Оптическая дисграфия вызвана трудностями в усвоении начертаний букв, многие из которых кажутся ребенку ’похожими’. Вызвано это, как правило, недостаточной сформированностью в дошкольном возрасте зрительно-пространственных представлений у ребенка. Например, если ребенок не научился во время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет трудно заметить, что у письменной буквы п палочка короткая. А у письменной буквы р — длинная. Ошибки на письме при оптической дисграфии выражаются в следующем:
- Зеркальное изображение букв.
- Недописывание элементов букв.
- Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (И и Ш, Л и М.).
- Замены букв, элементы которых по разному расположены в пространстве (Ш и Т).
Для преодоления этого вида дисграфии, необходимо развитие у ребенка зрительно-пространственных представлений, что даст ему возможность заметить различия в начертании смешиваемых букв. Используются различные виды упражнений:
- Вырезание смешиваемых букв из бумаги и картона.
- Обведение контуров букв.
- Складывание букв из составляющих их элементов.
- Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку.
Все эти упражнения направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям написания сходных букв, их отличиям и тем самым помочь ему усвоить их правильное написание. Когда это будет обеспечено, оптическая дисграфия исчезнет.