Целительство можно смело назвать самым древним искусством, которым владел человек. Оно появилось вместе с первыми людьми. Росло, развивалось, училось и старело вместе с ними. Все этапы, которые прошло развитие человеческого общества, можно смело назвать и этапами развития целительства. Своими корнями целительство уходит далеко в дохристианскую, Ведическую Русь. К сожалению, до наших дней дошло очень немного. Я расскажу об одном из способов целительства. Этот способ называется мягкая правка. Не мануальная терапия, специалисты по которой работают во многих медицинских учреждениях. Именно правка — русское народное костоправство. Прошу не путать.
Понятие правки очень широко. Править можно всё: голову и позвоночник, суставы и кости, живот. Можно править внутренние органы (ставить на место пупок). Можно поднимать опущенные внутренние органы — почки, матку; править загибы матки. Можно править живот, что бы рассосались спайки. Можно править, казалось бы, совсем недоступные для воздействия органы — лёгкие и бронхи (например, при лечении бронхиальной астмы). Можно править даже глаза и ногти.
Правили раньше, в основном, в бане. Звали бабушку или дедушку, в зависимости от того, кто был в этой деревне, кому доверяли. Зачастую в одной деревне было несколько целителей ’узких специалистов ’. Один мог специализироваться только на правке головы, другая, например, правила только грыжи. Таких мастеров ценили ещё выше. О них знали и в других областях и ездили лечиться издалека. Бабушка, у которой я училась целительскому мастерству, рассказывала, что ещё лет 10–15 тому назад к ней выстраивалась очередь за полтора — два квартала.
Править ребёночка начинали с самого рождения, ’пока тёпленький, как хлеб из печи’. Хотя, если ещё точнее говорить, ребёночка начинали править ещё в утробе. Женских консультаций в деревне не было. Целительницы — повитухи за беременными женщинами сами приглядывали. Специальных осмотров не проводили. Да и что их проводить — и так все на виду. В поле рядом работают. И так всё видно — кто устаёт быстро, кому двигаться тяжело. Повитуха видит, что не ладно, вечерком в гости заглянет, поговорит, живот поправит, что бы всё хорошо было.
Обязательно живот правили роженице, когда начинались схватки. Я спрашивала у бабушки целительницы — повитухи, у которой училась, что она делала, если женщина сама не могла родить — слабость родовых сил, показано кесарево сечение. Ведь операции повитуха в деревне делать не могла. Бабушка долго не могла понять мой вопрос. Ей было не понятно. Зачем делать кесарево сечение? Как у женщины может не хватить сил? Надо живот править, объясняла мне она, если всё будет правильно стоять, то и силы будут. И: учила, как правильно должен стоять пупок, как повернуть ребёночка в утробе, что бы он легко родился, без травм.
После того, как ребёночек родится, его тоже правили. Правили головку, шейку, животик. Это умела делать каждая повитуха, да и не только она. Основы правки, как ни странно, раньше знала практически каждая женщина.
Я разговаривала с бабушками, которые всю свою жизнь жили в деревне. Они рассказывали, что женщины рожали часто одни. Повитуху приглашали только на первые роды, или если что- то идёт не так. Всё очень просто, говорила одна из них: ’Ребёночек, значит, как родится, помою водой его тёпленькою. На животик положу вниз головкой и встряхну его тихонечко несколько раз. Головка-то на место встанет. За ручки потяну, за ножки, да и запелёнываю. У меня первые роды бабушка принимала, она меня и научила’. Интересно, что эта бабушка себя целительницей не считала. Она родила девятерых детей. Все они родились здоровенькими.