С уличным художником Славой ПТРК мы встретились в галерее "Свитер". Он сразу стал показывать мне заготовки будущих работ проекта "Видимость".
– Вот это скамейка. Ненастоящая, конечно. Там две мусорки и биотуалет. Ёлка немного смешная, треугольная, окно, дверь, машина, скамейка, светофор, – Слава рассказывает о фигурах из деревянных палок, обклеенных цветными плакатами. Всего девять объектов. – Здесь у меня настоящие городские и очень функциональные вещи. Те, которыми люди пользуются и видят чаще всего. Светофор, например. Он на каждом перекрёстке есть.
– А какой посыл у тебя? Что ты собираешься сделать?
– Мы эти макеты разместим поверх старых предметов или на том месте, где они должны стоять. Понимаешь, я хочу видеть город другим. Показать, как порой нелепо прячут городские изъяны. У нас много вещей, которые портят облик. Но мы это уже не замечаем.
Первым делом отправились ставить ёлку. Её разместили на перекрёстке улиц Пушкина-Ленина. Там, по мнению Славы, должна быть настоящая.
– Ты вот меня спросила, для кого я это делаю... Для простых людей, наверное. Просто у нас очень часто получается так, что не ремонтируют, не реставрируют, а лишь создают видимость. Пусть обратят внимание, задумаются.
На Плотинке неподалёку от Музея ИЗО художники поставили биотуалет. Он был настолько похож на настоящий, что прохожие даже не замечали подмены. На Малышева в старом особняке блестящим баннером закрыли старую, уже разбухшую от дождей и снегопадов дверь. Правда, ручки там сохранились, поэтому Слава специально для них прорезал дырки. люди вокруг с недоумением смотрели на молодых "реставраторов". Кто посмеивался, а кто–то даже вспомнил ненастоящий камин в каморке Папы Карло из известной сказки про Буратино.
– Как тебе вообще пришла в голову идея создать такой проект?
– Я был в Москве. И сфотографировал там здание, поверх которого был размещен большой плакат с изображением этого же здания, только нового, отреставрированного. И не поверишь, не отличить было от настоящего. Когда я показывал друзьям фотографии, никто не мог сообразить, в чём подвох. Выдавали "муляж" только швы. С этого всё и началось.
Самым масштабным объектом должен был стать автомобиль. Слава решил вазовскую "шестёрку" превратить в роскошную голубую Mazda 6. Макет подготовил в полную величину, машину нашли во дворе на улице Мира.
– Я два года высматривал эту старую "шестёрку". И решил превратить её в новенькую иномарку. Это, наверное, на сегодняшний день самая сложная работа. Для того, чтобы перевезти конструкции, пришлось заказывать ГАЗель. Но все усилия были напрасны. Оказалось, что шестёрки во дворе уже нет.
– Невероятно. Это, наверное, к тому, что всё нужно делать качественно и продуманно, - Слава немного расстроился.
В центре художник ещё поставил два "мусорных контейнера", а на перекрёстке улиц Карла Маркса-Бажова – скамейку. На неё, кстати, можно даже аккуратно присесть.
Машину художник всё-таки установит завтра. Тогда же в городе появится новенький светофор, постоянно показывающий "зелёный", и окно.
Слава работал весь день. Уличное искусство, оно такое: сил потратишь много, а результат может существовать недолго, порой даже несколько часов. Но художнику всё же удалось воплотить идею в жизнь, сделать город лучше. Пусть и не навсегда.
– Я буду доволен, когда установим все объекты. Но реакция людей мне нравится, – ответил мне напоследок Слава.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Работа "Видимость" Славы ПТРК