E1
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +7

1 м/c,

южн.

744мм 76%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Культура интервью Пианист-виртуоз Денис Мацуев - о свердловских депутатах: "Это маразм - запрещать пить алкоголь в антракте"

Пианист-виртуоз Денис Мацуев - о свердловских депутатах: "Это маразм - запрещать пить алкоголь в антракте"

Музыкант ответил на вопросы читателей E1.RU.

Денис Мацуев – один из самых востребованных пианистов в мире. Тем приятнее, что он нашёл время ответить на вопросы читателей E1.RU.

Концертный график Дениса Мацуева расписан до 2018 года, но, несмотря на это, пианист уже во второй раз за последний месяц приезжает в Екатеринбург. Накануне он вместе с уникальным камерным оркестром "Вена-Берлин" дал концерт в Свердловской филармонии. А за четыре часа до этого зашёл в редакцию E1.RU, чтобы ответить на вопросы наших читателей.

– В одном из интервью вы сказали, что проводите дома всего лишь 45 дней в году. Хочется понять, как вы чисто физически выдерживаете этот график?

– На самом деле сейчас уже 28 – год от года эта цифра снижается. Всё дело в том, что обожаю сцену – это место, где хочется быть постоянно. Сцена – это праздник. Сейчас у меня около 220 концертов в сезон – это огромное счастье встречаться с публикой на разных континентах.

Каждый концерт, с одной стороны, это испытание, а с другой – это место отрешения, когда я могу общаться с великой музыкой и своей публикой. Конечно, с физической точки зрения такой график очень непрост, но пока сибирская основа позволяет мне его выдерживать.

Интересно, что вы за последние две недели во второй раз приезжаете в Екатеринбург. С чем связана такая любовь?

– Во-первых, это особая любовь к городу, региону, оркестру, Дмитрию Лиссу, Александру Колотурскому. В этом месяце два важных повода. Наверное, мы поставили рекорд 6 мая, когда сыграли три концерта Чайковского в один вечер. Нынешний же приезд – это подарок екатеринбургской публике, поскольку мы приехали с одним из лучших камерных оркестров мира "Вена-Берлин". Он состоит из десяти музыкантов Венского оркестра и десяти – Берлинского. У нас с ними идёт мировой тур. Когда мы планировали его, то я не мог обойти стороной Екатеринбург. Публика должна услышать жемчужину камерных оркестров мира.

Дениса Мацуева интересно не только слушать, но и наблюдать за тем, какие эмоции он испытывает, когда рождает звуки.

– Вы даёте более двухсот концертов в год. Вы в городах, где играете, ещё что-то замечаете, кроме зала?

– Конечно. Мы вчера ехали с Александром Николаевичем Колотурским (директор Свердловской филармонии. – прим. ред.) из аэропорта, и я вспомнил свой первый приезд сюда в 1994 году. Было очень мрачно и темно. Это мои первые впечатления от Екатеринбурга. Как здорово, что сейчас Екатеринбург стал абсолютно европейским городом со своим лоском, темпоритмом, особым обаянием.

В первую очередь, конечно, Екатеринбург для меня связан с филармонией, которая за последние двадцать лет стала не только одной из ведущих в стране, но и примером для других, как можно развивать это направление. Многие теперь копируют систему Колотурского. Я мечтаю о том, чтобы в Екатеринбурге появился новый концертный зал, потому что город достоин этого. Нынешних 740 мест очень мало.

Вам не обидно, что элитарные классические исполнители для массового зрителя не очень доступны?

– Для меня очень дорога та публика, с которой мы вместе прошли последние 20 лет. Я в Московской филармонии делаю 12-й год абонемент – три-четыре концерта, куда я приглашаю выдающихся музыкантов. В среднем получается 1 000 рублей за концерт. И для Москвы это абсолютно доступно. Безусловно, когда происходят разовые концерты, то цены бывают высокими. Понимаю почему, но стараюсь с этим бороться.

После интервью Денис Мацуев зашёл в художественную галерею, которая находится в том же здании, что и редакция.

– Я знаю, что у вас есть вторая страсть – футбол. Откуда у вас это?

