E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +8

1 м/c,

ю-в.

747мм 63%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Авто интервью "Это первый раз, когда происходят серьёзные изменения": правозащитники комментируют последние нововведения в ОСАГО

"Это первый раз, когда происходят серьёзные изменения": правозащитники комментируют последние нововведения в ОСАГО

Кирилл Форманчук, Дмитрий Ларионов и Максим Едрышов - о плюсах и минусах обновлённой "автогражданки".

Со 2 августа в России вступает в действие новый закон об ОСАГО.

Автомобилисты России со 2 августа начинают страховать свои автомобили по ОСАГО согласно новым условиям.

Основное нововведение, которое коснётся непосредственно автовладельцев, – это изменение суммы выплаты по Европротоколу (специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники без участия ГИБДД и которая подтверждает право потерпевшего на получение страховой выплаты по ОСАГО) с 25 до 50 тысяч рублей для договоров от 2 августа. Это распространяется на те ситуации, когда ДТП произошло без ущерба третьим лицам и вреду здоровью, в нём участвовало ровно два транспортных средства, у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО.

Кроме того, появится штраф для должностных лиц за необоснованный отказ от выдачи полиса страхования, а также за навязывание услуг, не предусмотренных договором страхования, – 50 тысяч рублей.

Ещё одно изменение – теперь и потерпевший, и виновник будут обязаны предоставить в страховую компанию копию извещения о ДТП и свою машину к осмотру. В случае неисполнения виновник будет получать регресс от страховой, а раньше ему ничего за это не было.

Редакция E1.RU попросила известных правозащитников Дмитрия Ларионова, Максима Едрышова и Кирилла Форманчука прокомментировать эти и другие изменения в ОСАГО и пояснить, что на самом деле поменяется.

Об изменениях 2 августа в общем

– Что в целом дадут нам изменения в законе?

Максим Едрышов: – Криво, но как-то пытается регулятор решить проблемы в ОСАГО. Самое главное, что теперь страховщики не смогут отказывать в выдаче страховки. Особенно это актуально в этом году для мотоциклистов и для машин старше 10 лет. Во всём все винят Центробанк, но на самом деле проблем нет. То, что у страховой нет бланков, – это проблема страховой. Смысл в ОСАГО в том, что любой человек в любой момент может застраховать машину.

– Основное изменение, которое сразу бросается в глаза состоит в том, что теперь нужно за выплатами идти в свою страховую. Для чего это сделали?

Кирилл Форманчук: – Нелогичное нововведение: ты идёшь в свою страховую, которая по сути ни при чём. А потом страховая делает регресс в его страховую. Это вроде бы упрощает автолюбителю процесс получения выплат. Ты застраховался в конкретной компании, и она, по идее, стала заинтересована в тебе как в клиенте в дальнейшем. Раз они ничего не теряют, то они примут документы быстрее.

– То есть деньги могут сразу выплатить?

К.Ф.: – Нет, в течение 30 дней. Они также делают запрос в страховую виновника, есть у него полис или нет. После этого одобряют и делают выплаты. Логика в том, что страховые компании считаются жуликами, поэтому лучше пусть выплачивает ваша страховая, так как она заинтересована в вас.

– 50 тысяч – это штраф на организацию?

Дмитрий Ларионов: – На должностное лицо. Это их мотивировать, а для нас – это последний аргумент, если не продают полис.

Едрышов и Ларионов уверены, что проблемы с отказами в выдаче полисов ОСАГО могут исчезнуть после нововведений.

Что конкретно дают изменения автомобилистам нововведения в ОСАГО

– Новый лимит выплат по Европротоколу – это достаточно или тоже маловато?

Д.Л.: – 50 тысяч рублей – это выше среднего значения страховой выплаты, которая сейчас составляет 25-30 тысяч рублей. Европротокол способен покрыть большинство ДТП сейчас. Это разгрузит полицию и поможет участникам ДТП, у которых просто нет времени тратить весь день на оформление и регистрацию дорожно-транспортного происшествия.

К.Ф.: – Доля по этим Европротоколам меньше 10%. Страховая по нему почти всегда отказывает в подобных выплатах. Люди эти заявления почти никогда не могут заполнить правильно без посторонней помощи, допускают ошибки, не ставят подписи. Это повод для страховой отказать. Я считаю, что и 50 тысяч не будет хватать. Люди же не могут на взгляд определить ущерб. Опять не будут попадать в лимит.

М.Е.: – Потока народу за выплатами не будет. Народ ничего не знает про Европротокол, как показывает практика, все сдавали на права давно и за изменениями не следят. По статистике РСА и ГИБДД, подобные выплаты – это всего лишь 1%. Средние выплаты сейчас составляют 27 тысяч рублей, так что изменения погоды не сделают, но какое-то увеличение выплат будет.

– Раньше же можно было выбирать, куда обратиться в случае ДТП?

К.Ф.: – Да. А теперь – только в свою компанию. А её офис может находиться в области, поэтому водители будут тратить уйму времени. Логики в нынешних изменениях мало.

Теперь каждый автолюбитель, попавший в ДТП, при повреждениях до 50 тысяч рублей может не регистрировать происшествие в ГИБДД, а сразу идти в страховую.

– Почему страховые сейчас не дают деньги, а направляют на ремонт?

М.Е.: – Это защита от мошенничества. Чтобы человек не чинился за 5 000 рублей, хотя ему выплатили гораздо больше. Он потом снова разобьёт машину. Автосалонам страховые доверяют, к тому же те предоставляют страховщикам огромные скидки – это уже минимизация убытков. А иногда фамилия владельца сервиса удивительно похожа на фамилию директора страховой (смеётся). Мошенничество сейчас крайне распространено, но это уже тема для отдельного разговора.

– Изменится ли что-то в вашей работе после нововведений? Клиенты страховых прямо ждут единой методики расчёта размера ущерба.

Д.Л.: – К тому моменту работы станет меньше. Но пока нет сведений о том, когда она заработает, хотя проекты уже были. Страховым новая единая методика не сильно выгодна именно потому, что текущая ситуация на рынке позволяет занижать выплаты, выбирая методики с меньшими цифрами. Новую методику ждут все, она нужна.

М.Е.: – Сейчас эксперт определяет стоимость нормо-часа работы. А это должна определять система. Сейчас все считают по-разному, и все правы. А количество их при ремонте определяется заводом-изготовителем.

– Кто может пострадать от нововведений в ОСАГО?

М.Е.: – Никто. Даже страховая. Мошенничества по Европротоколу не будет, 25 тысяч – это никому не интересно.

Какие изменения ждут автомобилистов в октябре 2014 года

– А что будет после октябрьских нововведений? Что-то изменится?

Д.Л.: – Увеличится лимит по выплатам за повреждение имущества. Сейчас они составляют 120 тысяч на одного участника и 160 тысяч рублей на всех участников. Будет 400 тысяч на одного, а суммарный лимит отменят. Весь смысл в том, что появляется гарантия, что водитель получит выплату вне зависимости от платёжеспособности виновника в данный момент.

К.Ф.: – Ничего не изменится, по сути. А полис наполовину вырастет. У нас сейчас 7% обращается за выплатой в 120 тысяч рублей. За 400 тысяч тоже не многие пойдут, а платить будут больше в два раза. ОСАГО не убыточная, что бы ни говорили в страховых.

Максим Едрышов: "Цены на ОСАГО в октябре вырастут на 24-26%".

– Как изменятся страховые тарифы? Говорят, что ОСАГО станет дороже чуть ли не в два раза.

Д.Л.: – По оценкам некоторых экспертов, выплаты могут увеличиться в полтора раза. Утверждённой ценовой политики пока нет, изменений в тарифной политике – тоже. Это первый раз, когда происходят существенные изменения в ОСАГО.

М.Е.: – Британские эксперты по заказу ЦБ проанализировали рынок и говорят, что цены на ОСАГО вырастут на 24-26%.

– Что ждёт рынок ОСАГО в целом?

Д.Л.: – Модернизация. Сменился регулятор рынка. ЦБ сменил правительство РФ. Вырастут цены на ОСАГО, так как вырастут сами выплаты из-за увеличения лимита.

– Мне кажется, или все инициативы пока сырые?

Д.Л.: – Зато актуальные. Все изменения проходят через стадию обкатки. Сейчас выбор страховой человеком продиктован не месторасположением офиса, как было раньше, а рыночными условиями. Он будет обслужен в компании, которую сам выбирает так, ради чего он сюда шёл.

– А у людей спросили, надо ли им это всё? Может быть, они просто хотели за ОСАГО платить минимум. Не все же попадают в ДТП.

Д.Л.: – Тогда эти люди пусть рассчитывают на минимальные выплаты и сами думают, что им делать после ДТП.

Сравнение с Европой

– Сильно отличается наше нынешнее ОСАГО от европейской страховки автомобиля?

М.Е.: – Безусловно. Если там страховые компании выполняют социальные функции, то в России – это бизнес, в котором хотят обмануть потерпевшего. В Европе она называется Green Card и стоит около 100 евро. Суммы по выплатам сравнимы с нашими. Там более лояльные требования к автомобилям, которые страхуют. Могут и старую застраховать.

– В принципе всё так же, как и в России?

М.Е.: – В России 100% страховых выплат занижены. Если это маленькие суммы, меньше 1 000 рублей, то никто не судится – только трата нервов и времени.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления