Какие качества важнее для автомобилей компактного класса? Управляемость? Практичность? Или, быть может, оригинальность? Автор журнала "За рулем" нашел компанию новичку Peugeot 208 и отправился за ответом на полигон.
Skoda Fabia
1,6 л, 105 л.с., 6-ступенчатый автомат, Elegance 629 000 руб.
Peugeot 208
1,6 л, 120 л.с., 4-ступенчатый автомат, Allure, опции 728 000 руб.
Сhevrolet Aveo
1,6 л, 116 л.с., 6-ступенчатый автомат, LTZ 581 000 руб.
Seat Ibiza
1,6 л, 105 л.с., 7-ступенчатая DSG, Style 705 990 руб.
По-моему, иные производители встали на новый путь проектирования автомобилей. На котором желание удивить нас с вами доминирует над устоявшимися инженерными традициями. Необычность форм, нестандартное расположение органов управления – вот доминанта многих новых разработок. Ведь неизведанное манит, а "правильные" машины приелись. Только – вот беда! – вычурное на деле частенько оказывается неудобным.
Ателье мод
Что предпочесть? Однотонную антрацитовую "Шкоду" или обрамленный стеклянной крышей французский шарм "Пежо", в котором ты сразу попадаешь на праздник? Странный, на первый взгляд, вопрос. Ведь в "Фабии" с ходу не рассмотришь все блага цивилизации, а в этом "Пежо" они как грибы в осеннем лесу – в изобилии. Вниманием завладевает игрушечный руль, будто позаимствованный у гоночного болида. Эффектно! Но он существует сам по себе, без согласования с приборами: попробуй вот так, сразу рассмотри их поверх баранки. Экран дисплея такой яркий и манящий. После первого восторженного "ах!" вторая мысль – как же его выключить? У нашей машины это пустышка: сюда не выводится ни навигация, ни камера заднего вида. Зато есть до зарезу нужная функция – просмотр фотографий. Ну как же водителю без нее!
А то, что рукоятка двери назойливо давит на колено, – это нормально; массивная передняя стойка мешает обзорности – тоже ничего. Усаживаясь за руль, проделываете комплекс упражнений на гибкость, чтобы не задеть стильную крышу? Привыкнете. Главное – эффект достигнут: салон 208-го никого не оставляет равнодушным. Комментарии насыщены вариациями на тему эпитета "прикольный". Вот только общая оценка невысока…
Как же меняется после таких экспериментов отношение к мрачноватому интерьеру "Фабии"! И входить удобно, и сидеть. Кресло с четким профилем и поддержками. Места, особенно над головой, предостаточно. Как ни придирайся, всё организовано удобно. Конечно, ярких красок мало и челюсть центральной консоли выглядит незавершенной, зато ни к чему не надо приспосабливаться.
"Сеат-Ибица" не самая удачная попытка превратить интерьер "Фабии" (модель, по сути, одна и та же) в нечто горячее. Совсем не спортивное водительское кресло с выпуклостью под лопатками, блескучий пластик центральной консоли, багрово-красная подсветка, провалившиеся нечетные цифры спидометра – все это скорее отдает доморощенным тюнингом, нежели формирует заряд водительского азарта. Хотя признаю, что в целом эргономика неплоха.
Наконец, "Авео" с его бюджетными пластиками, суперкомпактными мотоциклетными приборами, примитивным устройством кондиционирования и вентиляции (у остальных климатики и климатроники). Отдельная кнопка на рычаге для ручного управления автоматом – и вовсе эргономический нонсенс. Аутсайдер? Совсем нет. Здесь удобно сидеть, и не только спереди. Руль, педали, кресло водителя – все на удивление гармонично, причем интерьер благодаря игре цветов и оттенков смотрится веселее, чем в той же "Фабии", создателям которой не помешало бы кое-что позаимствовать у этого автомобиля.
Променад
Сочетание 120 "лошадей" под капотом и… 4-ступенчатого автомата родом из конца девяностых: дерганый, резкий, этот агрегат в "Пежо-208" полон противоречий. С одной стороны, автомобиль едет очень напористо – мотор позволяет. Вместе с тем коробка не приемлет резких нажатий на акселератор. Рывки, неприятные паузы в самые ответственные моменты, жуткий рев при разгоне – все это начисто убивает желание использовать неординарные возможности 208-го.
На высокой скорости машина подкупает стремительным выполнением команд, но на колдобинах легко выходит из повиновения. Подвески у 208-го жесткие, вибронагруженные, не желающие мириться с мелкими неровностями. А к ним информативный (этого не отнять), но нервный руль и такая же перекачанная агрессией управляемость. "Музыкальное" сопровождение – гул от дороги и рассекаемого воздуха, из-за чего в "Пежо" чувствуешь себя словно в пустой бочке.
"Сеат-Ибица"? То, что его подвески не менее жесткие, чем у "Пежо", ожидаемо. Но с мелкими неровностями шасси "Ибицы" справляется явно лучше. А как достойно "испанец" ведет себя в быстрых поворотах! Вот где старания инженеров явно приложены в правильном направлении.
"Сеат" неплох по части акустического комфорта, у него внятные тормоза. Даже двигатель, у которого в сравнении с мотором 208-го мощности поменьше, вдруг запел, подстегнутый расторопным роботом DSG. Эффектный разгон, мгновенные переключения – все здесь на руку активному водителю. Есть особенности, связанные с заминками или, наоборот, резкостью включений роботизированной коробки. Но отменно настроенные ездовые способности все равно берут верх.
"Шкода-Фабия" завоевывает симпатии по-своему. Автомат предложил тому же, что у "Сеата", мотору надежную, но более спокойную и сбалансированную манеру разгона, без рывков и подергиваний. Реально адаптированные к нашим условиям подвески остались столь же упругими, но явно прибавили в энергоемкости. Это заметно на серьезных колдобинах, где "Фабия" рулит.
Управляемость подкорректировали в сторону меньшей спортивности. Но она осталась хорошей и более предпочтительной, чем у "Пежо". "Шкода" проигрывает "Сеату" из-за голосистости мотора при разгоне, – тут "Фабия" не стесняется надавить на уши.
"Шевроле-Авео" в ездовом плане выделяется комфортными подвесками, которые играючи справляются с предложенным маршрутом. Но не все идеально: колеса "Авео" неприлично гулко шлепают по швам и стыкам, чего остальные авто себе не позволяют.
В остальном "Шевроле" уверенный хорошист, не козыряющий ни какой-то особенной управляемостью (скорее – внушительными кренами кузова), ни акустическим комфортом (в этой номинации он очень похож на "Шкоду"). Словом, удобный для среднестатистического потребителя автомобиль с незлобным мотором, логичной и шустрой коробкой, не любящий хаотичной езды. Ну и с не очень внятными тормозами, требующими привыкания (это единственная серьезная претензия).
Аллюром по практичности
Хорошо, что они такие разные и внутри, и снаружи. Ведь сколько бы ни критиковали "Пежо-208", внимания к себе он привлек несравнимо больше, чем одноклассники. Стильная новинка! Значит, работает та самая ставка на удивление. Увы, французам немного не хватило средств или времени на доводку: новомодные идеи зачастую несуразны с точки зрения удобства. Так что пока у 208-го худший результат. В споре "Шевроле-Авео" и "Сеата-Ибица" "испанец" проигрывает. Уж больно требовательной получилась "Ибица" в ездовом плане, в то время как удобства и приспособленности к России этому авто не хватает: третье место. "Шевроле-Авео" – дитя баланса. Ничего выдающегося, зато и серьезных промахов нет – заслуженный второй результат. Победила "Шкода-Фабия". Недостатков мало – хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать, и налицо адаптация к нашим дорогам. Ну а модельный возраст, как выяснилось, удачной конструкции не помеха.
Приспособленцы
Наша балльная система учитывает среди прочего чисто российские особенности эксплуатации. Как с этим обстоят дела у квартета? Стальная защита мотора и коробки установлена на "Шевроле" и "Пежо", у "Сеата" она не менее мощная, но из композитных материалов. А вот "Шкода" со своим рекордным в классе дорожным просветом осталась без «прикрытия». Защиту двигателя на "фабии" с автоматом (в отличие от машин с механикой) завод не устанавливает.
Без брызговиков в России – никуда. Об этом знают все, кроме "Пежо". Зато у французской машины в бампере сетка с мелким шагом (3–5 мм) лучше других защищает от бомбардировки гравием радиатор кондиционера и систему охлаждения двигателя. У "Шкоды" ячейки сетки настолько крупные, что рука пролезает! Немногим лучше обстоят дела у "Сеата" и "Шевроле", и последствия уже видны: при пробеге всего по 5000 км у обоих авто в нескольких местах помяты ребра радиатора.
"Шкода", "Пежо" и "Сеат" – обладатели полноразмерных запасных колес, у "Авео" в багажнике докатка. Мелочь? Возможно, но, пробив колесо вдали от дома и не имея возможности его отремонтировать, вы становитесь заложником прежде всего жесткого ограничения скорости движения на докатке (80 км/ч). Поэтому в наших экспертных оценках (графа "Эксплуатация") это учитывается как недостаток.
Обогрева ветрового стекла нет ни у одного из этой четверки. Форсунки омывателя греются у всех, кроме "Шевроле". С этой точки зрения "Авео" – наименее подготовленный. Зато подогревом передних сидений, зачастую многоступенчатым, может похвастаться каждый из участников теста.