Этим летом проспект Ленина на участке от Московской до 8 Марта ждёт большой ремонт. К чемпионату мира по футболу там не только покрасят фасады домов, но и отремонтируют дорогу, проложат велодорожку, заменят тротуарную плитку, сделают подсветку, поставят новые скамейки и световые инсталляции в виде кашпо. Однако ремонт главной улицы города не решит важных транспортных проблем, считает урбанист фонда «Город.PRO» Владимир Злоказов. Он написал колонку для Е1.RU, в которой изложил свою точку зрения.
Трамваи продолжат стоять в пробках, а удобных остановок не ждите!
Представьте, что вы задумали отремонтировать квартиру. Отложили нужную сумму и готовы уже приступить к работам, как вдруг объявляется некий чиновник и говорит: «А вот поставить дополнительные розетки и отремонтировать сантехнику в ванной вам в рамках этого ремонта нельзя. Это вам нужно специальным образом оформлять, так что пока можете поклеить обои и плитку положить, а розетки и сантехнику давайте как-нибудь потом». Нужен вам будет такой ремонт?
Примерно в такой же ситуации оказался сейчас весь Екатеринбург с ремонтом проспекта Ленина. Губернатор поручил привести в порядок главную улицу и проект провели под грифом «Ремонт». И оказывается, что в рамках такого проекта на улице фактически нельзя ничего поменять!
Между тем на проспекте Ленина нужно менять много чего. Во-первых, уже десять лет идут разговоры о необходимости обособления трамвайных путей. Трамваи на Ленина постоянно застревают в пробках, в результате чего сбивается расписание их движения по всему городу. Ремонт — самое время установить вдоль путей бордюрный камень, чтобы машины не выезжали на пути и не стояли к ним слишком близко, как это было в свое время сделано, например, на улице Малышева.
Во-вторых, трамвайные остановки на Ленина расположены далеко не оптимально. Многие люди делают пересадку с трамвая на метро и наоборот. Если бы трамвайная остановка на Площади 1905 года находилась не на перекрёстке с Вайнера, а на перекрёстке с 8 Марта, путь от неё до метро был бы гораздо прямее и короче.
При этом, да, мы понимаем, что раз в год у нас парад, и трамвайная платформа не должна ему мешать. Ну, так давайте сделаем её сборно-разборной, чтобы люди не были вынуждены стоять на проезжей части весь год, только потому что 5 дней в году у нас парад и его репетиции!
Также давно пора сделать промежуточные остановки между Московской и 8 Марта. Учитывая новое расположение остановок на Ленина — Московской и Ленина — 8 Марта, промежуточные остановки должны находиться на перекрёстке Ленина — Хохрякова.
Ничего из перечисленного сделано в рамках намеченного ремонта не будет и, что самое досадное, ещё 3 года потом город не сможет притронуться к этому участку улицы, пока не закончится гарантийный срок на ремонт! Значит, ещё на 3 года, а то и больше будут отложены проблемы, которые нужно было решить ещё 10 лет назад!
Велодорожки как издевательство над велосипедистами
Отдельно стоит отметить вопрос велоинфраструктуры. Стоит отдать должное комитету благоустройства, который нашел возможность заложить в проект велодорожки, но если уж делать, то нужно делать хорошо, разве нет? Проектировщики же превратили эти велодорожки в настоящее издевательство над людьми, которые посмели выбрать велосипед в качестве средства передвижения по городу.
Во-первых, вместо того, чтобы обеспечивать безопасное пересечение проезжей части на перекрёстках, велодорожки обрываются прямо перед ними. В разных странах мира по-разному подходят к организации велодорожек на перекрёстках, но у нас нашли свой особый путь: просто не делать ничего вообще. При этом понятно, что велосипедисты, оставленные без какой-либо инфраструктуры на перекрёстках, будут пересекать их по пешеходным переходам и, разумеется, в большинстве своём спешиваться никто не будет. Проектировщики фактически провоцируют велосипедистов нарушать ПДД.
Во-вторых, велодорожки в принципе отсутствуют в самых напряжённых местах. Например, на площади 1905 года они не предусмотрены вообще, хотя именно здесь более всего необходимо эффективно и безопасно разделить транспортные потоки разных типов.
С другой стороны, например, на подъезде в районе улицы Вайнера проектировщики умудрились уместить велодорожку в самый узкий на улице участок тротуара, и приходит она ровно в то место, где стоят пешеходы, ожидая зелёного сигнала светофора!
В-третьих, велодорожки просто слишком узкие. Согласно градостроительному своду правил, минимальная ширина односторонней велодорожки составляет 1,5 метра. В муниципальных же рекомендациях по проектированию прописаны односторонние велодорожки шириной 2 метра. Такая ширина позволяет велосипедистам ехать бок о бок, а также совершать обгон.
Проектировщики же нашли какие-то лазейки в нормах и предусмотрели велодорожки шириной 1 метр! Велодорожки такой ширины нельзя будет даже почистить, поскольку в городе нет техники такого малого размера!
На все предложения исправить эти проблемы в проекте и даже предложение конкретных решений комитет благоустройства и проектировщики ответили категорическим отказом.
В общем, хотели как лучше, а получилось, как всегда. Велодорожки в таком виде являются дискредитацией всей идеи велоинфраструктуры, как для скептиков («Мы им построили, а они не ездят!»), так и для сторонников («Лучше никак, чем так!»).
На весь этот декоративный ремонт, не обеспечивающий приоритет и удобство общественного транспорта, дискредитирующий идею велоинфраструктуры и замораживающий решение проблем на годы вперед, предполагается потратить 188 миллионов рублей.
В таких условиях ничего не остается, как требовать отмены всего проекта! Городу нужна полноценная реконструкция улицы, а не очередная потёмкинская деревня к чемпионату мира!