12 июня, в День России, в Ельцин-центре откроется выставка карикатур, приуроченная к 25-летию первых президентских выборов в России. На выставке будут представлены работы художников-карикатуристов, активно публиковавшихся в 90-е годы в газетах и журналах новой России.
Куратор выставки Михаил Златковский считает, что у российской сатиры непростая судьба: последней, по его мнению, настоящей политической сатирой были рисунки в журнале "Новый Сатирикон" в феврале 1918 года, где в весьма неприглядном свете были изображены последствия октябрьского переворота. Всю редакцию тут же сослали рыть окопы вокруг Петрограда, а после выполнения "земляных работ" почти все провинившиеся бежали за пределы страны, а на их место заступили авторы, готовые служить новой власти. С тех пор – за исключением периода Великой Отечественной войны – героями карикатур были белогвардейцы, нэпманы, служители церкви, космополиты, "врачи-вредители", спекулянты, стиляги и так далее.
– Настоящая политическая карикатура в стране появилась только во время перестройки. В одночасье на страницах СМИ стали публиковаться "святые" ещё вчера символы: серпы и молоты, советский герб и знамена в самых непривычных сочетаниях и положениях. Впервые появились шаржи на первых лиц государства. Публика с удивлением для себя узнала, что можно подтрунивать над сакральными понятиями и субъектами. Газетный рисунок своей лаконичностью и ёмкостью часто заменял сотни строк текстов. Многие карикатуры ксерокопировались для передачи знакомым. В одном из интервью художник Виктор Богорад недавно сказал: "Расцвет карикатуры в России пришёлся на начало 90-х годов. Тогда позволялось всё. Можно было рисовать Ельцина как угодно. Он на это не реагировал. Или не показывал вида, что реагирует".
Выставка "Право на смех гарантировано", вход на которую будет свободным, разместится в фойе кино-конференц-зала. Она откроется в 16:00 12 июня и продлится до 26 июня.
Вот несколько работ авторов, чьи карикатуры будут представлены в Ельцин-центре.