E1
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+16°

ясная погода, без осадков

ощущается как +14

1 м/c,

ю-з.

734мм 35%
Подробнее
5 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Реклама
Бизнес инфографика «Пятерочка» поглощает. Как московские продуктовые за пять лет захватили уральский рынок

«Пятерочка» поглощает. Как московские продуктовые за пять лет захватили уральский рынок

Местных продавцов с каждым годом становится меньше

Федеральные торговые сети захватывают Екатеринбург

Где вы чаще всего покупаете хлеб, молоко и яйца? В «Магните», «Пятерочке» или в «Верном»? Федеральные сети открыли точки едва ли не в каждой многоэтажке Екатеринбурга. При этом уральские магазины сдают позиции. Вместе с экспертами 2ГИС мы проанализировали, как изменился рынок продуктового ритейла в основных городах Свердловской области за последние пять лет. И немного взгрустнули.

«Пятерочка» захватила Екатеринбург

У «Пятерочки» больше всего магазинов в Свердловской области 

Всего, согласно данным 2ГИС, в Екатеринбурге и окрестных городах (таких как Первоуральск, Среднеуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Ревда, Дегтярск и т. д.) в апреле 2021 года действует 1330 продуктовых магазинов. Лидирующие позиции по числу торговых точек предсказуемо занимает «Пятерочка» — у нее 283 филиала. На втором месте «Магнит» с показателем 218 супермаркетов и 2 гипермаркета. Тройку замыкает «Монетка» со 194 магазинами.

Удивительно, но всего пять лет назад картина разительно отличалась: пальма первенства была у «Магнита» (112 магазинов), второе место занимал «Кировский» (106 магазинов), а «Пятерочка» была на третьем месте (95 магазинов).

Посмотрите, как за пять лет изменилось число продуктовых магазинов

— Мы придерживаемся принципов умного роста, открывая магазины только в местах с наибольшей потенциальной рентабельностью и при необходимости закрывая магазины там, где условия менее благоприятны. На сегодняшний день в Екатеринбурге представлено 235 магазинов торговых сетей X5: 206 «Пятерочек» и 29 «Перекрестков». 38 из них были открыты в 2020 году, — комментируют рост в пресс-службе X5 Retail Group.

Как умирает региональный продуктовый ритейл

Число магазинов региональных торговых сетей за последние пять лет заметно поубавилось. К примеру, мы потеряли «Звездный» и «Апродукт». А «Елисей» в два раза сократил число точек, по словам его владельца Александра Оглоблина, местным сетям всё сложнее конкурировать с федеральными.

— Увы, мы — регионалы — не можем конкурировать с федералами по основным брендам (представленным в магазинах. — Прим. ред.). Когда у «Пятерочки» 20 тысяч магазинов, а у «Елисея» — 12, понятно, что закупочная мощность у нас разительно ниже. Федеральные сети могут продавать товар по цене, по которой нам поставщики его поставляют.

«А нам говорят: "Берите товар вагонами и фурами, тогда у вас будут цены как у "Пятерочки"»

— Единственные, кто выживает, — сети, которые находят свое лицо, свои фишки. Для нас это собственное производство и уникальные товары, которых нет в федеральных сетях, — говорит бизнесмен.

Александр Оглоблин считает, что, следуя такой политике, производители наступают на горло сами себе.

— Они практически ничего не зарабатывают на «Пятерочках», но пытаются заработать на небольших местных сетях, которые в результате умирают, потому что не в силах конкурировать с федералами, — считает Александр Оглоблин.

В Свердловской области закрылись «Апродукт», «Звездный», «Райт» и «Карусель»

Экономист Константин Селянин подтверждает, что магазинам часто сложно договориться о приемлемой цене с поставщиком, но они стараются найти подходы.

— В переговорах между производителями и торговыми сетями идет бойня. Нужно отдать должное, что торговые сети на стороне покупателя, они стараются всеми силами снизить издержки на логистику, на сопровождение товара, — говорит эксперт.

Еще больше продуктовых магазинов!

Исследование 2ГИС показывает, что за пять лет число продуктовых магазинов в регионе выросло почти в два раза (с 727 в 2016 году до 1330 в 2021 году — рост 82%). Но это далеко не предел.

— Если такой показатель, как количество торговых точек на тысячу населения. В Индии 10,4 магазина на 1000 человек, во Франции — 6,4 магазина, в Англии — 7,3, в Германии — 4,3, а у нас только 2,5. Сейчас магазины пытаются открыться везде, где возможно. Далее, на мой взгляд, будет следующий шаг: после того как точки проработают 5–7 лет, сети проанализируют результаты и неудачные точки будут закрываться, — считает Константин Селянин.

Эксперты считают, что в регионе и дальше будет расти число продуктовых магазинов федеральных сетей

Кандидат экономических наук, доцент РЭУ имени Плеханова Аяз Алиев добавляет, что закрываться будут также региональные сети и одиночные супермаркеты, но рост общего числа магазинов не прекратится — рынок продовольственных товаров далее будет развиваться за счет небольших, но удобных и близких к дому торговых точек. Хотя ситуацию в продуктовом ритейле Екатеринбурга многие уже считают близкой к насыщению.

— Крупные торговые сети за счет эффекта масштаба вытесняют частные магазины, и дальше эта тенденция будет продолжаться. Федеральные игроки выигрывают в сокращении расходов, в ценовой политике, что отражается на конкурентоспособности. Им проще договариваться с оптовиками по вопросам закупок и по вопросам финансовых расчетов. У мелких игроков такие возможности сильно ограничены, — говорит эксперт.

Бизнесмен Александр Оглоблин также считает, что у федеральных сетей в России есть еще масса возможностей для развития. И они ими активно пользуются, открывая торговые точки в новых городах. Сейчас «Пятерочек» и «Магнитов» нет разве что на Дальнем Востоке. Но эксперт считает, что это ненадолго — по его оценкам, нужно около трех лет, чтобы сети появились и в самых отдаленных городах страны.

«Пятерочки» пока не охватили разве что Дальний Восток

— Каждый год проводим опрос директоров — просим назвать конкурентов рядом с магазинами. За последние три года их число выросло в два раза. Как правило, это либо федеральные сети, либо фермерские магазины и пекарни открываются рядом с нами, — говорит Александр Оглоблин.

«Могут работать в убыток 10 лет подряд»

Суперсила «Магнитов» и «Пятерочек», по словам экспертов, не только в низкой закупочной цене. Но также в стратегии работы.

— Основные KPI (ключевые показатели эффективности. — Прим. ред.) в работе федеральных торговых сетей не прибыль, а капитализация. Для них гораздо важнее количество точек и объем продаж. Они имеют за счет этого преимущество, ведь не зависят от сиюминутной прибыли, а могут проработать в убыток 3 года и даже 10 лет подряд, — отмечает Константин Селянин.

Вместе с числом новых магазинов в регионе растет их качество

Кроме того, федеральные сети активно вкладываются в качество обслуживания покупателей, чем может похвастаться далеко не каждая местная сеть.

— Сети поняли тренд, что люди хотят не только низких цен, но и нормальной обстановки. Например, «Пятерочка», которую мы видим сейчас, это не то, что было семь-десять лет назад. Помоечная «Пятерочка» канула в Лету, — говорит Александр Оглоблин. — Сейчас продавцы понимают, что нужно потребителю.

«Потребитель не хочет чувствовать себя свиньей в магазине, он хочет видеть чистый красивый зал с правильным освещением, хороший ассортимент»

Правда, по оценкам экспертов, таких качественно обустроенных магазинов в Свердловской области не более половины. И здесь федеральные сети выступают драйвером роста — на этот формат вынуждены ориентироваться более мелкие игроки. Так что вместе с числом новых торговых точек в регионе должен вырасти и сервис.

Мы писали, что помимо региональных сетей из Екатеринбурга уходят и федеральные — компании отказываются от формата «гипермаркет» в пользу маленьких магазинов у дома. Например, в 2019 году сеть X5 Retail Group закрыла два из трех своих гипермаркетов «Карусель» в Екатеринбурге. Осенью 2020-го закрылся последний магазин бренда в ТРЦ «Алатырь».

В 2020 году из Екатеринбурга ушла еще одна крупная продуктовая сеть — «Райт». Площади в торговых центрах занял «Перекресток».

Но, несмотря на обилие сетей и высокую конкуренцию, цены на продукты в Свердловской области продолжают расти, о том, как они изменились с начала 2021 года, мы рассказывали в этом материале. Почитайте, какой прогноз по поводу роста цен в наступившем году давали экономисты и владельцы торговых сетей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления