На празднование Нового года средний россиянин потратит 537 евро, говорится в исследовании Deloitte "Праздничное настроениељ- 2008".
Россияне пока не ощутили влияния финансового кризиса, свидетельствуют данные опроса Deloitte, в отличие от 40-60% жителей Европы. "Опрос проводился в конце сентябряљ- начале октября. С того времени психологическая картина могла ухудшиться. Но Новый год для многих большой праздник, и даже ухудшение уровня жизни не повлечет экономии на подарках и праздничном столе",љ- считает Егор Метелкин, партнер Deloitte.
На Новый год граждане России надеются получить деньги или эквивалентные им подарочные сертификаты (36%), косметику и парфюмерию (22%), одежду и обувь (19%), ювелирные украшения и часы (17%). Дарить россияне планируют косметику и парфюмерию (45%), одежду и обувь (30%), продукты, шоколад, конфеты и шампанское (28%). 90% респондентов пока подарков не купили.
Россиянин готов потратить на праздники 537 еврољ- почти как житель Франции (527 евро) или Бельгии (597 евро). Больше всех тратят на праздничные подарки, еду и развлечения в Ирландииљ- 1355 евро, меньше всех на Украинељ- 235 евро.
"Я буду удивлен, если выводы Deloitte окажутся правильными,љ- говорит Сергей Воробьев, председатель совета директоров Ward Howell.љ- Российский потребитель ведет себя рационально, а сейчас не лучшее время для трат. Чтобы напомнить о себе, и открытка сгодится". "Сотрудники знают, что их работодатели всерьез задумываются о сокращении численности персонала или зарплат. Мало, кто решится на серьезные траты в Новый год",љ- присоединяется к нему Екатерина Варга, руководитель проекта Pyndex.
Производители шоколада, простейшего антидепрессанта, от кризиса только выиграют, считают аналитики Commerzbank. "Если люди не могут позволить себе пообедать в ресторане, они идут и покупают плитку шоколада",љ- пишет аналитик Commerzbank Ойген Вайнберг. Совладелец крупной российской кондитерской компании заметил рост спроса на шоколад в кризисный 1998 год и рассчитывает на рост в ближайшие месяцы.
"Традиционно с начала декабря по середину марта приходится 70% годовых продаж парфюмерно-косметических товаров. Это самый легкий и популярный подарок",љ- говорит член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова и называет подарочные сертификаты прижившейся в России европейской практикой.
"Мы ожидаем повышения покупательской активности в декабре, люди будут стремиться потратить наличные сбережения, опасаясь, что деньги могут обесцениться. Но в дальнейшем расходы сократятсяљ- увольнения в компаниях и урезание зарплаты стали реальностью",љ- говорит сотрудник "Хоум кредит энд финанс банка".
Бума кредитов не ожидается: многие заемщики не смогут их получить, а многие банкиљ- выдать, рассуждает сотрудник крупного розничного банка.
Дмитрий Прохоренко, партнер хедхантинговой компании Heidrick & Struggles, обратил внимание, как напряжены российские топ-менеджеры. Первые три квартала 2008 г. позволили им сделать хороший задел, и 80% топ-менеджеров не останутся без годового бонуса, но 2009 г. они ждут с опаской. Большая часть топ-менеджеров получат бонусы лишь в начале следующего года, после подведения итогов, а они могут оказаться заметно ниже ожидаемых, заключает Прохоренко.