Видимо, местные «локализаторы», которым досталось продвижение «Bridesmaids» в российских кинозалах, действовали согласно старой крылатой фразе «у них своя свадьба, у нас — своя свадьба», и поставили фильм в пару к еще не покинувшему прокат популярному «Мальчишнику», путем сомнительного перевода названия как «Девичник в Вегасе».
И хотя от второго «Мальчишника» было ощущение, будто тебе рассказали уже слышанный анекдот, разница между «Мальчишником» и «Девишником» все равно представлялась примерно, как между все же забавными ребятами «ПрожектПэрисХилтон» с Первого и пытающимися казаться смешными «Девчатами» со Второго. Поэтому отправляясь накануне с женой в кино за компанию, я не подозревал, что объект просмотра с ярко выраженными гендерными признаками, снятый для женщин и придуманный ими же, окажется для меня одной из лучших комедий, виденных за последнюю пару лет. И, как оказалось, мое впечатление вполне стыкуется с большими сборами и редким случаем массовой похвалы от зрителей и критиков. Хотя, кажется, и с оговоркой: кроме России.
На мой взгляд, профессиональные юмористки Кристен Уиг и Энни Мумало умудрились пробить в производство сценарий, в котором избежали главного правила нынешних комедий, совпадающего с принципом бытия продвинутых представителей современного общества до 35-ти лет, гласящего: «НЕ ПАРЬСЯ!». Теперешние герои комедий могут меняться любовниками, тащиться от шопинга, маяться проблемой недостаточной длины или объема, даже быть «оттраханным» трансвеститом, главное для авторов — не подставиться и не быть заподозренными в попытке насадить зрителю доброе и вечное. Отступившие, как правило, караются дурными отзывами и пустой кассой. Но не в этот раз.
Итак, к своим тридцати с хвостиком главная героиня Энни (Кристен Уиг) оказалась с сорока тысячами долга за свой прогоревший, согласно кризису, малый бизнес и без особых перспектив в личной жизни (если не считать пожарные встречи по звонку с озабоченным красавцем и феерической сволочью). Поэтому она особенно цепляется за немногое оставшееся настоящее — дружбу с подругой детства Лилиан (Майа Рудольф), которая, кажется, все-таки нашла свое счастье и стоит на пороге предсвадебных хлопот. Свидетельницей (почетной подругой) выбрана, разумеется, Энни. Но как достойно выглядеть главной среди появившихся, благодаря жениху, новых подруг Лилиан, если у тебя нет ни одного выходного платья, твоей машине пора на свалку, а денег не хватает даже на оплату комнаты с соседями? К тому же на роль новой лучшей подруги Лилиан активно претендует богатенькая и неглупая стерва (неожиданная Роуз Бирн). В общем, с первого взгляда затравка тянет лишь на узкопрофильные девчачьи кинорадости.
В реализации авторы пошли еще смелее: персонажи комедии внешне похожи на нормальных обычных людей, красивые загорелые упругие тела отсутствуют. То есть, как принято говорить, «тема сисек не раскрыта!». К тому же и самого Лас Вегаса в фильме нет, а под рекламируемым «отжигом по полной», возможно, подразумеваются несколько сцен «физиологического» (или «сортирного») юмора действительно высокого накала.
Что же тогда в этом фильме стоящего? Если кратко, то со своего полюса, противоположного целевой аудитории, он мне показался непривычно настоящим.
Во-первых, в отличие от перманентно инфантильных и, в принципе, чертовски удачливых героев «Мальчишника», персонажам «Девичника» жизнь ничего не дает просто так. Как и большинству из нас, она временами показывает жизненные «факи», предлагая платить за все хорошее. А некоторых и вовсе норовит отправить в нокаут, невзирая на пол и приложенные старания. Фильм, в общем-то, не оставляет камня на камне от мифа о прекрасных совершенных созданиях, которыми пытаются казаться для нас многие из женщин. У главных героинь хватает проблем и изъянов. Но почему-то при этом я легко мог себе представить, что для каждой из них в реальной жизни вполне мог найтись свой единственный, с которым бы она счастливо прожила всю жизнь. В отличии, скажем, от героинь из какого-нибудь «Все мужики сво…», который я как-то вынужденно смотрел в очереди к стоматологу и не мог поверить в существование кретина, который бы решился на длительные отношения с подобными женскими персонажами в жизни.
Во-вторых, диалоги в «Девичнике», написанные женщинами, до коликов веселящих Америку с телеэкранов не один год, удивили точностью попадания в ситуацию и двойным дном (и здесь для меня второй «Мальчишник» нервно курит в сторонке). Количество замечательных фраз в фильме велико даже при весьма дурацком (увы) дубляже. На некоторые зал реагировал бурно и сразу («Ты почему улыбаешься? — Ты сегодня такая страшная, что душа поет»). Другие пролетали мимо, и доходили до меня в своем блеске лишь через некоторое время. Как, например, экспресс-утешения Бекки: «Ты прекраснее Золушки, пахнешь хвоей, а твое лицо, как заря!» И чтобы там не говорили недовольные, взрывы смеха в зале случались часто.
В-третьих, редчайший случай, когда киногероини смогли реально разрулить проблемы между собой без «камня за пазухой» и дележа мужиков. К тому же даже для главной стервы дело заканчивается хэппи-эндом.
Перечислять «минусы» воздержусь, поскольку российский вариант фильма, кроме весьма бледного дубляжа, кажется, еще и порезан. Причем весьма грубо. Например, сцена, где Энни выпекает себе в одиночестве красивую «печеньку», заканчивается у нас тем, что героиня пережевывает ее в задумчивости. В оригинальном варианте после этого она неожиданно бросает печеньку на пол, и начинает ее с ненавистью топтать. А это ведь и есть сама суть сцены. Так что я надеюсь дождаться полноценного ДВД, чтобы, возможно, еще не раз посмотреть оригинал и составить окончательное мнение.
В заключении могу смело порекомендовать фильм тем, кто считает нормальным, когда женщины в делах и действиях несколько отходят от образа прекрасных эфемерных созданий, а также тем, кому словосочетание «настоящая женская дружба» навевает теплые воспоминания или, по крайней мере, не кажется парадоксальным.