E1
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+10°

пасмурно, без осадков

ощущается как +9

1 м/c,

с-в.

747мм 56%
Подробнее
2 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама

Джанго Негро


Итак, вслед за почти всей уже прогрессивной общественностью посмотрел я вчера вечером новейший шедевр Квентина ненашего Тарантино под названием «Джанго освобождённый». Скажу сразу, что я давний и верный поклонник жанра киновестерна, причём как классического, так и в виде т. н. спагетти. И оригинальная трилогия про Джанго с харизматичным Франко Неро в главной роли мне очень даже симпатична. И даже фильм про уже совсем другого Джанго с Томасом Миллианом в главной роли тоже. И Квентина Тарантино как режиссёра и актёра я вполне уважаю.

Ну так вот, уселся я в мягкое кресло в любимом зрительном зале, и понеслась душа старого киномана в рай… На экране начальные титры, оформленные в стиле 60-70 гг. минувшего уже века, из долби-динамиков льётся чарующая баллада про Джанго из оригинального фильма Кобруччи. Ну а дальше пошло что-то в духе недавней «Железной хватки» братьев Коэнов. Итак, где-то в глубине Техаса… Странствующий зубной врач, а по совместительству охотник за головами немецкого происхождения (умница и душка Кристоф Вальц) волею судьбы и револьвера получает себе в напарники негра Джанго (Джейми Фокс). И заключают они партнёрское соглашение, затем всю зиму мочат беглых преступников, а с наступлением весны они вслед за дикими гусями отправляются на север, спасать томящуюся в неволе супругу Джанго.

Таков сюжет картины. И всё бы было хорошо, но… Фильм очень интересно смотреть минуты так, примерно, до 35-й… Потом, когда протокуклуксклановец с упитанным лицом Джоны Хилла стягивает с себя мешающий ему смотреть белый мешок с прорезями и жалобно изливает душу крепкому ещё сотруднику полиции отдела нравов Майами, ой, просто очень авторитетному местному плантатору с шикарными седыми усами в исполнении Дона Джонсона, звенит первый такой звоночек. Пока ещё предупредительный. Короче, организм начинает подозревать, что что-то тут нечисто. Скажу сразу, этот звоночек совсем скоро превратится в настоящий ревун и орать он будет уже непрерывно…

Итак, спагетти-вестерн делает сильный крен и пытается в темпе брейка мутировать в остросоциальную и историческую драму. Получается у него не то чтоб на отлично, но, поскольку хамелеоны нынче в моде, – прокатывает безо всяких долгих базаров на тему «за нашу и вашу свободу».

Не скоро сказка сказывается, но скоро наши герои и до главгада добираются. Итак, молодой южный джентльмен, плантатор, человек намба 4 в штате и просто обаятельный франкофил (и садист) Кэнди (в блестящем исполнении Леонардо ДиКаприо). Скажу сразу, на воплощение вселенского зла мистер Кэнди всё ж не слишком тянет, хотя собачью смерть от неслучайной пули, безусловно, заслуживает.

А теперь немного отвлечёмся и поговорим об истории, которая, как известно, суть учительница жизни, хотя очень мало кто готов её слушать или хотя бы к ней вообще прислушиваться. Всякие претензии данной картины на историчность можно смело посылать пустыней, зимним лесом и далее, на хлопковую плантацию. Ибо не было ещё в 1858 году ни Ку-Клукс-Клана, не палили ещё герои из многозарядного карабина Генри, не рассчитывались они купюрами с таким крупным номиналом и не рвали они зло на части при помощи динамита… Потому что всего этого тогда ещё не было. Не успели ещё изобрести и создать. Далее, хоть и очень неблагодарное это дело, но накину я (только торжества истины для!) мантию адвоката дьявола. Рабство – зло однозначно. Без вариантов. Но глупо считать, что все рабовладельцы-южане той эпохи жили как мистер Кэнди. Т.е. развлекались гладиаторскими боями своих рабов, травили их собаками, убивали и пытали… Крепостное право у нас тоже было злом (хотя более слабым и все ж оправданным на определённом историческом этапе – см. модель служилого государства), но будет ли справедливым сказать, что все наши помещики были почти сплошь одни лишь Салтычихи? Тем более и среди однодворцев… И мелких рабовладельцев и на Юге США той эпохи тоже было большинство… Ещё раз повторяю, я против рабства и расизма. Расизма любого – как белого, так и чёрного (см. нигритюд). А вот тут Тарантино уже перегибает палку. И очень сильно. Фактически в этом его фильме просто нет положительных белых. То злобные реднеки, постоянно сплевывающие табачной жижей, спящие в обнимку со своими обрезами и любящие лишь своих овчарок-людоедов, или садисты-джентльмены, или слабые тряпки, зря только небо коптящие… Ах да, доктор Шульц не такой. Он хороший, чуть ли не няшный. Джентльмен, умница и вообще культурный европеец. Ну, чуть ли не страдающий Вертер. Вот только зарабатывает себе на жизнь этот Вертер убийствами людей. Да, преступников. Но! – он именно что убийца. Вспомните героев тьмы вестернов, где подобные ему маршалы и охотники, от Джона Уэйна до Клинта Иствуда и Джеффа Бриджеса, обычно делали хотя бы слабую попытку взять искомого гада живьём. А для Дока (кстати, неслабый намёк на одну из легенд Дикого Запада – Дока, не правда ли? (вспоминаем «Мою дорогую Клементину» и «Тумбстоун») Шульца это просто бизнес на крови. И одной из лучших сцен фильма является как раз момент жестокого урока бесчеловечности, который культурный немец преподает наивному и неиспорченному ещё до конца дикарю. И скажем сразу, Джанго хорошо выучит этот урок и при случае вернёт его своему учителю… Или вот стрельба по убегающим… Это уже не оборона, это убийство. Однозначно.

Далее, фильм идёт, и всё вроде бы хорошо. Зритель наслаждается просто изумительной великолепной игрой центральных актёров (ДиКаприо! Вальц!! Джексон!!!)... и всё бы хорошо, но вот что касается игры на периферии… Призрак Станиславского исступлённо кричит сразу в оба уха: «Не верю!». Не верится ни в мучения негритянки Брунхильды, ни во многое другое… Ну нельзя выезжать всё время на одних и тех же приёмах. Те же жуткие шрамы на спинах у практически всех рабов. С Джанго это ещё прошло, но и не более того. С другой же стороны, вспоминается мне рассказ офицера-северянина из «Армии фараона» о том, как он пошёл волонтёром воевать за Союз – и вот там можно ещё поверить. Там цепляло. Тарантино же сильно переигрывает, перебарщивает…

Повторюсь, Кэндилэнд не тянет на обитель властелина Зла. Поганое местечко и не более того. Да и сам Кэнди не дотягивает, например, до того же злодея из «Хижины дяди Тома» (кстати, янки по своему происхождению). Опять же, ненависть многих белых к неграм на американском Юге во многом появилась уже только после событий Гражданской войны и последующей после неё Реконструкции… Но это уже совсем другая и очень грустная история…

Ну да ладно, смотреть пока все ещё (местами) интересно, но вот развязка, карты сданы, открыты, герои в ауте – и вроде бы всё должно было кончиться вполне спокойно, но как раз здесь поэтическая душа режиссёра и не выдержала… И грянула кровища! По всем стенам, от пола и до потолка! С вышибанием мозгов, внутренностей, травматической ампутацией конечностей и гениталий и прочими столь милыми трепетному сердцу уже немаленького Квентина «вкусностями». Смотришь на весь этот кровавый фейерверк и думаешь – ну и нафига?! Покарать зло злом? Поубивать, нафиг, всех белых? Ладно ещё озверевший бывший раб, но белый вроде как режиссёр… Что за пепел стучит в его сердце? И ещё. Ну нелогично это просто было. Что, в профессиональном убивце вдруг совесть заговорила? И он стал таким чувствительным?! Или вдруг он внезапно вспомнил о будущем и о том, что творили с людьми лагерные овчарки его далёких потомков? Ну не верю я в это… простите, не верю… Смерть ради смерти, кровища ради кровищи… Не верю!!!
Ну не верю, и всё тут!

Теперь немного вернусь назад и скажу, что чуть ли не с самого начала фильма очень сильно раздражает просто тотальное использование нехорошего слова «ниггер». По частоте использования оно легко кладёт на обе лопатки даже бессмертно-обязательное для «взрослых» боевиков словечко «фак». И плевать, что сам Спайк Ли разрешает (правда, только неграм) использование этого слова. Просто когда весьма хорошо акцентуированную шутку повторяют подряд добрую сотню раз, это уже не смешно, это просто пошло. И скучно. И в конечном итоге весь этот «Джанго освобождённый» становится подобным круто посоленному бифштексу с кровью, посыпанному сверху слоем кайенского перца в палец толщиной…

Ладно, возвращаемся к фильму. На экране бушует просто девятый вал кровищи.

Потом мы видим парочку лёгких штампов, затем детскую по своему уровню «разводку» немолодых уже и явно тёртых жизнью мужиков (белых, вестимо), внезапно вдруг впадающих в общий приступ маразма (прикольно, что одного из этих титанов мысли и доверчивости сыграл сам Тарантино), а затем на экран накатывает уже подлинное цунами кровищи. И поневоле возникает робкая мысль о том, что все происходящее сейчас на экране – подсознательный крик души режиссёра и одновременно мольба об оказании ему неотложной психиатрической помощи… Кровищи уже так много, что она уже просто утомляет…

Попытаемся подвести некоторые итоги. Будем же суровы и беспристрастны. Сначала я отмечу плюсы, а затем минусы картины, а потом постараюсь высказаться об её значении и ценности в мире кино.

Итак, плюсы фильма:

  • «Джанго освобождённый» – своеобразный поклон и оммаж великому множеству спагетти-вестернов былых времён. Музыка, герои, даже виды природы… Кстати, одной из лучших сцен картины я считаю короткий диалог в гостях у Кэнди между Джанго и рабовладельцем итальянского происхождения (Франко Неро), когда Джанго представляется этому своему соседу по барной стойке.

  • Этот фильм, по крайней мере в первые свои полчаса и потом, в немалой своей части, хороший такой спагетти-треш-вестерн с элементами блэксплотейшена. (Что, говорите что нельзя снять треш за $100 млн.?! – Нет, можно! Тарантино можно всё!) Неплохое приключенческое кино.

  • Просто замечательная, выше всех похвал, актёрская игра центральных персонажей фильма. В определённые моменты они то играют, что называется, на разрыв аорты, а порою, наоборот, к полному своему удовольствию разыгрывают натуральный балаган… И пусть вас не смущает тот факт, что персонаж Кристофа Вальца очень во многом напоминает его героя из «Бесславных ублюдков» всё того же Тарантино…

  • Бодрый (поначалу) чёрный юмор.

  • Прекрасная работа оператора.

Теперь же о минусах картины.

  • Очень уж вольное обращение с историей (ну и просто смешно верить рекламным уверениям о том, что тему рабства, оказывается, скрывали в США аж целую сотню лет… Алё, Квентин, вспомни про Мартина Лютера Кинга и не только).

  • Сильнейший крен в сторону кровищи, в конечном итоге и перевернувший так красиво плывущий поначалу корабль этого фильма… В таком вот смаковании крови-мозгов и т. п. прочих неаппетитных вещей всё ж есть что-то нездоровое…

  • Отсутствие оригинальной идеи фильма. Все мы и так хорошо знаем что рабство – это очень плохо. И что дальше? Даже странно, что Джанго с Брунхильдой не уехали в финальный закат на повозке с пулемётом (мой пламенный привет третьему фильму про Джанго с Ф. Неро!), дабы поубивать нафиг вообще всех белых от Миссисипи до Рио-Гранде…

А теперь подведём черту. Я любил и уважал режиссёра замечательных «Криминального чтива», «Джеки Браун» и дилогии про убиение Билла. Мне были симпатичны другие фильмы Квентина Тарантино и не вызывали отторжения его актёрские работы. Но уже его «Бесславные ублюдки» породили в душе моей нехилые сомнения. И вот теперь «Джанго освобождённый» лихими ударами молотка заколачивает гроб с упокоившимся в мире талантом… Осталось кровожадное нечто, а вот творческое начало мелькнуло и ушло… слава в вышних, но зачем же вот так?! И от осознания этого мне сейчас очень и очень грустно...

«Джанго освобождённый» не стал шедевром, а после тех же «Бесславных ублюдков» его трудно назвать даже просто оригинальным. По своей идее фильм уже вторичен и берет в основном только великими актёрами и смакованием обильной кровищи. Этот фильм не останется на века в анналах мирового кинематографа. Как по праву осталось там хотя бы то же «Рождение нации» Гриффита. И станет он всего-навсего только очередным томом из полного кинособрания сочинений Квентина Тарантино…

И ещё. Тарантино умудрился снять совершенно нигеровский и при этом абсолютно антинегритянский фильм. Сравните двух восставших в кино рабов – фракийца Спартака в исполнении Кирка Дагласа («Я не животное!»(с)) и освобождённого ушлым немцем неплохого чернокожего парня по имени Джанго… Так что в чём-то осудивший этот фильм Тарантино небезызвестный Спайк Ли был всё-таки прав…

И есть у меня такое чувство что «самый плохой мальчик Голливуда» Квентин Тарантино вполне успешно вписался-таки в систему. Ибо сначала была картина про ударный отряд еврейских головорезов под командой апача-полукровки (viva Брэду Питу!), которые умудрились замочить Гитлера и тем закончить Вторую мировую, теперь вот откровенно паразитирующий на не самом лучшем варианте политкорректности фильм про чернокожего мстителя, и мне страшно даже подумать о ком и о чём будет следующий фильм Квентина… (Ладно, «Горбатой горой» Голливуд уже разрождался однажды, ну да ведь Квентин у нас мальчик очень креативный…)

Ну и в качестве антидота после просмотра этого шедевра от Тарантино я осмелюсь посоветовать вам пересмотреть старую добрую, но в тоже самое время и вечно молодую классику – «Спартака» Стенли Кубрика, «Унесённых ветром» Виктора Флеминга и «Убить пересмешника» Роберта Маллигана.

P. S. Александр Дюма-отец всё ж не был негром. Максимум его можно назвать квартероном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления