Интересное продолжение получила опубликованная недавно на портале Е1.RU история про возможности господдержки работодателей, трудоустраивающих молодежь.
В июне в нашей рубрике был опубликован материал про то, как работодатели могут получить государственную поддержку при трудоустройстве в их компании молодежи. Немало представителей компаний-работодателей восприняли его содержание как стимул к конкретным действиям. В результате у истории появилось продолжение - спустя пару недель после первой статьи одна из читательниц портала Е1, начальник отдела персонала крупной компании на уральском рынке отделочных материалов, рассказала о том, как она попробовала воспользоваться описанной возможностью. Полностью ее отзыв вы можете прочесть в отдельной статье (см. «Опыт пользования госпрограммой»), но его суть сводилась к тому, что программа забюрократизирована, а ее требования слабо реализуемы на практике. Кроме того, как отметила автор письма в редакцию, в процессе беседы с директором сысертской службы занятости стала очевидна незаинтересованность чиновника в положительном результате для конкретной компании-работодателя. «Возникает вопрос: для кого разрабатываются данные программы? В курсе ли вообще госслужащие, которые их пишут, о реальной жизни и потребностях работодателей» - резюмировала автор письма.
Казалось бы, на этой минорной ноте повествование должно было закончиться. Сколько у нас таких вот историй про «неповоротливость государственной машины» случается каждый день! Но, как выяснилось, сотрудники Департамента труда и занятости населения области регулярно читают раздел «Аналитика рынка труда» на портале Е1.RU. Вскоре после этой статьи ваш покорный слуга был приглашен на обстоятельную беседу с директором Департамента Дмитрием Антоновым. Результата у этого разговора получилось два: первый - ответ по эффективности программы стажировок, второй – резюме относительно общего характера построения отношений работодатель-работник-Департамент.
Начнем с первого.
Инструкция по применению
Для сотрудников Департамента, активно отреагировавших, как было принято говорить раньше, на «сигнал» со стороны, очень важно снять получившийся в результате опубликованной на Е1.RU истории негатив.
«Мы бы очень хотели наладить сотрудничество с максимально большим числом работодателей, так как Департамент отвечает за реализацию целого ряда мероприятия по стимулированию занятости населения, - рассказывает Дмитрий Антонов. - Между тем, в прессе часто появляется самая разнообразная, и не всегда корректная информация об имеющихся у нас возможностях. Кроме того, будем говорить откровенно, работодатели нередко «ленятся» в том, что касается получения адекватной информации о той или иной программе, полагаются на слухи, легко разочаровываются».
Чтобы окончательно расставить все точки над i в теме компенсации стажировок, сотрудники Департамента предоставили нам подробную информацию, которой мы и делимся с читателями.
Итак, работодатель, желающий организовать стажировку, подает заявку в государственное учреждение занятости населения Свердловской области (центр занятости) для отбора, после успешного прохождения которого постановлением Правительства Свердловской области организация включается в Программу.
Критериями отбора организаций являются:
- отсутствие решения суда о признании банкротом и открытии конкурсного производства;
- отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам организации.
Отношения с работодателями регулируются договорами об организации стажировки и возмещении затрат на оплату труда участников мероприятия, заключаемыми центрами занятости на основании заявки организации.
После заключения договора об организации стажировки работодатель выделяет, либо организует рабочее место, разрабатывает программу прохождения стажировки, а центр занятости (по согласованию с работодателем) направляет выпускника для прохождения стажировки.
Гражданин признается выпускником в том случае, если он окончил образовательное учреждение начального, среднего или высшего профессионального образования и с момента окончания прошло не более календарного года. Возрастных ограничений для данного мероприятия программы не устанавливается.
Период участия в стажировке не может превышать шести месяцев.
Перечисление работодателю средств на частичное возмещение затрат на оплату труда стажеров и выплаты работникам организации за наставничество производится центром занятости в течение 10 дней с даты представления работодателем следующих документов:
1) актов о выполненной работе;
2) копий срочных трудовых договоров со стажерами;
3) копий приказов о назначении наставником;
4) табелей учета рабочего времени стажеров и наставников;
5) копий документов, подтверждающих факт выплаты стажерам заработной платы и работникам организации за наставничество в полном объеме, установленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
6) расчета начислений на фонд оплаты труда стажеров и наставников.
Изложено все вполне понятно, только есть одно важнейшее обстоятельство.
Кто тут клиент
Второй результат беседы с сотрудниками Департамента, ставшей последствием публикации на портале Е1.RU, не менее важен. Речь идет о понимании отношений между Департаментом и участниками рынка труда.
Не трудно заметить, что основная претензия всех работодателей, контактирующих со службами занятости, состоит в том, что сотрудники этих служб не воспринимают работодателей как клиентов. «Почему они не стараются ради нас?!», - вопрошают работодатели.
Сама система работы Департамента организована так, что клиентом своим считает безработного, и отчасти это верно. Потому что это логика социальной ответственности. Но занятость не существует сама по себе, ее формирует не работник, а работодатель. И в современной ситуации невозможно эффективно влиять на рынок, не выстраивая системной работы с коммерческим сектором. И тут возникает диссонанс. Малый и средний бизнес работает по принципам, серьезно отличающимся от правил функционирования госучреждения и крупных компаний, его представителям трудно кропотливо следовать многочисленным и порой путаным нормам госструктур. Более того, многие предприниматели считают, что логика их действий, логика бизнеса – единственно верная, что, конечно, не соответствует действительности. Но они не понимают, почему госорганы не хотят отказать от своей «неэффективной практики» и работать «нормально», как бизнес-система. После состоявшегося разговора становится понятно, что руководство Департамента в целом эту ситуацию осознает, но самостоятельно изменить ее не может.
Как изменить ситуацию?
Есть два уровня действий. Первый – тактический, но самый оперативный: надо встречаться лицами, принимающими решения. У государства есть ресурсы и есть во главе Департамента вменяемые люди (я все про того же Дмитрия Антонова), у бизнеса – есть потенциал и потребности в людях. Остальное – вопрос переговоров. Однако это все будут реактивные, а не проактивные действия.
В начале августа по инициативе портала Е1.RU и блога HR-mnenie состоялась одна из таких встреч. Правда, вышла она очень малочисленной, то есть стала классическим «первым блином». Мы будем такие встречи продолжать для тех, кому интересно сотрудничество с Департаментом.
А вот дальше идет стратегия: Департамент де факто является крупнейшим кадровым агентством региона, обладает огромным потенциалом, но при нынешней схеме работы большинством своих возможностей пользоваться не способен. До кого надо достучаться, чтобы изменить ситуацию, в самом Департаменте, очевидно, знают.
Вопрос в том, захотят ли заточенные под краткосрочные задачи представители бизнеса сотрудничать с чиновниками в реализации их целей?