Согласно результатам исследования PricewaterhouseCoopers (PwC), россияне из-за кризиса пока не могут увеличивать свои расходы даже на продукты питания, не говоря уже о предметах роскоши, автомобилях и турпутевках.
По мнению экспертов, низкий уровень потребительской уверенности - плохой знак для экономики страны, которая до кризиса демонстрировала уверенный рост, в том числе за счет высокого потребительского спроса.
"Независимая газета" пишет, что намерение снизить затраты на путешествия подтвердили 38% участников опроса PwC. Около 33% заявили о том, что вынуждены будут меньше тратить на кино, театры, концерты и рестораны, а четверть респондентов готовы воздержаться от покупки электронной бытовой техники.
Другой естественной реакцией на кризис стала смена предпочтений покупателей, отказавших себе в товарах класса люкс в пользу товаров средней ценовой группы, в том числе дисконта.
"При низком уровне потребительского спроса экономика теряет важнейший стимул для развития. В "тучные" годы, когда мировые цены на нефть ставили рекорды, российская экономика росла в том числе за счет торговли. Потребительский спрос рос на уровне 15-16% в год", - заявил газете директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Сейчас этот фактор перестал работать. Потребительский спрос ушел в отрицательную зону: в августе 2009-го - минус 9,9% к августу 2008 года, в октябре соответственно - минус 8,5%. "Чудес не бывает. Если так снижается потребительский спрос, то, значит, перспектив развития у российской экономики в 2010 году нет", - подчеркнул Николаев.
Фото с сайта www.dni.ru