E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

пасмурно, без осадков

ощущается как +2

2 м/c,

с-з.

741мм 85%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Мой дом Полезные статьи Пассажирский уклон

Пассажирский уклон

Чаще всего мы пишем о спорных ситуациях и дорожно-транспортных происшествиях, в которых страдают водители и пешеходы. Однако есть еще одна категория граждан, получающая травмы в результате аварий. Это - пассажиры общественного транспорта. Каждому из автолюбителей время от времени приходится пользоваться автобусами, троллейбусами и трамваями. Кто несет ответственность за причинение вреда здоровью пассажиров, разбирался журнал «ГАИ».

Пассажиры общественного транспорта становятся невольными участниками дорожных происшествий не реже, чем водители и пешеходы. Наиболее травмоопасными по-прежнему остаются малые транспортные средства, особенно ГАЗели, коммерческие автобусы Isuzu и «Нифаз». Во многом это связано с тем, что к их управлению привлекаются водители, прибывшие в Екатеринбург из бывших союзных республик на заработки. Владельцы коммерческого транспорта устанавливают для них план ежедневной выручки. Все, что водитель заработает сверх плана, идет в его собственный карман. Естественно, чтобы побольше заработать, он начинает торопиться, особенно при посадке и высадке. Именно в эти моменты пассажиры больше всего рискуют получить травму. Водители, не убедившись в том, что все желающие покинули салон или вошли в него, раньше времени закрывают двери. При зажатии дверью мало кому из пассажиров удается отделаться легкими телесными повреждениями. Чаще всего снаружи остаются ноги, которые затягивает под колеса. В результате люди получают переломы, бывают и смертельные случаи.

В таких ситуациях виновным однозначно будет признан водитель. Многие из них, попадая в подобные ситуации, категорически отрицают свою вину. Ссылаются, в том числе, на то, что в соответствии с должностными инструкциями закрыли двери только после того, как на пульте управления погасли лампочки, сигнализирующие об окончании посадки-высадки пассажиров. Однако этот факт не освобождает их от ответственности. Согласно Правилам дорожного движения, перед началом движения водитель обязан достоверно убедиться в безопасности своего маневра.

В противном случае он понесет наказание. Оно будет зависеть от степени тяжести причинения вреда здоровью пострадавшему пассажиру. Как правило, при проведении судебно-медицинской экспертизы несложный перелом квалифицируется как вред средней степени тяжести.

Не исключено, что пассажиры получают повреждения, когда выходят из автобуса или маршрутки прямо на проезжую часть дороги. Нарушения правил высадки пассажиров вне остановок происходят сплошь и рядом. Впрочем, достаточно часто на подобное нарушение водителей коммерческого транспорта провоцируют сами пассажиры, и часть вины ложится на них. До Госавтоинспекции такие случаи не доходили. Скорее всего, получив синяк или ссадину, пассажир не обращается в ГИБДД, пытаясь договориться о компенсации с собственником частного автобуса.

Совершенно иная ситуация складывается в том случае, когда пассажиры получают травмы в результате применения водителем экстренного торможения. Попытаемся разобраться в этом на конкретном примере дорожно-транспортного происшествия, случившегося на пересечении проспекта Ленина с улицей Бажова.

Ситуация

Автомобиль Suzuki двигался по проспекту Ленина со стороны улицы Восточной. На перекрестке с улицей Бажова водитель решил повернуть налево. Совершая маневр поворота, он проигнорировал знак «Стоп» и выехал на проезжую часть. В это время по проспекту Ленина со стороны улицы Луначарского во встречном направлении двигался пассажирский автобус Ikarus. В его салоне находились около тридцати пассажиров и кондуктор. Водитель автобуса, увидев преградивший дорогу автомобиль, начал резко тормозить. Столкновения избежать не удалось, но повреждения автомобиля и автобуса были минимальными. Единственной пострадавшей в этом дорожно-транспортном происшествии стала кондуктор автобуса. В результате резкого торможения она пролетела через весь салон, стукнулась и сломала ногу. Встает вопрос: кто понесет ответственность за причинение вреда здоровью кондуктора?

Комментарий специалиста

Анна Соколова, майор милиции, старший инспектор по исполнению административного законодательства полка ДПС ГИБДД УВД г. Екатеринбурга:

- Казалось бы очевидным, что в данном случае виноват водитель Suzuki, при повороте налево на зеленый сигнал светофора не уступивший дорогу автобусу. После обследования кондуктора судебно-медицинская экспертиза дала заключение - нанесение тяжкого вреда здоровью. Однако, направив материалы в следственный орган, мы получили ответ: причинная связь между нарушением правил дорожного движения водителем автомобиля и телесными повреждениями, полученными кондуктором, не установлена. А это значит, что оснований для возбуждения уголовного дела нет. Оценив собранные доказательства, мы вынесли окончательное решение: причиной последствий в виде тяжкого вреда здоровью пассажирки (кондуктор в данном случае является и пассажиром автобуса) не могло явиться столкновение транспортных средств, так как автомобили практически не имеют повреждений. Причиной падения и травмирования явилось применение водителем автобуса экстренного торможения. Но и с его стороны в данной ситуации не усмотришь нарушения. Он также признан невиновным в травме кондуктора, поскольку действовал в полном соответствии с пунктом 10.1 ПДД: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Таким образом, причиной получения травмы в виде тяжкого вреда здоровью кондуктора явилась проявленная ею неосторожность. Во время движения она продавала билеты пассажирам на задней площадке автобуса. У кондуктора существуют строгие должностные инструкции. Они регламентируют, что ей позволяется делать, и что нет. Согласно им, кондуктор обязана сидеть на специально отведенном месте и принимать оплату за проезд от подходящих к ней пассажиров. Кроме того, согласно правилам обеспечения личной безопасности, кондуктор должна была учитывать возможность изменения скорости движения автобуса и принимать меры, направленные на недопущение падения и травмирования. Другими словами, кондуктор, как и любой пассажир, должна держаться за поручни. Женщина получила травмы, поскольку пренебрегла своими должностными инструкциями и личной безопасностью.

Кстати, у пассажиров общественного транспорта также существуют не только права, но и обязанности. Одна из них - держаться за поручни, вне зависимости от того, стоишь ты в общественном транспорте или сидишь. Можно еще понять, когда автобус переполнен, и в результате экстренного торможения пассажиры падают и получают травмы. Но не раз случалось, что падали и получали травмы сидевшие люди.

Пассажирам также нужно быть внимательными и учитывать, что водитель во время движения может и резко затормозить, и резко увеличить скорость. Он действует в соответствии со складывающейся на дороге ситуацией, и правила дорожного движения ему это разрешают.

Что же касается водителя автомобиля Suzuki, он наказан - за непредоставление преимущества при повороте. Согласно КоАП, наказание за такое нарушение ограничивается штрафом. Изъятое на период разбирательств водительское удостоверение было ему возвращено.

Информация предоставлена журналом «ГАИ: городской автоинформатор».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления