E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +8

1 м/c,

ю-в.

747мм 63%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Город интервью "Ритуал празднования 9 Мая должен будет пройти краш-тест российской иронии"

"Ритуал празднования 9 Мая должен будет пройти краш-тест российской иронии"

Каким быть Дню Великой Победы, когда не останется её живых свидетелей?

Евгений Фатеев считает, что если мы потеряем накал переживания 9 Мая, то у нашей страны будут очень серьёзные проблемы с идентичностью.

Отношение ко Дню Победы со временем меняется и будет меняться дальше. Это факт. Но каким будет праздник, когда не станет последнего свидетеля той Победы? О необходимости создания ритуала праздника 9 Мая, сохранения нетерпимости к фашизму, а также о важности игры в солдатики за "наших" и "немцев" корреспондент E1.RU побеседовал с ценителем визуального и символического – директором агентства "Стрит-арт", куратором екатеринбургского фестиваля уличного искусства "Стенограффия" Евгением Фатеевым.

- Начнём с главного. В наше время ветераны Великой Отечественной, к счастью, ещё живы. Поэтому, как отмечать 9 Мая, более-менее понятно. Нужно чествовать героев. Но что, по вашему мнению, станет с пониманием праздника, с его формой, когда уйдут живые свидетели?

- Сейчас главное - задать правильные вопросы и обозначить проблемы. Ведь сегодня День Победы, Новый Год и, к примеру, День космонавтики - это три очень важных праздника, которые являются кирпичиками нашей идентичности. Через воспоминание о таких событиях страна осознаёт саму себя. А 9 мая - самый значимый из всех, просто краеугольный камень нашей идентичности. И в скором времени мы окажемся в ситуации Post-mortem [после смерти], когда уйдёт из жизни последний ветеран, а это печальное событие произойдёт, но дай Бог, чтобы оно случилось как можно позже! И уже сейчас необходимо задуматься о возможной перезагрузке, переупаковке этого, безусловно, святого для нас праздника. Я говорю так прагматично, потому что свято верю в то, что, если русские люди потеряют напряжённость нетерпимости по отношению к фашизму, если они потеряют накал переживания 9 Мая, у нашей страны будут очень серьёзные проблемы с идентичностью. Но вот как этот ритуал, это наше сегодняшнее отношение к 9 Мая, которое лично я считаю вариантом гражданской религии, сохранить во времени – это вопрос.

- А есть опасения, что мы можем потерять эту напряжённость, нетерпимость по отношению к фашизму в своём осмыслении Великой Отечественной?

- Я вот, например, верю в Бога. И поэтому в отличие от многих современных людей, мне легко. Я знаю, что есть зло и добро. Фашизм для меня – это абсолютное зло. И любое размывание, любая эрозия абсолютности зла – это беда. Так не должно быть. А потенциал для размывания – он очень серьёзный. Вот смотрите: это всё очень привлекательно (показывает книгу о символике 3-го рейха)! Я себя помню, когда Штирлица показывали. Фашистская форма была красива, и даже нравилась нам. В неё интереснее было играть. У нас же, наших общества и власти, такой культуры нет, она почти утрачена… Мы неряшливы в символическом и ритуальном плане. А ведь ритуал – это технология памяти, поминания, запоминания. Постоянное воспроизведение ритуала – это акт памяти. Поэтому опасность эрозии абсолютности зла есть, и она будет возрастать с каждым годом. И надо это учитывать. Надо с этим бороться. Не допускать эрозии. Работать на предупреждение.

- В чём же основана проблема?

- В том, что сегодняшняя Россия очень слаба, скромна на ритуалы. Отчасти в этом виновато наше советское прошлое, которое выхолостило саму суть ритуальности, "запачкало" некоторые ритуалы избыточной идеологичностью, сформировало в обществе аллергию на ритуалы, отчасти, дело в нашем менталитете. Потому что мы - очень "ерническая" нация. Способность к иронии у нас просто невероятная. И, безусловно, тот будущий рисунок ритуала 9 Мая должен будет пройти краш-тест славянской, уже российской, а в особенности южно-российской иронии. Это очень важный краш-тест на самом деле. Но то, что это должен быть ритуал – в этом нет сомнения.

Так или иначе, в стране должен появиться единый мозговой центр, который начнёт формировать этот ритуал, искать и внедрять символы. У нас пока с этим очень большие проблемы. Что же нужно сделать? На мой взгляд, в первую очередь нужно обновить интонационный репертуар. Понимаете, очень много в интонационном репертуаре сегодня, сейчас по известным причинам обновить невозможно. Но вот, представьте, есть живые свидетели этого события. А это же огромная трагедия, невероятных масштабов, поэтому преобладают скорее скорбные нотки, а что-то иное – никак, или очень осторожно. Но, безусловно, перезагруженный День Победы интонационно должен быть шире и богаче. Переживания трагичного никуда не должны уйти, но в том числе необходимо проговаривать и обсуждать такие недооценённые вещи, как русская смекалка, юмор, невероятная вера в Победу наших солдат и тех, кто был в тылу. Я не говорю, что нужно заниматься украшательством, но необходимо найти массу позитивных нот. Ведь они есть, они известны.

И что, интересно, война подарила нам, с одной стороны, массу примеров спорности и даже безответственности решений руководства, но, с другой стороны, было множество и других примеров, которые нужно сейчас находить и внедрять в культурный, обыденный оборот. Необходим символический аудит Великой Отечественной войны.

- Например?

- Я - визуализатор. Поэтому скажу с точки зрения визуального. У нас есть потрясающие примеры прикольного (не надо бояться этого слова, потому что молодые управляются данным концептом, это очень важный концепт). Меня поразила, например, тема дистанционно-управляемых танков. У нас ведь была невероятно интересная и мощная лаборатория технических решений в первые годы и даже месяцы войны. На мой взгляд, очень большая беда, системная (жаль, что власти этого не замечают) состоит в том, что у нас до сих пор не разработан магазин игрушек. Если вы зайдёте в стандартный магазин "Детский мир", то поймёте, что в Великую Отечественную войну нельзя поиграть. Солдатиков нет. Хотя мне очень нравится, что сейчас делают в сфере компьютерных игр, игрушечную вещность для детишек тоже нельзя забывать. Уверен, что если ребёнок не может поиграть в собственную страну, в свою историю, то это очень большая ошибка.
Также огромная, на мой взгляд, проблема в том, как война музеефицируется. Это происходит кирзово, не прикольно. А это неправильно. Война должна подаваться, в том числе, интересно, прикольно и занимательно.

Евгений Фатеев убеждён, что возможность поиграть в детстве в русских солдатиков очень важна для понимания и восприятия Победы.

- Возможно ли, лет через 10-15 Великая Отечественная Война будет восприниматься подростками как просто историческое событие?

- Вероятность этого очень велика. Я могу анализировать исходя из своего опыта. Я закончил школу в 1992 году. И очень хорошо помню, как мы, любя, не любя, будучи пай-мальчиками или раздолбаями, знали Октябрьскую революцию. Для нас её реалии были актуальны. Даже последний двоечник всё равно в чём-то разбирался. Прошло двадцать лет, и что случилось? Я не говорю сейчас про этический аспект, переоценки и так далее. Я говорю просто о знании. Для сегодняшних молодых людей, которые учились в постсоветской школе, это уже настолько далеко. Я не могу в этой среде, например, шутить, используя реалии Октябрьской революции. Шутку просто не поймут. Так что это размывается очень быстро. Вы говорите, пятнадцать лет… А я говорю – десять. Всё может произойти гораздо быстрее. Один школьный цикл и всё. А ведь без Дня Победы России не будет. Я в это свято верю.

- Но есть ли рецепты, как это сохранить, этому противостоять, чтобы ВОВ не стала историей?

- У любого человека есть две возможности. Как руководитель агентства "Стрит-арт", я могу точно сказать, что в нашей, даже небольшой команде, достаточно интеллектуальных ресурсов, чтобы проработать план и реализовать любой сложности проект на эту тему. Но запроса у власти нет! Она же туповата у нас. Власть глупая, правда. К сожалению. И я боюсь, что тот словарь, на котором мы сейчас с вами говорим, чиновникам просто непонятен. Хотя мы говорим о банальных и простых вещах. Но я вижу невзрослость, несерьёзность, полную некомпетентность в области символического у нашей власти. А запрос на это у государства должен быть. Потому что общество у нас нормальное. С ним всё в порядке. У многих семейные истории ещё долго будут жить. Но опять же со временем, чуть медленнее, но всё равно выветриваться. А если государство не обновит дискурс о войне, а он сейчас абсолютно кирзовый, если не изменится интонационный репертуар, то будет очень плохо.

- Я не могу не вспомнить, что случилось с идеей георгиевской ленточки. Ведь хорошо же начиналось. А что сейчас?

- Георгиевская ленточка, а началось все это с РИА "Новости", если я не ошибаюсь, как задумка, мне очень нравится. Я очень хорошо по своему детству помню, что георгиевская тема в визуализации войны в поздний советский период присутствовала, но война всё равно была красной. А акция с георгиевскими ленточками, по сути, за несколько лет на нашей с вами памяти войну "перекрасила". Очень эффективно получилось. Чуть-чуть "разбольшевичили", "раскроммунистили" войну. Георгиевская ленточка хороша своей преемственностью с темой георгиевского креста.

- Но она себя не исчерпала?

- Тут вопрос другой: а для чего эта акция? Она показала следующее: в принципе в нашей стране реально работать с офлайн-вирусами. А ведь создание странового офлайн-вируса – это чудовищно сложно. Но, как оказалось, возможно. Можно сказать, что в постсоветской России георгиевская ленточка – самый крутой офлайн-вирус. И для молодых сейчас Великая Отечественная война воспринимается в георгиевской гамме, а не в красной. Но георгиевская ленточка показала лишь возможность. А для чего? Частью какой стратегии этот шаг стал, может стать? На что, на какое общее внимание рассчитан? Каково её дальнейшее наполнение, функция? Вопрос...

- А "Бессмертный полк" - эффективная идея?

- Об этой акции я знаю меньше. Может быть, потому что я сейчас не особо слежу за новостной лентой, не особенно смотрю телевизор... Меня эта акция, скажем, вообще не затронула, до меня она не достучалась.

"Бессмертный полк" - ещё один ответ на вопрос: как будем праздновать Победу, когда из жизни уйдут ветераны.

- Но ведь "Бессмертный полк" - это как раз проявление общественной активности. Ответ на запрос: а что же делать, чтобы сохранить преемственность, чтобы не оборвалась связь. В конце концов кто-то же должен идти в строю на параде?

- Всё это здорово. Но... в любом случае акция не будет иметь всеобщий эффект, слабо затронет тех, например, у кого просто нет, по каким-то причинам фотографий своих бабушек и дедушек, воевавших с фашизмом. Это не снимает проблемы того, что сейчас нет общей стратегии в разработке 9 Мая – праздника, который составляет нашу идентичность, должна быть. Пусть и не вербализована, не сформулирована в каком-то едином тексте, но всё-таки. И тогда, управляемое этой стратегией, государство заметит какие-то другие инициативы. Может быть, они есть, но мы их не видим? Может быть, тогда государство обозначит общественным организациям запрос на какие-то инициативы. И в этом случае не надо бояться какой-то проектности.

Встречайте День Победы с порталом E1.RU! 9 Мая на нашем портале утром запускается текстовая онлайн-трансляция, которая объединит в себе новости о праздновании Дня Победы в Екатеринбурге, стране и в мире, будет организована видеотрансляция с двух точек в центре уральской столицы. Также мы объявляем старт "Народного фоторепортажа": вы можете присылать свои фото и видео с праздничных улиц в Екатеринбурге и Свердловской области на наш адрес news@corp.e1.ru. Подробнее о программе празднований и графике перекрытий дорог в центре Екатеринбурга читайте здесь.

Фото: vk.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления