В Екатеринбурге во время парада, посвящённого Дню Победы, прошла выставка-автопробег автомобилей периода Великой Отечественной войны и некоторых моделей послевоенного периода. Можно было увидеть и грузовик ГАЗ-АА ("полуторка"), и ГАЗ-67 (первый советский командирский внедорожник), и несколько американских авто Ford Willys, Dodge, а также грузовик Studebaker. Была даже целая плеяда трофейных немецких и советских мотоциклов и несколько послевоенных автомобилей, например, ГАЗ-69, пришедший на смену ГАЗ-67. Среди машин символично красовалась нежно-голубая блестящая "Победа" (ГАЗ-20).
- Все машины, которые сегодня были, по сути, - легенды, - пояснил порталу E1.RU один из организаторов мероприятия Алексей Заславский. – "Полуторка" – это первый автомобиль Горьковского автозавода (1932 год). В качестве прототипа был взят Ford AA. Сегодняшний аналог этой машины – ГАЗель. А Ford Willys – это вообще прототип всех современных внедорожников. Этот лёгкий полноприводный автомобиль использовался для перевозки командного состава, буксировки артиллерийских систем. Наши конструкторы взяли идею Ford Willys и на базе её собрали ГАЗ-67, который впоследствии превратился в УАЗик.
Владельцы ретроавтомобилей изначально пошли на большой риск и допустили к машинам всех желающих. Детей, как магнитом, тянуло на раритетную технику. На некоторых ГАЗах детвора висела гроздьями, а организаторы еле успевали снимать с крыш автомобилей одну партию детей за другой. Автовладельцы охотно фотографировались и даже иногда катали желающих от улицы Пушкина до Окружного дома офицеров.
Среди автомобилей был настоящий бронемобиль Б-20. Владельцы его собрали самостоятельно, используя только старые фотографии. У детей он пользовался наибольшей популярностью. Не обделены были вниманием толпы и мотоциклы, в особенности ирбитский М-72, самый популярный в те военные годы. Их было на выставке два – один с коляской, другой - без неё.
Кроме военных можно было увидеть два гражданских автомобиля – "Победу" ГАЗ-20 и старый Chevrolet Special Deluxe. Последний из них, возивший, по словам владельца, самого Жукова, настолько заинтересовал одного из любопытных горожан, что он сразу стал договариваться с владельцем о возможной аренде ретропредставительского авто.
По словам Алексея Заславского, подобных ретровоенных машин становится всё больше.
- Они трансформируются из обычного транспортного средства в коллекционное. Мы в свою очередь спасаем и реставрируем, что можем, - сказал организатор.
Несмотря на то, что "особой" истории у представленных автомобилей, по мнению Алексея, нет, владелец Chevrolet всё же утверждает, что на его автомобиле в своё время разъезжал по городу сам маршал Георгий Константинович Жуков, командовавший Уральским военным округом.
В общей сложности по городу прокатилось и "покрасовалось" 15 ретромашин. Корреспонденту E1.RU даже удалось прокатиться в кузове легендарной "полуторки", перевозившей во время войны артиллерийские расчёты.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Выставка военных ретроавтомобилей в Екатеринбурге