E1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

3 м/c,

зап.

737мм 36%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама

Через край


Насыщенно, много, изобилующе, через край — такие определения порождает новая картина Алексея Учителя. Удивительная плотность кадра в изображении и насыщенность событиями — характерная особенность фильма. И к финалу этих событий становится слишком уж много, слишком много информации и действия обрушивается на зрителя — пожалеть бы его, несчастного, расслабленного сериальным переливанием из пустого в порожнее, да водянистыми фильмами последних двух лет.

Сказать, что это недостаток — глупо, но с непривычки можно получить несварение.
Синопсис с его паровозными гонками, брошенными в лесу составами, дорогами в никуда, немками на необитаемом острове, выглядел, конечно, абсурдно. Но у режиссера получилось сложить почти непротиворечивую картинку послевоенного мира.

История с немецким инженером, строившим в Сибири мост, в предвоенное время, была обычным делом. Сотни немецких архитекторов, инженеров, металлургов, прочих классных профи бежали от Гитлера в СССР и после начала войны также сотнями гибли в ГУЛАГе.

Очевидно, что и этот строившийся мост был частью глобального плана покорения Сибири, и поселок Край был передовым краем строительства века, но вмешалась война и дорога была забыта, а поселок остался.

И неудивительна озлобленность и агрессивность живущих там, на самом краю. Они забыты, заняты ненужным делом, и просвета в этой жизни не предвидится. Что они в костюмах-тройках должны ходить и пушкинским языком изъясняться? Нет, все к месту, весь мат к месту, очень дозирован (если не верите, посмотрите «Чужую» — вот там мат на мате). Для конфликта с побоищем и пожаром нужно очень мало, а тут припадочный герой войны, да и целая немка нашлась.

Заброшенность Края перекликается с сегодняшним медленным умиранием бывших советских фронтиров в борьбе с природой. Десятки таких «строек века» медленно разлагаются и сходят с ума: север Урала, восток Сибири...

Хорошо вписались в реальность и паровозные гонки. В первый раз форс и понт Игната (Машков), нового машиниста, героя войны, заставляет выжимать скорости из двух паровозов. Во второй — вполне сюжетная погоня. Ярко, красиво, оригинально. Позабавило, что у Фишмана–злодея из трубы дым черный, у Игната — белый. Опечалило только, что при хорошем бюджете пожадничали на эффектное столкновение, ограничившись крупными планами рваного железа.

Из персонажей не делали чистеньких положительных или отрицательных героев. Персонаж Машкова местами и вовсе неприятен, главный его аргумент — дать кому-нибудь в морду. Контузия, комплекс победителя, гордыня, и жидкое желание жить на адреналине, на краю — вот его черты.

Персонаж Аньорки Штерхель успешно и убедительно развивается от нежной девочки к затравленному зверьку, угловатому полумальчику-полудевочке и, наконец, к любящей женщине.

Юлия Пересильд — Софи (сцена секса Игната и Софи — грубая, животная, и передана только одними лицами, без физиологических подробностей, но очень телесная — пожалуй, лучшая в отечественном кино). Алексей Горбунов — начальник станции (однорукий, несчастный, затюканный). Масса эпизодических персонажей со своими проблемами, судьбами… Ломанные-переломанные, но все равно живущие и даже радующиеся жизни. Все убедительны. Даже полуанекдотический Вовка-чукча с хрестоматийными «мал-мала» и «аднака» в исполнении Александра Баширова становится не просто юмористическим довеском (хотя сцена с похищением крыши — гениальна), но и по сюжету становится вершителем местных судеб, правой рукой гэбиста Фишмана. Который, кстати, совсем не Фишман. Что касается этого героя в исполнении Гармаша, то здесь, наверно, возникают самые главные натяжки сюжета. Жители Края то вытягиваются во фрунт перед ним, то вдруг бунтуют, то смеются и издеваются. Ну и финальный твист, когда контуженный спидометром Фишман едет на велосипеде (откуда велосипед?) по рельсам — явно из другого фильма.

Конечно, «Край» не идеален. Есть сюжетные дыры, поступки, которые требуют объяснения, возможно все это есть в режиссерской версии — фильм и без того не короткий. Несколько ложных финалов тоже портят общую картину, так что финальный пролет над заснеженной тайгой, завораживающий, уже не так трогает.

Главное, что «Край» получился живой, понятный, неходульный, тонко балансирующий между артовой, жесткой «Кукушкой» и последними пафосными фильмами о войне с красивой картинкой и бестолковым сюжетом.

Фильм жесткий, злой, провоцирующий, но умный, красивый и, еще раз повторюсь, живой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления