"Салюту" сегодня, 26 октября, исполняется 105 лет. Это один из двух старейших (после "Колизея") кинотеатров Екатеринбурга, доживших до наших дней. Накануне юбилея мы встретились с директором "Салюта" Сергеем Федяковым, полистали альбомы с архивными фотографиями кинотеатра и вспомнили яркие моменты его истории.
Как агенты Люмьер привезли в Екатеринбург кино
Один из первых сеансов кинематографа в Екатеринбурге прошёл в ноябре 1896 года. Однако тогда особого впечатления кино на зрителей не произвело. Публику покорили только через год, когда на Урал приехали агенты братьев Люмьер и дали девять сеансов.
– Всё прошло на аншлаге. Киноаппарат снял с точки зрения бизнеса сливки и уехал. Кино в Екатеринбурге осталось в таком понимании: "оно где-то есть, но не у нас", – рассказывает Федяков.
Первый полноценный кинотеатр в 1909 году организовал француз Кай Лоранж, который работал инженером на Верх-Исетском заводе.
– Лоранж уехал в Париж хоронить бабушку и увидел, что там вовсю развивается кинематограф, на котором хорошо зарабатывают деньги. Тогда француз на свои деньги покупает очень дорогую установку братьев Люмьер и строит кинотеатр на месте сегодняшнего здания Музкомедии, – продолжает Федяков.
Кинотеатр Лоранжа имел успех. Увидев это, наш предприниматель по фамилии Ишеметский тоже приобретает киноаппарат и открывает на месте доходного дома, где сейчас стоит здание "Салюта", кинотеатр "Художественный". Первыми картинами, показанными в новом кинотеатре, стали фильмы братьев Люмьер "Баронесса-преступница", "Затравленная", "Бой быков в Испании" и "Под натиском страсти".
А после на углу Главного и Вознесенского проспектов (ныне перекрёсток Ленина – Карла Либкнехта) уживались сразу четыре кинотеатра: "Колизей", "Художественный", "Лоранж" и "Рекорд" (там, где находился магазин "Океан").
– Каждый кинотеатр работал с разными фильмами. На одном перекрёстке стояло 4 зала, поэтому это был первый в мире мультиплекс. То, к чему пришла через столетие индустрия кинопоказа, на самом деле было придумано в Екатеринбурге, – говорит Федяков. – После революции эти кинотеатры стали государственными и зарабатывали деньги на нужды государства. Больше всех денег всегда сдавал кинотеатр "Рекорд". Он проработал порядка 30 лет и первым из четырёх закрылся.
Как дети сожгли "Салют"
Кинотеатр "Художественный", который ныне носит название "Салют", был переименован несколько раз. В сентябре 1930 года его назвали "МЮД" – в честь XVI Международного юношеского дня.
В 1945 году, после победы в Великой Отечественной войне, кинотеатр стал называться "Салютом". В честь Победы такое название стали носить порядка 14 кинотеатров страны.
– С этим названием и в старом здании мы прожили до 1975 года, – говорит Сергей Федяков. – Тогда же в одном здании с кинотеатром был первый Дом пионеров. Туда приходили дети, которые занимались в кружках и в музыкальных ансамблях. Дети очень любили Дом пионеров. Однажды они остались здесь ночевать, забрались на крышу и решили разжечь костёр, чтобы погреться. В итоге сожгли здание. Кинотеатр удалось восстановить только через три года. Тогда и построили здание, в котором мы сегодня и располагаемся.
Как киномеханика "Салюта" зауважали хулиганы с ВИЗа
– К киномеханикам было особое отношение – это были золотые люди, – рассказывает Федяков. – Им надо было целый день сидеть в маленьких киноаппаратных, где было только одно окно в мир – окно в зал. Также им приходилось по много раз смотреть один и тот же фильм, поэтому они многие из них знали наизусть.
В "Салюте" работал один из очень уважаемых в стране киномехаников – Карл Арнольдович Шперберг. Он был единственным киномехаником, награждённым орденом "За заслуги перед Отечеством II степени". Карл Шперберг работал в "Салюте" до 2004 года. До 105-летия кинотеатра он не дожил. За всё время работы он показал несколько десятков тысяч фильмов и даже побывал киномехаником маршала Жукова, который командовал войсками Уральского военного округа.
