Происшествия Кто виноват? Урбанист и автоэксперт — об аварии на Вторчермете, в которой погибла 11-летняя девочка

Кто виноват? Урбанист и автоэксперт — об аварии на Вторчермете, в которой погибла 11-летняя девочка

Специалисты подробно разобрали причины трагедии

Вечером в пятницу, 25 марта, на перекрестке 2-й Новосибирской и Эскадронной 11-летняя девочка погибла в ДТП. Водитель BMW, уходя от столкновения с красной Mazda 3, выехал на тротуар, где девочка ждала автобус. Школьница скончалась, не дождавшись помощи.

Екатеринбургский юрист Гирфан Мирасов, который занимается ДТП почти 15 лет, и урбанист Александр Свалухин подробно рассказали, кто виноват в смерти школьницы. И как подобных трагедий можно избежать.

Разбор юриста

— Сначала изобразим схему, исходя из показаний водителя BMW и фотографий. Водитель BMW, с его слов, ехал со скоростью 60 км/ч со стороны Солнечного, — говорит Гирфан Мирасов. — На перекрестке с Эскадронной справа от него выехала красная Mazda, из-за чего водитель BMW вырулил правее, заехал на зону посадки пассажиров и сбил там девочку, ждущую автобус.

На данном перекрестке светофора нет, так как Эскадронная после этого перекрестка закрыта из-за дорожных работ. Поэтому преимущество главной дороги у водителя BMW: соответствующий знак там стоит. Казалось бы, водитель Mazda нарушил ПДД, не пропустил BMW и он виноват в смерти девочки — по крайней мере первоочередно. Однако посмотрим внимательнее. Я занимаюсь разными ДТП почти 15 лет, могу на кое-что обратить внимание.

«Первое, что бросается в глаза: самого столкновения автомобилей не было, а водитель BMW совершал так называемый маневр уклонения»

В судебной практике в таком случае действительно почти всегда вина ложится на нарушителя ПДД. Суд рассуждает так: действия пострадавшего были оправданы, он пытался минимизировать ущерб и в принципе ни в чём не виноват. Существенный фактор в таких случаях — риск здоровью людей. Ведь, избегая столкновения, пострадавший минимизировал именно этот риск и в какой-то мере спас здоровье нарушителя, не впечатавшись в его автомобиль. В таких случаях трудно спорить с виновностью.

«Но тут другое дело — умер человек. Уже один этот фактор говорит о том, что выбранный маневр не был оправдан»

К тому же водитель BMW должен осознавать, что уклонение им производится в сторону пешеходной части, а сам он управляет источником повышенной опасности, способным запросто убить человека. Так возникает первый вопрос к водителю BMW: с какой целью он поехал на тротуар? Очевидный факт состоит в том, что он не справился с управлением и допустил наезд на пешехода на тротуаре, сознательно изменив траекторию своего движения.

По мнению юриста, водитель BMW сознательно выехал на тротуар, чтобы избежать столкновения с Mazda

И вот тут мы обращаемся к пункту 10.1 ПДД, суть которого состоит в том, что водитель обязан так управлять машиной, чтобы постоянно контролировать движение своего автомобиля. Из указанного совершенно очевидно, что данный пункт водителем BMW был нарушен.


Теперь перейдем к деталям, указанным в новости. Первое, что я по опыту вижу — слова водителя BMW о том, что ехал он со скоростью 60 км/ч. Очень напоминает типичные показания «шумахера», который знает, что 60 км/ч — предельная скорость в черте города и в полиции надо говорить именно так.

Допустим, что он ехал с этой скоростью. Посмотрим, где он остановился. Благо фотографии прилагаются, а «Яндекс» еще поможет нам посчитать расстояние. Получается, что с предполагаемого момента начала уклонения до столкновения с пешеходом водитель BMW проехал порядка 30 метров. Именно до столкновения. До полной остановки это еще больше, разумеется. На фотографии видно, что BMW весьма далеко отъехал от перекрестка.

BMW далеко отъехал от перекрестка

У экспертов есть формула расчета торможения, а каждый, кто водит автомобиль, прекрасно сам поймет, что 30 метров для 60 км/ч — это многовато. При скорости 60 км/ч формула дает нам примерно 20 метров торможения, а здравый рассудок опытного автомобилиста подсказывает: водитель BMW лжет.

«Во-первых, судя по всему, ехал он гораздо быстрее. Во-вторых, не принял мер по торможению немедленно при возникновении опасности»

А теперь немного додумаем. Все, кто знает этот перекресток, знают и то, что по Новосибирской можно хорошо так разогнаться, чем часто пользуются любители быстрой езды на всяких там BMW.


Так или иначе вся вина в смерти девочки лежит исключительно на водителе BMW, который явно нарушил пункт 10.1 ПДД. А еще, скорее всего, пункт 10.2: совершил необдуманный и ничем не оправданный маневр и убил человека. Да, водитель Mazda, вероятно, виноват, хотя это еще надо доказать, ведь пока это только слова водителя BMW.

«Но водитель Mazda к смерти девочки отношения никакого не имеет. Всё, в чём виноват — причинение вреда имуществу пострадавшего»

Не его вина, что водитель BMW решил покинуть дорожное полотно, типа «уворачиваясь». Для сравнения: как если бы водитель самосвала, уворачиваясь от столкновения с легковым автомобилем, въехал бы в остановку, полную людей, и всех убил. Спрашивается, ты вообще видишь, куда ты едешь? Кто тебе вообще сказал, что можно выезжать на тротуар, спасая свой бампер?


Надеюсь, водитель BMW присядет как следует и больше никогда в жизни не окажется за рулем.

Разбор урбаниста



— Ужасная трагедия показывает, что наш город некомфортен и небезопасен: лишиться жизни можно, просто стоя на остановке. Про ошибки водителей (человеческий фактор) уже сказано: один «внезапно выехал со второстепенной улицы», другой стал маневрировать вместо того, чтобы тормозить, — считает Александр Свалухин.

«Да, ушел от столкновения с Mazda и спас свою машину от серьезных повреждений. Но убил девочку на остановке, которая просто ждала автобус»

Никто в этот день не планировал погибать, никто не планировал становиться убийцей. Давайте взглянем на ситуацию шире и посмотрим на обстоятельства, которые привели к страшным последствиям. Определим, что городские власти должны сделать, чтобы подобное не повторилось.

Неправильная организация движения на перекрестке. Водитель Mazda двигался по Эскадронной через 2-ю Новосибирскую. Раньше перед этим перекрестком были светофор, знаки «Пешеходный переход», «Уступи дорогу» и табличка «Стоп». Это даже зафиксировано на «Яндекс.Зеркалах» в конце мая 2021 года.

Раньше перед перекрестком были знаки и светофор

Однако некоторое время назад этот перекрёсток перестал быть регулируемым и безопасным. Демонтировали светофор, знак пешеходного перехода, табличку «Стоп». Остался только знак «Уступи дорогу». Возможно, это было сделано ради борьбы с пробками. Если всё так, то мы стали свидетелями того, как эта самая борьба навредила безопасности пешеходов.

Сейчас только один знак

Опасная разрешенная скорость. Сообщается, что водитель BMW двигался со скоростью около 60 км/ч — еще раз убеждаемся, что это слишком высокая для города скорость: наезд на пешехода становится смертельным. На более низких скоростях у водителей больше шансов «справиться с управлением», оттормозиться и избежать вылета в пешеходов.

Если городу важно снизить число погибших и тяжело пострадавших в ДТП — он должен начать снижать максимально разрешенную скорость на улицах в жилой застройке. Ну и контролировать этот режим при помощи камер. Даже если ввести лимит в 40 км/ч, на время в пути это никак не повлияет. Серьезно. Сейчас средняя скорость движения на улицах, где есть светофоры, это всего лишь 21,2 км/ч (по данным на 2020 год). Движение часто «рваное»: водители то разгоняются до 80 км/ч и выше, то стоят глухих в пробках. Снижение скоростного лимита сделает движение более равномерным и безопасным.

Средняя скорость на дорогах выросла

Недоделанная остановка. Погибшая девочка ждала автобус на остановке «Эскадронная улица» в направлении к Санаторной. Что не так с этой остановкой? Долгое время она была неофициальной: пассажиров высаживали просто в грязь или на вытоптанный газон (в зависимости от сезона).

ГИБДД даже запрещала останавливаться на этой остановке: полицейские обратили внимание на то, что остановки не оборудованы для высадки пассажиров: у них отсутствуют знаки и твердое покрытие. После чего разгневанные родители из Солнечного даже жаловались на этот запрет в мэрию.

— Ведется строительство данных остановок. За минувшие выходные организованы временные остановки для общественного транспорта в районе улиц Окружной и Эскадронной, — сообщали в мэрии в середине ноября.

Так выглядит остановка

Посмотрите, как выглядит эта временная остановка: тесная полоска между проезжей частью и забором, неровная поверхность, знак остановки на уровне человеческого лица.

«По фото с места ДТП видно, что это, скорее, грязная обочина, чем городская остановка общественного транспорта»

Вообще это место можно назвать одним из самых неприятных в городе с точки зрения пешеходов: шум, грязь, тесные или отсутствующие тротуары, бесконечные заборы.

Нет места для навеса для пассажиров — мешает забор. Трагедии могло не случиться, если бы в этом месте была полноценная остановка общественного транспорта с навесом, который для комфорта и безопасности пассажиров размещают в нескольких метрах от проезжей части. Здесь установке такого навеса мешает забор автостоянки, которая, по данным проекта «Украденный Екатеринбург», располагается на муниципальной земле и является нелегальной.

Глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин взял на контроль расследование этой трагедии. Хочется надеяться, что дело не ограничится только определением степени вины водителей, а повлияет на устранение факторов, которые прямо или косвенно привели к этой аварии. Вот что стоило бы сделать для безопасности и удобства горожан в этом конкретном месте:

  1. Вернуть светофорное регулирование и пешеходный переход на перекресток 2-й Новосибирской (Зенитчиков) и Эскадронной улиц.

  2. Снизить скоростной режим до 40 км/ч на 2-й Новосибирской, Эскадронной и Зенитчиков.

  3. Проверить законность размещения платных автомобильных стоянок между улицами Новосибирской и 2-й Новосибирской (Зенитчиков).

  4. Привести остановку общественного транспорта «Эскадронная улица» в соответствие с национальными стандартами: твердое покрытие, навес для пассажиров, освещение, элементы безбарьерной среды, удобные и безопасные пешеходные подходы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
131
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Шесть бед — один полпред». Почему тянут с назначением Жоги в Екатеринбург и другие главные сюжеты недели
Даниил Румянцев
Корреспондент E1.RU
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана — инструкция
Никита Кифорук
Журналист 72.RU
Мнение
«Да что за бермудский район в центре города». Бывший опер рассказал, как ловил наперсточников в Екатеринбурге 90-х
Анонимное мнение
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Стоит ли тратить время на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Мнение
«Достаточно вправить мозги самым буйным персонажам». Главред E1.RU — о нашествии квадроберов
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления