Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, ускоренное физическое и психическое развитие.
Восприятие обеспечивает получение и переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы и явления из ряда других похожих или не похожих на него.
У Вашего ребенка хорошо развито восприятие, если в дошкольном возрасте он: — Различает геометрические фигуры, знает их названия. — Различает предметы по цвету. Умеет сопоставлять основные цвета и их оттенки. — Умеет различать предметы по величине, длине, высоте, толщине, ширине. — Умеет воспринимать такие характеристики пространства, как: верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, далеко, близко. — Воспринимает такие характеристики времени, как: время суток (утро, день, вечер, ночь); времена года (весна, лето, осень, зима); течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра) — Умеет воспринимать свойства предметов с помощью таких органов чувств, как осязание, вкус, обоняние, слух. Знает такие характеристики, как: горячий, холодный, теплый; гладкий, колючий; твердый, мягкий; мокрый, сухой; и т.д. — Правильно понимает взаимоотношения героев на сюжетной картинке. — Правильно воспринимает смысл сказки, рассказа.
Своевременное выявление отставания в каком-либо из видов восприятия может помочь избежать неудач на первых этапах школьного обучения. О том, как же можно помочь ребенку в развитии восприятия, мы поговорим в следующей статье.