"У Георгия Константиновича была дача в Зелёной Роще, – рассказывал при жизни Карл Шперберг. – После войны вышел фильм "Падение Берлина", и меня пригласили к Жукову. В фильме есть эпизод: в покорённый Берлин прилетает военный самолёт, по трапу спускается Сталин. Когда дело дошло до этой сцены, Жуков стал заметно нервничать, дескать, не было такого! Наконец он не выдержал, встал и направился к выходу. В аппаратной стоял офицер – я кинулся к нему: останавливать? Он сказал: "Нет, крутите до конца".
Однажды работа киномеханика спасла Шперберга от драки с уличными хулиганами.
– Люди, которые были связаны с кино, считались белой кастой и были неприкасаемыми. Карл Арнольдович рассказывал такой случай: будучи молодым, он провожал девушку на ВИЗ, хотя сам жил на Уралмаше. Тогда в чужие районы никто, видимо, не ходил, мол, живёшь на этой улице – будь добр, живи на ней. И вот, когда он пришёл с девушкой на ВИЗ, его окружила компания парней, которая попросила закурить. Карл Арнольдович понимал, что ничем хорошим это не закончится, и начал думать, как быть. Однако один из парней узнал его и сказал, что он работает киномехаником, тогда ещё в другом кинотеатре – "Совкино". В общем, отпустили его с миром, он ушёл с ВИЗа не побитым, – говорит Федяков.
Как в "Салюте" торговали молоком и хлебом
Если сегодня в кино можно пойти спонтанно, было бы свободное время, то в советские годы достать билетик было проблемой.
– В 70-80-е годы, чтобы попасть в кассу "Салюта", очередь загибалась прямо на проспект Ленина. Великие наши советские фильмы собирали полные залы, что даже приходилось ставить дополнительные стулья. Весь кинопоказ был выстроен в таком режиме, чтобы максимально быстро пропустить зрителя. Кинотеатры строились так, чтобы зритель нигде не застревал: здесь не было гардеробов, отопления, поэтому в зале люди сидели прямо в верхней одежде. Самое главное было – показать кино и собрать деньги, никто не думал о сервисе, – говорит Федяков.
Чтобы заманить горожан на "правильные" идеологические фильмы, власти разрешили продавать в кинотеатрах хлеб и молоко.
– Эти продукты были в дефиците, но, если у тебя были деньги, то ты мог сходить в кино и купить дополнительную паечку хлеба и молока, – рассказывает Сергей Федяков. – Некоторые сейчас ругаются, что в кино продают и едят попкорн, мол, раньше никто не ел. Раньше в кино ели даже пельмени! Это мой знакомый рассказывал, что бабушка, когда ходила с ним в кино, брала с собой кастрюлю пельменей и кормила его. Так что сегодня попкорн – это более цивилизованный формат питания в кинотеатрах.
Как утонувший Титаник помог "Салюту" выплыть
В 1998 году в кинотеатре "Салют" был установлен рекорд по продолжительности показа фильма "Титаник". Оскароносную ленту крутили 1 год и 7 месяцев – дольше всех в мире.
"Титаник" в первые два месяца проката в "Салюте" принёс около одного миллиона долларов. Чтобы посмотреть фильм, выстраивались очереди, при этом цена билета была в несколько раз выше обычной. А некоторые поклонники картины даже ходили на фильм по 20 раз!
– После двух месяцев показа директор "Салюта" Николай Владычкин принял гениальное решение и выкупил копию фильма. Показывать картину нам стало выгодно, потому что не нужно было платить 50% выручки прокатчику, – говорит Федяков. – Этот фильм реанимировал прокат в стране. До этого в кинотеатрах было всё – мебельные магазины, офисные центры, но не кино. А вот с приходом "Титаника" кинотеатры стали кинотеатрами. "Титаник" смог вывести "Салют" в ряды первых.
Такой долгий показ картины в Екатеринбурге был возможен благодаря работе киномехаников, которые бережно относились к плёнке.
– 10 бобин плёнки по 12 килограммов каждая до сих пор у нас хранится. И каждый год в декабре – в день старта проката "Титаника" – мы показываем фильм с этой плёнки, – рассказывает Федяков.
Сегодня, несмотря на большую конкуренцию с крупными кинотеатрами города, "Салют" остаётся на плаву.
– Сегодня нам здесь тоже тяжело, мы не такие герои и не столько денег зарабатываем, но всё равно мы остаёмся на плаву. У нас идёт оригинальный репертуар, и люди нам прощают нестандартные залы. Добыть эксклюзивные фильмы на хороших условиях – большая работа, и мы пока справляемся, и я думаю, что у "Салюта" большое будущее, – подытожил Сергей Федяков.