– С детства – от бабушек. Они были очень страстными болельщицами "Спартака". Они вели таблицы матчей, собирали фотографии. Они привили мне страсть к театральному футболу, в который всегда играл "Спартак" – кружева, забегания, короткий пас, непредсказуемость, паузы, которых сейчас нет. К сожалению, за последние 13 лет мы не выиграли ни одного турнира. Но настоящий болельщик проявляется не во времена триумфа.

Екатеринбургские болельщики "Спартака" попросили передать им привет.

– Ребята, мы – "спартачи"! Для нас это святое слово. Здорово, что народ ходит на стадион. Мы все переживаем за наш клуб, который сейчас борется за шестые-седьмые места. И каким-то внутренним чувством я понимаю, что мы вот выкарабкаемся из этого состояния. Я не помню этого, но, когда "Спартак" в 77-м опустился в первую лигу, то на драйве быстро вернулся обратно. Тогда зародился уникальный состав. Считаю, что такие пощёчины, которые нам приходится испытывать, сделают нас сильнее. Давайте выпьем за святую к футболу любовь, сплотимся и будем верить и любить наш "Спартак".

Елена Стихина спрашивает: "Если бы глухой человек вдруг обрёл слух, то что бы вы первое ему сыграли?"

Тему из Третьего концерта Рахманинова. Это гениальная тема, которая открывает этот фантастический концерт. В ней передана вся широта нашей природы, уникальных просторов. В эту музыку невозможно не влюбиться.

Я, как и многие мои сверстники, ходил в музыкальную школу, но сразу после окончания убрал инструмент в шкаф и больше не прикасался. Надо ли заставлять детей ходить в музыкальную школу?

– Заставлять – плохое слово. Ребёнок должен быть ребёнком, но в какой-то момент надо направить его на путь истинный. Но тут важно не отбить тягу к музыке. Для общего развития ходить в музыкальную школу – очень неплохое занятие. Даже если ребёнок не станет гениальным музыкантом, то это пойдёт ему на благо, откроется новое полушарие. Современный ребёнок должен успевать всё.

Мария спрашивает: "Были ли вы в музее Чайковского в Алапаевске"?

– К сожалению, нет. Хотел побывать там 6 мая, но прилетел слишком поздно. Мне очень нравится это начинание, потому что Чайковский тут какое-то время жил. Я был в Воткинске, Клину. Так что обязательно приеду – обещаю.

– Ещё один вопрос от читателей: "Вы бы что посоветовали делать музыкантам, которые окончили консерваторию или училище, а потом работают на банкетах"?

– Это, конечно, трагедия, когда ты не востребован. В лучшем случае ты устроишься в музыкальную школу и будешь играть кое-какие концерты, а в худшем – люди просто завязывают с этой профессией. Сейчас Россия обладает возможностью для проявления этого таланта: различные фонды, фестивали... Но где бы вы ни играли, вы должны делать это честно. Поверьте, я играл не только в "Карнеги холл". В Екатеринбург я раньше приезжал в плацкарте и играл без гонорара.

– Некоторые наши читатели отмечают ваше сходство с вице-мэром Екатеринбурга Высокинским. Вы случайно с ним не знакомы?

(Смеётся) Нет, не знаком, но буду рад увидеть его на своих концертах.

Действительно похожи.

– У нас вчера депутаты отличились, приняв закон, запрещающий продавать алкоголь до и во время концертов. Вы как к подобным нормам относитесь?

– Безусловно, когда есть маразм в некоторых законах, то понять очень сложно. Я не очень большой поклонник алкоголя, хотя люблю красное вино и собираю его, разбираюсь в нём. Я вообще вино сравниваю с музыкой, в каждом вине есть своя эпоха и стиль. И всё же мне подобные законы кажутся странными – всё-таки это не футбол, где есть дикие болельщики. Есть же традиция в Большом театре в антракте выпить бокал шампанского и заесть его "Мишкой косолапым". После этого второе отделение слушается совершенно по-иному.

Фото: Михаил МЕТЦЕЛЬ/ ТАСС; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления