Здания-памятники зачастую выглядят неприступными и мрачными осколками прошлых эпох, а в худшем случае — развалинами с табличкой «Охраняется государством». Но бывает и так, что исторические дома обретают новых хозяев, которые возвращают их к жизни.
В своей колонке екатеринбургский журналист Ольга Павлова рассказала о том, как горожане готовы гулять под холодным дождем, чтобы увидеть старинные мельницы, и почему эта история по-прежнему важна и интересна.
Я буквально только что не видела смысла в своей работе с наследием, считала напрасным то, чем мы занимались последние несколько лет (а мы с командой уже около пяти лет куем контент о городе и стройке). Но в «Ночь музеев» я провела почти шесть часов под ледяным дождем на прогулке по промышленным зданиям, а за мной шли люди. Не знаю, зачем они это делали, но, кажется, понимаю, для чего это было нужно мне: я хочу, чтобы вокруг было больше людей, которые любят наш город, знают о тех, кто тут раньше жил и делал великие дела, и о тех, кто живет тут сейчас и тоже делает прекрасное. Меня это поддерживает: говорить о наследии, памяти, созидании и любви.
Маршрут «Мука и металл» — это почти трехчасовая прогулка по промышленным зданиям Екатеринбурга, которые сегодня стали жилыми, общественными и культурными пространствами. Я написала этот маршрут для портала отдых.today и впервые провела по нему группу в Уральский день туризма в конце апреля, а затем повторила этот опыт в рамках «Ночи музеев».
Мы начали прогулку от мельницы Борчанинова (сегодня это ЖК «Мельница»). Смотрели историческую кирпичную кладку фасадов и внутренних пространств, сравнивали ее с современными материалами по соседству. Есть в реставрации такой подход — сознательно подчеркивать отличие исторических элементов от современных, а не имитировать старину. Авторы проектов всех трех пространств, где мы побывали, придерживаются именно этого принципа.
Александр Борчанинов оставил нам прекрасное здание и статус крупного зернопроизводящего региона. Выбирая механизмы для мельницы, купец доехал аж до Германии, а сам проект здания приобрел в США. Производимая же здесь крупчатка в начале XX века получила медали в Париже и Брюсселе — такого хорошего качества она была. Всё это и по нынешним временам звучит масштабно, а если представить, что мы говорим о предпринимателе, жившем здесь 120 лет назад, можно его размаху только подивиться.
В комплексе восстановили и приспособили под современное использование здание самой мельницы и бывшего силового цеха, куда сейчас ищут арендатора под спортклуб.
Вообще, доступ к объектам культурного наследия по действующему законодательству должен быть у всех желающих, но по факту попасть на территорию закрытых комплексов со статусом ОКН не всегда бывает легко. Мне кажется важным обратить внимание девелоперов на этот момент: ведь легкий доступ к наследию — это и просвещение для горожан, и демонстрация своего собственного труда.
Мельница Симанова-Макаровых на территории нынешнего ЖК «Макаровский» — крупнейшее для своего времени мукомольное производство. Илья Симанов — потомственный мукомол, городской голова, новатор — свою мельницу построил почти за четверть века до Борчанинова. Она называлась Ивановской в честь Симанова-старшего. Здание было передовым для своего времени в плане технического оснащения, оно возводилось по американским технологиям, имело паровую машину, освещение, телефоны и помещения для рабочих.
Обе мельницы — Симановскую и Борчаниновскую — приводили в порядок с использованием современных реставрационных технологий, на обеих были заняты подрядчики, участвовавшие в спасении Новой Голландии в Санкт-Петербурге. И там, и там сегодня есть жилье и общественные пространства. Дать старым промышленным зданиям новую жизнь можно благодаря внедрению современных инженерных систем и, главное, благодаря совместной работе инвесторов, представителей охранных структур и подрядчиков всех уровней.
У нас не принято замечать проделанную работу по спасению, приспособлению старых зданий, малоизвестны или вообще неизвестны имена причастных специалистов. Инвесторы не рассказывают о пути, который они прошли, возвращая здание к жизни, а горожане, не имея представления обо всем этом, лишены повода для гордости за родной город.
Участники «Ночи музеев» разглядывали старинный кирпич, удивлялись полутораметровой толщине стен, сравнивали новые очереди жилых комплексов со старинными зданиями: и там, и там главным материалом является уральский красный кирпич.
Аффинажный завод в составе комплекса Главного проспекта — объект, с которым мы знакомились в компании авторов проекта реставрации Алексея Куковякина и Юлии Удаловой.
Метод аффинажа платины и сам завод придумал и построил Николай Барабошкин — выдающийся химик, имя которого широко не известно. Между тем благодаря открытию Барабошкина стало возможно производство не только платины, но и других драгметаллов.
Предприятие после потери своей функции (выноса ее за пределы города) стало ветшать, состояние кровли и стен местами было ужасающим. Алексей Куковякин, по его рассказам, во время одного из первых осмотров памятника чуть было не провалился. То, что удалось сделать со зданием, сильно впечатлило участников маршрута. Как рассказала архитектор Юлия Удалова, благодаря грамотной работе специалистов, конструктивному диалогу с инвестором, применению передовых технологий в здании без изменения его объема удалось увеличить эксплуатируемую площадь.
Во-первых, специалисты буквально откопали первый этаж, который долгие десятилетия был скрыт под землей с обеих сторон здания — сейчас там размещается коллекция Музея камня Пелепенко. Во-вторых, внедрение компактных вентиляционных систем позволило освободить сотни метров мансардного пространства. Сегодня там в коворкинге может поработать любой желающий, а часть площадей занимают арендаторы.
Опытные экскурсоводы посоветовали сократить маршрут, чтобы сфокусироваться на зданиях. Однако мне показалось важным показать наше наследие именно так: мы не только традиционный «металл», но и «мука». Мы не только когда-то умели, но умеем и сейчас: сохранять, созидать, заботиться. Важно понимать это.
А вам интересны такие экскурсии?
Я благодарю всех, кто профессионально занимается наследием и кто содействовал мне в проведении этого маршрута: архитекторов «Главного проспекта» Юлию Удалову и Алексея Куковякина, руководителей строительной и управляющей компании «Макаровского» Алексея Гужву и Алексея Федорова и специалистов «Бюро Зыряновой», занимающихся реализацией площадей в здании-памятнике. Также благодарю всю команду департамента культуры городской администрации за поддержку моей идеи.
Ранее E1.RU рассказывал, кто живет в самых элитных домах «Макаровского квартала». Также мы прогулялись по реставрированному зданию Симановской мельницы — посмотрите большой фоторепортаж оттуда.
Акция «Ночь музеев» в Екатеринбурге в этом году наконец-то прошла без ковидных ограничений — мы вели специальный онлайн оттуда.