в день Ч, когда на всякий случай придержали большую часть машин в парке.
- Я не знаю, почему они не вышли на работу, - прокомментировал ситуацию Алексей Габдорахманов.- Перенесли сроки: до мая мы не привлекаем к ответственности водителей, которые управляют пассажирским транспортом с водительскими удостоверениями зарубежного образца. Я знаю одно: когда будет принят документ, мы будем его выполнять.
Эксперт отметил, что правила, согласно которым граждане, временно пребывающие на территории России, могут не менять водительские удостоверения, действовали с 2000 года. Но при этом никто не запрещал иностранцам обучаться и получать российские удостоверения – они, согласно все тем же документам, действуют в течение того же срока, что и временная регистрация. Так что перевозчики вполне могли бы решить проблему без отсрочек и дополнительных нормативных документов.
Автошколы
Пока все остается по-старому не только с водителями-мигрантами. Единственное новшество, которое реально действует с 5 ноября: запрет на сдачу экзаменов экстерном.
Большинство же поправок вступили в силу только на бумаге. О том, когда именно учить курсантов автошкол начнут по-новому, в ГИБДД не уточняют. На деле автошколы учат, а автоинспекторы принимают экзамены, как и раньше. И удостоверения выдают с теми же категориями. Дело в том, что министерство образования не успело подготовить соответствующие программы обучения.
- Программ подготовки на новые категории и подкатегории министерством образования еще не разработаны, - сказал Габдорахманов. - Раз нет программ, никто по новым правилам не готовит. Появится нормативный документ, мы будем его выполнять.
Это касается и категории "М": пока нет программ обучения вождению на мопеде и скутере, нет и удостоверений соответствующей категории. "Мопедистов пока останавливать не будем", - пообещал госавтоинспектор.
Старые права не утратят силы и будет действовать до момента истечения их срока. После этого их будут менять на новые, в новой системе категорий, соответствующей их предыдущим правам. Ничего пересдавать водителям не придется.
Эксперт также намекнул на то, что, когда поправки наконец заработают, они улучшат качество подготовки водителей. В настоящий момент в ГИБДД по Свердловской области отмечают не слишком высокий уровень подготовки выпускников автошкол: лишь около четверти из них сдают экзамен с первого раза.
Алексей Габдорахманов отметил, что в целом введение новых категорий не пугает госавтоинспекторов.
- Эта наша работа, - заключил он. – Мы разберемся.
Фото: Артем Устюжанин, E1.RU