E1
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+20°

облачно, дождь

ощущается как +16

7 м/c,

зап.

733мм 47%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Город Неизвестный Свердловск Байки к юбилею: зрителей в "Салют" заманивали молоком, а киномехаников уважали даже хулиганы с ВИЗа

Байки к юбилею: зрителей в "Салют" заманивали молоком, а киномехаников уважали даже хулиганы с ВИЗа

Рассматриваем архивные фото с директором кинотеатра.

Сергей Федяков работает директором "Салюта" более десяти лет.

"Салюту" сегодня, 26 октября, исполняется 105 лет. Это один из двух старейших (после "Колизея") кинотеатров Екатеринбурга, доживших до наших дней. Накануне юбилея мы встретились с директором "Салюта" Сергеем Федяковым, полистали альбомы с архивными фотографиями кинотеатра и вспомнили яркие моменты его истории.

Как агенты Люмьер привезли в Екатеринбург кино

Один из первых сеансов кинематографа в Екатеринбурге прошёл в ноябре 1896 года. Однако тогда особого впечатления кино на зрителей не произвело. Публику покорили только через год, когда на Урал приехали агенты братьев Люмьер и дали девять сеансов.

– Всё прошло на аншлаге. Киноаппарат снял с точки зрения бизнеса сливки и уехал. Кино в Екатеринбурге осталось в таком понимании: "оно где-то есть, но не у нас", – рассказывает Федяков.

Кинотеатр "Художественный" – ныне "Салют". Он стоял на улице Толмачёва, где сейчас и находится "Салют".
А так "Салют" выглядит сегодня.
Билет в первый ряд стоил 65 копеек.

Первый полноценный кинотеатр в 1909 году организовал француз Кай Лоранж, который работал инженером на Верх-Исетском заводе.

– Лоранж уехал в Париж хоронить бабушку и увидел, что там вовсю развивается кинематограф, на котором хорошо зарабатывают деньги. Тогда француз на свои деньги покупает очень дорогую установку братьев Люмьер и строит кинотеатр на месте сегодняшнего здания Музкомедии, – продолжает Федяков.

Кинотеатр Лоранжа имел успех. Увидев это, наш предприниматель по фамилии Ишеметский тоже приобретает киноаппарат и открывает на месте доходного дома, где сейчас стоит здание "Салюта", кинотеатр "Художественный". Первыми картинами, показанными в новом кинотеатре, стали фильмы братьев Люмьер "Баронесса-преступница", "Затравленная", "Бой быков в Испании" и "Под натиском страсти".

Сергей Федяков показывает "уголок истории кинотеатра".

А после на углу Главного и Вознесенского проспектов (ныне перекрёсток Ленина – Карла Либкнехта) уживались сразу четыре кинотеатра: "Колизей", "Художественный", "Лоранж" и "Рекорд" (там, где находился магазин "Океан").

– Каждый кинотеатр работал с разными фильмами. На одном перекрёстке стояло 4 зала, поэтому это был первый в мире мультиплекс. То, к чему пришла через столетие индустрия кинопоказа, на самом деле было придумано в Екатеринбурге, – говорит Федяков. – После революции эти кинотеатры стали государственными и зарабатывали деньги на нужды государства. Больше всех денег всегда сдавал кинотеатр "Рекорд". Он проработал порядка 30 лет и первым из четырёх закрылся.

Как дети сожгли "Салют"

Кинотеатр "Художественный", который ныне носит название "Салют", был переименован несколько раз. В сентябре 1930 года его назвали "МЮД" – в честь XVI Международного юношеского дня.

В 1930 году кинотеатр переименовали в "МЮД".

В 1945 году, после победы в Великой Отечественной войне, кинотеатр стал называться "Салютом". В честь Победы такое название стали носить порядка 14 кинотеатров страны.

В 1959 году "Салют" был признан лучшим кинотеатром РСФСР.

– С этим названием и в старом здании мы прожили до 1975 года, – говорит Сергей Федяков. – Тогда же в одном здании с кинотеатром был первый Дом пионеров. Туда приходили дети, которые занимались в кружках и в музыкальных ансамблях. Дети очень любили Дом пионеров. Однажды они остались здесь ночевать, забрались на крышу и решили разжечь костёр, чтобы погреться. В итоге сожгли здание. Кинотеатр удалось восстановить только через три года. Тогда и построили здание, в котором мы сегодня и располагаемся.

1950-е годы.
Таким "Салют" был до пожара. Всего один зал.

Как киномеханика "Салюта" зауважали хулиганы с ВИЗа

– К киномеханикам было особое отношение – это были золотые люди, – рассказывает Федяков. – Им надо было целый день сидеть в маленьких киноаппаратных, где было только одно окно в мир – окно в зал. Также им приходилось по много раз смотреть один и тот же фильм, поэтому они многие из них знали наизусть.

Киноустановка кинотеатра "Салют". 1948 год.

В "Салюте" работал один из очень уважаемых в стране киномехаников – Карл Арнольдович Шперберг. Он был единственным киномехаником, награждённым орденом "За заслуги перед Отечеством II степени". Карл Шперберг работал в "Салюте" до 2004 года. До 105-летия кинотеатра он не дожил. За всё время работы он показал несколько десятков тысяч фильмов и даже побывал киномехаником маршала Жукова, который командовал войсками Уральского военного округа.

С игрушечными "Оскарами" Карла Арнольдовича Шперберга несколько лет назад сфотографировал Сергей Федяков.

"У Георгия Константиновича была дача в Зелёной Роще, – рассказывал при жизни Карл Шперберг. – После войны вышел фильм "Падение Берлина", и меня пригласили к Жукову. В фильме есть эпизод: в покорённый Берлин прилетает военный самолёт, по трапу спускается Сталин. Когда дело дошло до этой сцены, Жуков стал заметно нервничать, дескать, не было такого! Наконец он не выдержал, встал и направился к выходу. В аппаратной стоял офицер – я кинулся к нему: останавливать? Он сказал: "Нет, крутите до конца".

Однажды работа киномеханика спасла Шперберга от драки с уличными хулиганами.

– Люди, которые были связаны с кино, считались белой кастой и были неприкасаемыми. Карл Арнольдович рассказывал такой случай: будучи молодым, он провожал девушку на ВИЗ, хотя сам жил на Уралмаше. Тогда в чужие районы никто, видимо, не ходил, мол, живёшь на этой улице – будь добр, живи на ней. И вот, когда он пришёл с девушкой на ВИЗ, его окружила компания парней, которая попросила закурить. Карл Арнольдович понимал, что ничем хорошим это не закончится, и начал думать, как быть. Однако один из парней узнал его и сказал, что он работает киномехаником, тогда ещё в другом кинотеатре – "Совкино". В общем, отпустили его с миром, он ушёл с ВИЗа не побитым, – говорит Федяков.

Школа киномехаников при "Салюте".

Как в "Салюте" торговали молоком и хлебом

Если сегодня в кино можно пойти спонтанно, было бы свободное время, то в советские годы достать билетик было проблемой.

– В 70-80-е годы, чтобы попасть в кассу "Салюта", очередь загибалась прямо на проспект Ленина. Великие наши советские фильмы собирали полные залы, что даже приходилось ставить дополнительные стулья. Весь кинопоказ был выстроен в таком режиме, чтобы максимально быстро пропустить зрителя. Кинотеатры строились так, чтобы зритель нигде не застревал: здесь не было гардеробов, отопления, поэтому в зале люди сидели прямо в верхней одежде. Самое главное было – показать кино и собрать деньги, никто не думал о сервисе, – говорит Федяков.

Малый зал "Салюта", 1980 год.

Чтобы заманить горожан на "правильные" идеологические фильмы, власти разрешили продавать в кинотеатрах хлеб и молоко.

– Эти продукты были в дефиците, но, если у тебя были деньги, то ты мог сходить в кино и купить дополнительную паечку хлеба и молока, – рассказывает Сергей Федяков. – Некоторые сейчас ругаются, что в кино продают и едят попкорн, мол, раньше никто не ел. Раньше в кино ели даже пельмени! Это мой знакомый рассказывал, что бабушка, когда ходила с ним в кино, брала с собой кастрюлю пельменей и кормила его. Так что сегодня попкорн – это более цивилизованный формат питания в кинотеатрах.

Таким был второй этаж "Салюта" в советские годы.

Как утонувший Титаник помог "Салюту" выплыть

В 1998 году в кинотеатре "Салют" был установлен рекорд по продолжительности показа фильма "Титаник". Оскароносную ленту крутили 1 год и 7 месяцев – дольше всех в мире.

"Титаник" в первые два месяца проката в "Салюте" принёс около одного миллиона долларов. Чтобы посмотреть фильм, выстраивались очереди, при этом цена билета была в несколько раз выше обычной. А некоторые поклонники картины даже ходили на фильм по 20 раз!

"Титаник" крутили в "Салюте" более полутора лет!

– После двух месяцев показа директор "Салюта" Николай Владычкин принял гениальное решение и выкупил копию фильма. Показывать картину нам стало выгодно, потому что не нужно было платить 50% выручки прокатчику, – говорит Федяков. – Этот фильм реанимировал прокат в стране. До этого в кинотеатрах было всё – мебельные магазины, офисные центры, но не кино. А вот с приходом "Титаника" кинотеатры стали кинотеатрами. "Титаник" смог вывести "Салют" в ряды первых.

Такой долгий показ картины в Екатеринбурге был возможен благодаря работе киномехаников, которые бережно относились к плёнке.

– 10 бобин плёнки по 12 килограммов каждая до сих пор у нас хранится. И каждый год в декабре – в день старта проката "Титаника" – мы показываем фильм с этой плёнки, – рассказывает Федяков.

Сергей Федяков показывает архивные фотографии.
Памятный советский альбом "Салюта".
В этом альбоме свои пожелания и автографы оставляли актёры и режиссёры, которые приезжали в "Салют".

Сегодня, несмотря на большую конкуренцию с крупными кинотеатрами города, "Салют" остаётся на плаву.

– Сегодня нам здесь тоже тяжело, мы не такие герои и не столько денег зарабатываем, но всё равно мы остаёмся на плаву. У нас идёт оригинальный репертуар, и люди нам прощают нестандартные залы. Добыть эксклюзивные фильмы на хороших условиях – большая работа, и мы пока справляемся, и я думаю, что у "Салюта" большое будущее, – подытожил Сергей Федяков.

"Салют" сегодня.
Фото: Маргарита ВЛАСКИНА / Е1.RU, Государственный архив Свердловской области, архив кинотеатра "Салют", kinopoisk.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления