Креативные индустрии сегодня двигают вперед все сферы экономики. Креаторы создают новые идеи, новые смыслы, новые продукты. Творить еще продуктивнее им помогают специальных площадки для развития идей.
ООН объявил 2021-й Годом креативной экономики. Свердловская область присоединилась. Первая ласточка — конкурс для молодых дизайнеров, где призом было размещение на стартап-площадке в «Меге». Как прошел финал, кто стал победителем и что ждет творческий бизнес на Урале — в специальном репортаже.
«Самим магазин не открыть»
Татьяна Борейко по образованию строитель, а сейчас создает нижнее белье. Признается, что переход от свай к бюстгальтерам без косточек для нее как девушки был естественным. Новым делом она занялась в августе прошлого года.
— В Екатеринбурге сложно найти людей, которые бы шили качественное нижнее белье. Но мы нашли, у нас собственное ручное производство. И мы разработали классную размерную сетку — любая модель подойдет практически на любой размер, — рассказывает о своей марке дизайнер.
Название у бренда ироничное — «75B», хотя у вещей часто один размер. Продается нижнее белье через Instagram. Но, когда Татьяна услышала про конкурс для молодых дизайнеров, где победитель получал место на стартап-площадке в торговом центре, приняла участие не раздумывая.
— Было бы круто заиметь офлайн-площадку, где люди могут прийти, потрогать, примерить что-то. Почему бы и нет. А самим нам магазин не открыть: у нас не такие большие бюджеты.
Креативная поддержка креативного бизнеса
Конкурс в марте 2020 года объявил Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. Вместе с Министерством инвестиций региона и торговым центром «Мега» они решили помочь уральским стартапам в fashion-индустрии. Победитель получил право бесплатно разместиться в ТЦ на стартап-площадке.
— Губернатор уделяет много внимания развитию малого и среднего предпринимательства: что происходит, сколько бизнесменов работает, насколько эффективны меры поддержки. И он ставит задачи постоянно открывать новые возможности для развития бизнеса. Конкурс — такой принципиально новый инструмент. Назрела острая необходимость поддержать этот сектор, — рассказывает министр инвестиций и развития области Виктория Казакова.
Кроме того, Свердловская область вошла в десятку регионов России, где будут созданы креативные кластеры в рамках федерального проекта Rurban Creative Lab. Заброшенные промзоны превратят в прогрессивные точки притяжения для творческих людей, наполнят кластеры резидентами и событиями. Конкурс стал первым событием в рамках работы с творческими уральцами.
На конкурс поступила 51 заявка со всей Свердловской области. Первый этап был заочный. Участников проверяли по нескольким критериям. Они должны быть зарегистрированы в реестре субъектов МСП или как самозанятые. Бизнес должен соответствовать концепции торгового центра, а производственных мощностей должно хватать, чтобы обеспечить товаром бутик в популярном ТЦ. В финал вышли 11 участников.
Бизнес вопреки пандемии
В числе финалистов и Анастасия Волошенко с ее брендом ELATE. Это женская одежда в стиле спортшик, как говорит дизайнер, «для активных будней и расслабленных выходных». Бренд — дитя пандемии. До локдауна Анастасия работала юристом, а во время него вернулась к своему хобби — шитью. Подруги стали просить сшить одежду и для них. Скоро заказов стало слишком много, женщина объединилась со швеями и создала свой бренд. А когда объявили конкурс, сразу несколько знакомых скинули Анастасии ссылку на него.
— Основные продажи у нас через Instagram, был опыт работы и в офлайне: арендовали помещение. Но проходимость была низкая — опыт оказался неудачным. Для бизнеса важно быть на нескольких площадках, не только в Instagram. Если мы выиграем, это очень нам поможет, мы пальчики держим, чтобы победить, — делится дизайнер.
Даже участие в конкурсе дает многое молодому бренду. Анастасия замечает, что в финале несколько участников с одеждой в стиле спортшик, он на пике популярности. Важно оценить конкурентов и придумать, чем выделиться.
В финале участники провели fashion-показ, а профессиональное жюри определило окончательный состав стартап-корнера. Победителями назвали уральские бренды одежды Mirsali, Pattern, Elliney, интерьерные ароматы и ароматы для дома Aromateria Home fragrance.
Уже в апреле коллекции победителей появятся в торговом центре. Остальные участники показа также получат право поработать в стартап-корнере в течение года. Бутик откроется напротив IKEA, где его сможет увидеть практически каждый гость торгового центра.
— Мы хотим поддержать малый бизнес на старте проекта, дать шанс протестировать свой товар и поработать с широкой аудиторией торгового центра. Сейчас мы общаемся еще с несколькими ТЦ, где надеемся запустить подобные проекты. Продолжим сотрудничество и с «Мегой», весной проведем экоярмарку, — рассказал директор областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.
Этот конкурс стал первым в проекте по развитию креативных индустрий. В его рамках в регионе разработают нормативно-правовую базу и специальные меры поддержки МСП этого сектора и создадут креативные пространства. Площадки примут и знаменитые уральские мероприятия: 6-ю Уральскую индустриальную биеннале и фестиваль Ural Music Night.