В центре Екатеринбурга между резиденцией полпреда президента на Урале и Дендрологическим парком стоит старинный особняк. Когда-то здесь располагалась земская школа, а с 2010 года помещение занял уральский филиал Государственного центра современного искусства. Вместе с красивым, но ветхим зданием музейщики получили территорию гимназического двора — около двадцати соток рядом с берегом Исети.
Этот участок стал первой территорией в Екатеринбурге, на благоустройство которой собирали средства всем городом. В результате получилась еще одна культурная площадка под открытым небом, она знакома всем горожанам, которые следят за культурной жизнью города.
— Территория двора долго оставалась закрытой, использовалась как склад, а от старожилов известно, что им приходилось даже тушить пожар, который устроили бездомные. Какие-то первые проекты начались в 2015 году, — рассказал замдиректора филиала Артем Антипин.
Тогда во дворике сделали деревянный настил, но на большее денег спонсоров не хватило. Вскоре после этого ГЦСИ стал съемочной площадкой фильма Алексея Федорченко. Тогда же стало окончательно ясно: двор ГЦСИ не должен быть просто стоянкой.
— Посетители выставок нередко говорили нам, что хотели бы погулять во дворе, перекусить или просто посидеть здесь. Но участок был совершенно не приспособлен для этого, — объяснила E1.RU PR-директор ГЦСИ в 2016–2017 годах Ксения Балашова.
Режиссер Алексей Федорченко рассказал, что еще в прошлом веке екатеринбуржцы, жившие в этом районе, по ночам втайне добывали золото.
— Когда-то через несколько дворов от этого места стоял дом моего прадеда. Огороды старых домов выходили на Исеть, и мужики по ночам мыли там золото, — поделился с E1.RU Алексей Федорченко. — Сейчас уже не осталось ни одного дома, а здание ГЦСИ осталось. Оно играло роль украинской земской школы в фильме «Война Анны», мы дня три в этом уютном дворике снимали кино. Когда была последняя смена, устроили там небольшой фуршет. Было очень комфортно, и мы говорили о том, что это место надо открывать для постоянного посещения горожан.
Пожелания съемочной группы вскоре воплотились. Впервые в истории Екатеринбурга благоустройство профинансировали сами жители.
— Двор нуждался в благоустройстве, на которое у ГЦСИ, конечно, не было средств. Культурная институция не может выделять денег на такие факультативные проекты, — рассказала Ксения Балашова. — Поэтому мы создали большой проект на краудфандинговой платформе «Планета», где предложили жителям Екатеринбурга скинуться, чтобы привести этот дворик в порядок. В частности, поставить над сценой крышу, чтобы музыканты могли играть и их не било током. У нас были прикольные лоты, например, за донат можно было устроить день рождения в этом дворике, купить сувениры. Вся выручка шла на благоустройство двора.
Собрать требовалось более двухсот тысяч рублей. Организаторов поддержали городские СМИ, включая E1.RU. Архитекторы Ашот Карапетян и Петр Любавин сделали дизайн-проект дворика, и вскоре он заработал по-новому.
— Первым проектом, который был запущен во дворике, стал кинотеатр под открытым небом. К нам пришел Panasoniс с огромным экраном для проектора. Люди могли в течение дня приходить и смотреть черно-белые фильмы. И понеслось: начались чтения, концерты, мы делали проект «Шувакиш» о моде 80-х годов. Площадка начала жить, — рассказала Ксения Балашова. По ее словам, «Дворик ГЦСИ» стал первым краудфандинговым проектом Екатеринбурга, который собрал более 200 тысяч рублей.
Значительный вклад в развитие площадки сделали рестораторы, которые отдавали до 10% по чеку на обустройство дворика. Обустраивать его помогают и по сей день. В этом году там покрасили настил и сцену, повесили новую гирлянду. Год назад с помощью «Леруа Мерлен» во дворе высадили новые растения.
— Все работы выполняют сотрудники ГЦСИ и волонтеры, специалистов приглашают, только если требуются технически сложные работы, — рассказал замдиректора филиала Артем Антипин.
В 2021 году с наступлением тепла дворик открыли фортепианным марафоном, в котором участвовала Свердловская детская филармония: любой желающий мог прийти и послушать музыку.
— Посетители дворика — это молодые люди от 16 до 35 лет, но они приходят к нам с детьми, с их бабушками и дедушками. Часто приходят молодые мамы с детьми. Мы даже сделали в этом году песочницу. Аудитория широкая, но редко случается так, что кто-то заходит с пивом или ведет себя агрессивно. Окружение задает тон, — объясняет Антон Антипин. — Мы не видим своим основным направлением работу с музыкой, но это все равно неотъемлемая часть, и музыку, которую делают сейчас, можно назвать современным искусством. Концертная площадка — важная часть, но не основа работы дворика.
Хотя музыка и не является основным направлением работы, но именно музыканты оживляют эту площадку. Например, 6 августа здесь прошел концерт с участием сразу трех групп: «Гринберг», «Ротврот» и фолк-рокеров Anything Helps.
Ранее мы рассказывали, как жители Екатеринбурга и Сысерти дали вторую жизнь старинному заводу. Прочитайте также историю про парк XXII Партсъезда, из-за благоустройства которого в Екатеринбурге случились протесты, и про заброшенный сад, который привели в порядок за свой счет горожане.