E1
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+15°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +12

2 м/c,

ю-в.

740мм 26%
Подробнее
2 Пробки
USD 89,79
EUR 97,13
Реклама
Мой дом Полезные статьи Надзор и контроль

Надзор и контроль

В ноябре 1934 г. Совнарком создал в недрах транспортного ведомства (к тому времени оно называлось Управлением шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта — ЦУДОТРАНС) государственную автомобильную инспекцию (ГАИ).

В 1935 г. было утверждено положение о Госавтоинспекции, по которому в союзных и автономных республиках, краях и областях, Москве и Ленинграде вводился институт уполномоченных ГАИ, а в районах — госавтоинспекторов.

Новое подразделение взяло на себя ту часть работы по обеспечению безопасности дорожного движения, за которую отвечали транспортники — регистрацию и технический контроль. Но справлялись они с ней не лучшим образом, по крайней мере, в Свердловской области. В апреле 1935 г. была проведена проверка качества работы Свердловской ГАИ, и ее результаты оказались неутешительными: «На каждого райинспектора приходится обширный по территории участок, охватить который полностью является часто трудным делом для одного человека, — говорилось в акте обследования. — Должности автоинспекторов занимают практики или техники без стажа работы. Регистрация машин в ряде случаев подвержена самотеку. Сколько должно быть учтено машин и какой процент фактически учтен — этого никто не знает. Нет ни одного акта на автодорожное происшествие, и вообще не известно, составляются ли эти акты органами милиции или нет. Отсутствуют материалы для составления сводок автодорожных происшествий». При этом количество автомобилей в Свердловской области перевалило за четыре тысячи.

Во второй половине 1930-х гг. народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР — мощное ведомство, объединившее госбезопасность, милицию, пограничные войска и управление лагерей — брало на себя все новые обязанности: архивное дело, лесное хозяйство, управление геодезией и картографией и т. д. 28 октября 1935 г. в НКВД передали и ЦУДОТРАНС — все службы строительства дорог и управления автохозяйством. И уже внутри НКВД одна его часть превратилась в Управление шоссейных дорог, а другая — ГАИ — была передана Управлению рабоче-крестьянской милиции.

Как стало ясно позднее, такая концентрация сил явилась заключительным этапом в создании аппарата массовых репрессий, но для ГАИ преобразование в подразделение милиции пошло на пользу. Если раньше один автоинспектор физически не справлялся с огромным объемом работы, то теперь «улучшение положения с автотранспортом должно являться обязанностью всей милиции». На начальников районных и городских отделений возлагалась личная ответственность за деятельность ГАИ.

Более точно определялись обязанности Госавтоинспекции. Главная из них — «борьба с авариями и хищническим использованием автотранспорта». Инспекторам поручалось вести учет аварий как по району, так и по автохозяйствам, расследовать серьезные и сложные случаи.

Вторая по важности задача — количественный и качественный учет автотранспорта. С 1936 г. выдача номерных знаков и технических паспортов, регистрация автомобилей по маркам, категориям и владельцам производилась в городских и районных отделах милиции под наблюдением автоинспектора. Он же должен был осуществлять регулярный технический осмотр машин. Автоинспектору поручалось руководство квалификационными комиссиями, хранение и выдача шоферских удостоверений, разработка технических норм эксплуатации автомобилей (расчет горюче-смазочных материалов, коэффициента использования машины и т. д.).

В середине 1930-х гг. основной задачей ГАИ считалось не обеспечение безопасности движения, а надзор за работой автотранспортных предприятий. Многие инспекторы начали выписывать путевые листы и лично рассылать машины по тем или иным объектам. Наркому НКВД даже пришлось издать специальный приказ, объяснявший, что контролировать — не значит управлять.

26 апреля 1936 г. были введены специальные звания для сотрудников милиции. Должностям начальника отдела ГАИ в областном управлении соответствовали звания лейтенанта или младшего лейтенанта милиции. Лейтенанту полагалось три звездочки, младшему лейтенанту — две. Форма сотрудников ГАИ отличалась от общемилицейской лишь знаком фортуны на петлицах и на левом рукаве.

В Свердловской области реальные преобразования ГАИ произошли в апреле-мае 1936 г. А 15 июня 1936 г. у новой службы появился первый руководитель — В. А. Трушников. Он недолго возглавлял новое ведомство — в 1941 г. был уволен из органов НКВД по классовым соображениям за то, что его «отец до революции имел лавку и торговал скотом».

Что происходило на дорогах Свердловской области в первые годы работы ГАИ? В мае 1936 г. в области насчитывалось 4994 автомашины. Из них 79% — грузовики и 21% — легковые автомобили. Эти цифры лишний раз подтверждают, что автотранспорт в первую очередь использовался для нужд промышленности. Количество автотранспорта в уральских областях и крупных городах было приблизительно одинаковым. Но с численностью населения оно соотносилось по-разному. По переписи 1939 г. в Свердловской области проживало 2610 тыс. человек. Получается, что в среднем на 1 тыс. жителей приходилось по 2 автомобиля. В Свердловске на 1 тыс. горожан приходилось по 4 автомобиля, в Нижнем Тагиле — по 3 автомобиля.

Еще одним важным показателем состояния дел на дорогах принято считать уровень аварийности. Здесь, к сожалению, провести анализ невозможно. В архивах срок хранения документов, фиксирующих аварии, давно истек. Единственное, что пощадило время, — сводка автодорожных происшествий по Свердловску за первый квартал 1936 г. Она сохранилась случайно: ее обратная, чистая сторона была использована для составления другого, более важного документа. Итак, в первые три месяца 1936 г. в городе было зарегистрировано 97 происшествий, в которых два человека погибли и 26 получили ранения. Если предположить, что уровень аварийности в последующие месяцы не менялся, то на 1 тыс. горожан в год приходилось по одному дорожному происшествию и по одной аварии на каждый четвертый автомобиль. Оказывается, шансы попасть в ДТП у свердловчанина 1936 г. и екатеринбуржца начала XXI в. равны, притом, что уровень автомобилизации современного города несравнимо выше. Но время и скорости берут свое: по числу погибших и раненых на дороге современный Екатеринбург, к сожалению, даст фору довоенному Свердловску.

СПРАВКА
Под «хищническим использованием» в условиях сталинского времени понимали износ резины, простой машин и поступки, дающие основания подозревать во вредительстве.

СПРАВКА
3 июля 1936 г. Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о ГАИ Управления рабоче-крестьянской милиции. Эту дату и принято считать днем рождения милиции.

СПРАВКА
По городам и районам в 1936 г. автомобили распределялись следующим образом:
Свердловск — 1780
Нижний Тагил — 476
Нижнетагильский район (Нижняя Салда, Кировград, Красноуральск) — 323
Красноуфимск — 287
Пермь — 1103
Челябинск — 911
Челябинская область — 4907

Материал предоставлен журналом «ГАИ: городской автоинформатор»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления