

Готовы поспорить: большинство вчерашних выпускников быстро и с радостью забывают большую часть знаний, которые получили в школе, — если только эти знания им не пригождаются в обычной жизни.
Автор фильма «Кем работают математики», научный журналист Инна Бартош объясняет, зачем нужна математика (а она действительно нужна не только для того, чтобы проверить счет в ресторане).
Любимый вопрос школьников: «Зачем мне нужен этот предмет, как он мне пригодится в жизни?» На это есть универсальный для всех школьных предметов ответ («Развивать мозги полезно, и есть базовые знания, которыми неплохо бы владеть даже без их практического применения»), а есть еще и отдельные ответы по конкретным предметам. Попробуем найти такие для математики!
Математика — это не бухгалтерия, это не «наука про цифры», как иногда кажется школьникам. Это наука про поиск решений. Она просто отшелушивает гипотетические проблемные ситуации, требующие решений, до чистых и однозначно понятных, выраженных в числах условий, для которых нужно найти логичное (и оптимальное!) решение. А иногда и без цифр обходится — например, в логических задачках формата «Лжет ли Джон?».
Я имею в виду знаменитую задачку из книги Рэймонда М. Смаллиана «Алиса в стране Смекалки»: представьте себе, что перед вами двое близнецов. Один всегда лжет, другой всегда говорит правду. Одного из близнецов зовут Джон. Вы хотите узнать, кто из близнецов Джон. Каждому из них вам разрешается задать только один вопрос, на который можно ответить односложно: «да» или «нет». Сам вопрос должен состоять из трех слов. Какой вопрос вы задали бы?
А если бы, вместо того чтобы пытаться узнать, кто из близнецов Джон, вы захотели бы установить, лжец ли Джон? Или кто из близнецов всегда говорит только правду?
Хотите быть детективом — решайте математические задачки. Хотите заниматься бизнесом? Решайте математические задачки. Хотите развивать мозги?.. Ну вы поняли.
Я имею в виду, конечно, не упражнения на применение пройденного правила, а олимпиадные задачи «на догадаться». Они есть для любого возраста — и часто не требуют каких-то особых знаний или формул, достаточно здравого смысла и логики. Не стесняйтесь решать задачи за 5-й класс. Для взрослых, благополучно забывших школьную математику, как раз и подойдет олимпиадный уровень 5–7-го класса.
Где можно взять олимпиадные задачи?
Совсем легкие — в конкурсе «Кенгуру». В его архиве есть задачи разной сложности, от 2-го до 11-го класса, за разные годы. Они смешные и симпатичные;
посложнее — на сайтах различных олимпиад в разделе «Задачи прошлых лет». Вот, например, сайт замечательной Вузовско-академической олимпиады, которая проводится в нашем УрФУ. Задачи на 5–6-е классы вполне подойдут для широкой аудитории. Или можно заглянуть в архивы олимпиады ИТМО. Или в раздел «Поступающим» на сайте лицея СУНЦ УрФУ, там есть замечательные задачи с разборами решений, рассчитанные на олимпиадников 7–9-х классов (для перехода к архиву задач нужно выбрать класс);
также есть сборники олимпиадных задач — например, на сайте Уральского матцентра;
и есть книги с математическими и логическими приключениями: «Принцесса или тигр?» и «Алиса в стране Смекалки» Рэймонда М. Смаллиана, «Магистр рассеянных наук» Владимира Левшина, «Крестики-нолики» Мартина Гарднера и другие.
«Математика — не только прекрасный тренажер для мозгов. Помимо общего развития, она может быть интересна школьнику и в профессиональном плане»
Например, эта дисциплина воспитывает ведущих (и хорошо оплачиваемых) специалистов в IT-секторе. Математик-разработчик со знанием машинного обучения получает зарплату примерно на 30% выше, чем обычные разработчики (и без того не бедствующие).
Математика — база поиска наиболее эффективных решений, которые программирование применяет для практических задач. Поэтому лучших разработчиков программного обеспечения учат на математических факультетах, а в ведущих вузах страны конкурс на IT-специальности формата «программирование + математика» выше, чем на прикладное программирование.
В любых областях, требующих анализа данных, востребовано математическое образование. Приветствуется оно в работе аудитора, банковского или страхового аналитика, экономиста, бухгалтера, интернет-маркетолога, актуария, исполнительного и финансового директора... Замечательные специалисты в этих областях получаются из математиков, которые дополнительно освоили соответствующий профиль.

Чтобы рассказать школьникам о преимуществах и особенностях этой профессии, мы с Уральским математическим центром сняли фильм «Кем работают математики». Его задача — мотивировать школьников заниматься математикой с осознанием того, зачем она нужна и почему стоит прокачивать этот скил. Например, вот почему (процитирую собственный фильм).
Математик занимается тем, что ему интересно, и ему за это хорошо платят. Он сам распоряжается своим временем, довольно свободно может влиять на свой график и выбор задач. Может работать из дома или из любой точки мира.
Быть математиком — обозначает не только эту степень свободы, но и возможность видеть, как тысячи человек пользуются результатами твоего труда; как то, что ты делаешь, меняет мир.
Ах да, я обещала посчитать причины, по которым школьникам стоит заниматься математикой. Вот они:
Это действительно развивает мозги.
Это способно обеспечить вас профессией, в которой никого не удивит зарплата в 150–200 тысяч рублей (но помните, что математика дает для этого возможности, но не дает гарантий).
А еще есть шанс устроиться на работу со свободным графиком, на которую не нужно ходить к восьми утра. Или вообще работать из дома.
Это не только интересно, но и престижно.
Человек с хорошим математическим образованием будет востребован в любой стране, где бы он ни жил.
Согласны с автором?
Также мы рассказывали, как сложилась жизнь екатеринбургских стобалльников по ЕГЭ — среди них есть и те, кто теперь работает по научной специализации за рубежом.
Если же вы хотите проверить свои школьные знания, попробуйте пройти наш тест по реальным задачам из ЕГЭ.