Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области прочитал обсуждение на Е1.RU, которое развернулось под статьей «Много шума из ничего»: Игорь Мороков выступил в защиту учительницы, забравшей грамоту у школьницы». Детский омбудсмен говорит, что «читательский форум Е1.RU нередко становится источником весьма полезной информации, которая становится поводом для раздумий, а в отдельных случаях — для проведения проверок».
«Вот и предыдущая реплика «Много шума из ничего» стала объектом внимания этого портала и его многочисленных читателей, и это радует в силу следующих причин. Во-первых, несмотря на то, что в этой реплике прозвучали упрёки в адрес российских СМИ, что те иной раз раздувают банальные истории до вселенского пожара, журналисты Е1.RU не побоялись вынести её содержание на свою главную страницу, — пишет Игорь Мороков. — Во-вторых, вновь было интересно ознакомиться с комментариями жителей Свердловской области, хотя в какой-то момент читатели перешли на обсуждение вопросов о нагрузке и заработке учителей».
В этом обсуждении, говорит он, было немало взвешенных и адекватных комментариев. Но наиболее точно, по его мнению, отразила позицию уполномоченного читатель под ником Ромашка_03.
Прошлая статья «Много шума из ничего» касалась двух недавних инцидентов с детьми: это отобранная учительницей грамота у школьницы и история с рюкзаком, который вагоновожатая забрала у ребенка, игравшего на трамвайных путях. Обе мамы обратились с жалобами.
«Родителями тех детей был явно утрачен здравый смысл в своём поведении: вместо того чтобы спокойно, без нервов разобраться в кругу взрослых в подоплеке происшествия с ребёнком и найти выход из сложившейся ситуации, одна мама кинулась за «справедливостью» в социальные сети, а другая — в полицию», — говорит свердловский омбудсмен.
Он задается вопросом: разве детям после этих скандалов стало лучше?
«У девочки наверняка осложнились взаимоотношения со сверстниками, потому что родители тех поддерживают в конфликте классного руководителя, да и внутреннее напряжение будет долго присутствовать у неё при общении с педагогом, а психологические последствия такого удалить не очень просто. У мальчика состоится или уже состоялось собеседование с сотрудником полиции, будут «разборки» и в школе, которую втянули в скандал, — почему их второклассники играли на рельсах после занятий? А всё это для второклассника дополнительный стресс», — говорит Игорь Мороков.
Но поводом для написания новой колонки уполномоченного стало замечание одного из посетителей форума Е1.RU: «Вы уж как-то определитесь, на какой вы стороне?».
Приводим ответ Игоря Морокова:
«Если ответить кратко, то уполномоченный по правам ребёнка всегда на стороне детей, даже тогда, когда кому-то кажется, что он защищает только учителей и вагоновожатых! То, что от уполномоченного регулярно достается образовательным и иным учреждениям за халатность или неправомерные действия их сотрудников, за «управленческий инфантилизм», — это стало нормой, к которой все уже привыкли. А вот когда уполномоченный заступается за школу или учителя — почему-то это становится нонсенсом?!
Давайте-ка вспомним, сколько сторон участвует в образовательном и воспитательном процессах. Минимум три стороны — педагоги, родители и сами учащиеся!
А поэтому в педагогических ошибках могут быть виноваты не только учителя, но и сами родители. К сожалению, современная действительность показывает, что появилась прослойка родителей, которая готова винить в проблемах только педагогов, именно поэтому сейчас неудивительна ситуация, нарисованная на этой карикатуре.
В международной Конвенции о правах ребёнка есть юридическое понятие, которого пока нет в российском законодательстве, — «наилучшие интересы ребёнка». В российском праве есть права и законные интересы ребёнка, нарушение которых выявляется достаточно просто — это нарушение норм законодательства, как правило, проявляющееся в бездействии или неправомерных действиях каких-либо организаций, должностных лиц или законных представителей ребёнка. С наилучшими интересами сложнее, поскольку их нарушение не всегда явно, и проявляется оно чаще только в средне- и долгосрочной перспективе.
Так вот, рассматривая различные происшествия или иные ситуации с ребёнком, уполномоченный всегда оценивает их не только с позиции защиты и восстановления его прав и законных интересов, но и с целью достижения его наилучших интересов. А понять это иногда бывает очень непросто — что же для ребёнка в конкретной ситуации является наилучшим? Самое сложное происходит в тех случаях, когда выясняется, что препятствует наилучшим интересам ребёнка сам родитель.
Для примера: гиперопека — является ли она нарушением наилучших интересов ребёнка? Вероятно, является, поскольку ребёнок, выросший в условиях гиперопеки, во взрослой жизни становится несамостоятельным и часто эгоистичным человеком, не умеющим брать на себя ответственность за поступки и склонным винить в своих неудачах кого угодно, но только не себя. Между прочим, это очень серьёзная проблема, не зря в российской блогосфере в последние годы обозначили новую родительскую общность, которую язвительно назвали «#яжемать», представители которой готовы ради своего ребёнка не только «горы сворачивать», но и «головы отворачивать».
Именно поэтому уполномоченный по правам ребёнка, всегда действуя в интересах детей, обращает свое внимание на истории с детьми, которые будоражат общество, пытаясь хоть как-то вразумить участников воспитательного процесса ребёнка».
Согласны с автором?