E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без существенных осадков

ощущается как -3

3 м/c,

ю-в.

743мм 96%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Мой дом Полезные статьи Как помочь гиперактивному ребенку?

Как помочь гиперактивному ребенку?

Ваш ребёнок очень активный и любознательный, увлекается любым новым делом, у него "живая" мимика, быстрая речь, подвижные глаза, он все «схватывает на лету» и, тем не менее, кое-что в его поведении вас настораживает. Например, он очень неорганизован, редко доводит дело до конца, его активность часто оказывается излишней и непродуктивной, что в итоге приводит к ряду проблем. Учителя на него жалуются, что он не может усидеть на месте, мешает вести урок, вы-крикивает с места, не дослушав вопроса, не может сосредоточиться на задании, отвлекается на по-сторонние вещи и отвлекает других детей.

Кроме того, у него наблюдаются нарушение письма и чтения (ребенок не может красиво писать, "не вписывается" в строчки и клеточки, пропускает бу-квы и слоги; читает в зеркальном отражении, "глотает" окончания слов), навязчивые движения (может грызть ручку, стучать ногой, теребить книжку, накручивать волосы на пальчик)… Тело ребенка как бы не "вписывается" в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Ребенок часто оказывается как бы вне ситуации: застывает, выключается, "выпа-дает" из деятельности, а затем, спустя некоторое время, снова в нее "возвращается". Такому ре-бенку часто приписывают "недостаток интеллекта", его "ужасное" поведение объясняют "непра-вильным воспитанием". Тем не менее, уровень интеллекта такого ребенка может даже превышать средневозрастные показатели. Дома вы с трудом справляетесь с ним, часто он не даёт вам ни минуты покоя, кажется, что к нему «подключен моторчик».

Что же кроется за его неугомонностью и нуждается ли малыш в помощи специалистов?

На сегодняшний день в научных кругах активно обсуждаются вопросы, касающиеся син-дрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности ис-пытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ре-бенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциаль-ная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей зна-чительный процент составляют гиперактивные дети. Особенно часто асоциальное поведение на-блюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

У мальчиков данный синдром встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Наиболее яркие его проявления в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный за-пас. Обычно эти симптомы максимально проявляются в возрасте от 4 до 7 лет. Этот возраст явля-ется критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызы-вать переутомление.

Что же такое гиперактивность?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умствен-ную активность у детей. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незна-чительного поражения мозга, когда возбуждение преобладает над торможением, которое не опре-деляется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной моз-говой дисфункцией (ММД). При этом недостаточно сформированы механизмы регуляции и само-контроля, наблюдается дефицит внимания.

Какие признаки могут указывать на гиперактивность у ребёнка?
o Беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
o Проявляет бесцельную двигательную активность, когда это неприемлемо.
o Проявляет беспокойство: барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо.
o Спит намного меньше других детей, даже в младенчестве.
o Очень говорлив.

o Легко отвлекается на посторонние стимулы.
o Очень забывчив, часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на ули-це.
o Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
o С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
o Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
o Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
o На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушав их до конца.
o С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
o Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры или бе-седы).
o Плохо подчиняется правилам
o Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядыва-ясь по сторонам).

Если вы замечаете у ребёнка хотя бы 8 признаков из 16, это может указывать на гиперак-тивность, однако диагноз может быть поставлен только специалистами – психоневрологом или нейропсихологом, которые, в свою очередь, окажут квалифицированную помощь. Очень часто ро-дители просто не знают, к кому обратиться. Иногда боятся пойти к специалисту, особенно к пси-хоневрологу, опасаясь "испортить" ребенку медицинскую карту. И все-таки это делать необходи-мо - само по себе состояние ребенка не изменится. Нужно помочь ему социально адаптироваться, не потеряв при этом внутреннего комфорта.

Сложности с учебой, столь характерные для таких детей, обусловлены особенностями их восприятия, что не всегда понимается окружающими. При усугублении школьных проблем могут возникнуть эмоциональные и личностные проблемы, например, низкая самооценка. Ребенок не может вести себя хорошо не потому что не хочет, а потому, что его психофизиологические воз-можности не позволяют ему это делать.

Часто мамы или учителя жалуются, что ребенок «гиперактивный»: ни минуты не сидит спокойно, все время бегает, на уроках крутится, постоянно отвлекается. В таких случаях всегда нужно задаться вопросом: может ли он хоть что-то делать долго? Например, смотреть телевизор, когда ему интересно? Если да, то вряд ли речь идет о психологической гиперактивности. Скорее всего, это "живой", активный ребенок, которому, к сожалению, уделяется не слишком много внимания.

Что делать, если у вас гиперактивный ребенок?
Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к специалисту (психоневрологу или нейропсихо-логу) и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Желательно пройти комплексное обследование. Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую кор-рекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невролога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения. На сегодняшний день наиболее эффективным способом лечения является нейропсихологическая коррекция, позволяющая заново сконструировать несформированные или нарушенные высшие психические функции, которые ребенок учится использовать во внешней деятельности с постепенным усвоением на внутреннем уровне.

Коллектив отдела психолого-педагогических проблем НПРЦ «Бонум».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления