E1
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+5°

облачно, без осадков

ощущается как +1

3 м/c,

с-з.

733мм 45%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,63
EUR 98,85
Реклама
Образование Техническое образование выбрали "слабые" абитуриенты

Техническое образование выбрали "слабые" абитуриенты

Преподаватели недовольны качеством поступивших к ним на технические специальности.

Традиционно востребованные на предприятиях Урала специальности – металлургия и машиностроение – оказались ещё менее популярны, чем в 2013 году.

Результаты приёмной кампании в 2014 году показали, что средний уровень оценок нынешних первокурсников Екатеринбурга по техническим дисциплинам заметно ниже, чем по гуманитарным специальностям. По данным министерства образования Свердловской области, 76% всех абитуриентов, сдававших экзамен по математике, не набрали и 60 баллов; результаты по физике еще хуже – там лишь 15% всех сдававших экзамен смогли превзойти этот показатель. Уровень в 60 баллов не случайно выбран в качестве оценочного. Именно он является пороговым показателем для вузов, проходящих оценку министерства образования РФ на эффективность деятельности. Учебные заведения, где средний балл по ЕГЭ ниже, министерство относит к неэффективным.

В этом году в числе лидеров по качеству поступивших в Екатеринбурге в вузы абитуриентов опять оказались в основном гуманитарные направления: реклама и связи с общественностью, экономика, международные отношения, туризм, дизайн, психология, журналистика. Среди технических профессий пользовались относительным спросом профессии, связанные со строительством и информационными технологиями. А традиционно востребованные на предприятиях Урала специальности – металлургия и машиностроение – оказались ещё менее популярны, чем в 2013 году.

– Мы наблюдаем очень печальный процесс: при всей активности, с которой техническое образование рекламируют сейчас перед абитуриентами, лучшие и талантливые в основной своей массе не хотят работать на производстве, даже в инженерном корпусе, – рассказывает Олег Капков, к.т.н., преподаватель УрФУ.

Обещанного ждать минимум 10 лет

Как показывает практика работы уральских предприятий в партнёрстве с учебными заведениями, единственный эффективный путь решения этой проблемы требует очень много времени.

– Нельзя наскоком, за 4-5 лет, добиться серьёзного роста популярности технических специальностей у молодёжи. Это без преувеличения дело целого поколения. До начала этого года я работал на Синарском трубном заводе и могу привести редкий пример по-настоящему успешной профориентации. На начало 2014 года на заводе работали примерно 250 человек молодых технических специалистов, родившихся в первые годы после развала Советского Союза (1991-1994 года), из них более половины – 130 человек – учились в школах, подшефных заводу. То есть с ними проводились многолетние профориентационные мероприятия. Одна из главных задач таких проектов – создать учащимся и студентам условия для развития инженерного мышления. Прошло 10-12 лет, прежде чем мы получили первые полноценные результаты, – рассказывает бывший сотрудник Синарского трубного завода Алексей Беляев.

Разнообразных партнёрских проектов работодателей и вузов в области подготовки технических специалистов становится всё больше. Их основная цель – создать непрерывный поток учащихся, переходящих от школы к колледжу, а затем в вуз и на предприятие. Из самых свежих примеров, в 2014 году группа "Челябинский трубопрокатный завод" и УрФУ договорились создать базовую кафедру вуза на одном из предприятий группы – Первоуральском новотрубном заводе. Вуз будет готовить людей именно по специальностям, связанным с трубопрокатом и белой металлургией.

Правда, некоторые работники сферы образования уверены, что перед подобными проектами ставят слишком амбициозные цели.

– Не хочется показаться противником перспективных начинаний, но "поезд" сверхпопулярности такого технического образования "ушёл", – высказывает мнение Алексей Кашин, сотрудник УрГЭУ. – Лет 80-90 назад инженер был чем-то вроде волшебника, проводника чудесного мира модернизации. Мосты, дороги, высотные дома, новые искусственные материалы – всё это было на пике развития экономики и общества. Инженеры были интеллектуальной и социальной элитой. Теперь это не так, и так уже никогда не будет. Можно до определённой степени восстановить популярность инженерного дела. Однако авторы идей "ренессанса промышленного образования" грезят возвращением светлого прошлого, в котором потребности гигантов уральской промышленности задавали главный вектор работы учреждениям образования. Я уверен, что это бесплодные иллюзии. Успешный пример того же Синарского трубного завода ещё раз доказывает: в отдельно взятом Полевском городском округе можно через школы популяризировать техническое образование и направить поток молодёжи на завод. Но Полевской – это анклав, а возьмите географию чуть шире, и "инженерное дело" проиграет в конкуренции с другими специальностями, и эффективность подобной профориентации упадёт в разы.

Работники вузов ожидают, что качество абитуриентов, поступающих на технические специальности, и в ближайшие годы будет продолжать падать. Но это не означает, по их мнению, что проекты по популяризации инженерного образования бесполезны. И работодатели подтверждают это.

– Да, сегодня инженером быть не модно, но если продолжать продвигать эту профессию, то можно хотя бы вывести её из депрессии. Работать по ней будут всё больше людей, – уверен Антон Копытин, замдиректора производственной компании "АвтоКор" (разработка и производство комплектующих для дорожной техники). – По собеседованиям с молодыми кандидатами с техническим образованием я вижу, что их качество пускай не резко, но выросло по сравнению с ситуацией, скажем, 7-8 лет назад. Если не из особой любви к профессии, то за хорошую зарплату и хорошие условия труда молодые люди пойдут туда, куда мы их поведём.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления