Свердловские парламентарии от ЛДПР и "Единой России" вносят на рассмотрение областного Заксобрания законопроект, предусматривающий оставление права распоряжаться неразграниченными землями Екатеринбурга ещё на 5 лет за областным МУГИСО (форма инициативы – новый закон, а также новые поправки в уже существующий закон "Об особенностях регулирования земельных отношений в Свердловской области").
Напомним, вопрос о передаче права распоряжения незастроенными городскими землями от города к области был решён в 2013 году в пользу областного Министерства по управления госимуществом, что вызвало недовольство большого числа застройщиков и мэрии Екатеринбурга. Правда, нашлись и строители, которые встали на сторону области и заявили о недоверии городской администрации как организатору земельных торгов. Тем не менее, в последние полтора года неразграниченные земли на аукционы выставляло Мингосимущества.
Но у городских властей и застройщиков в 2014 году появился "свет в конце туннеля" – федеральный закон, закрепляющий право распоряжения такими землями именно за муниципалитетами. Он должен начать действовать с марта 2015 года, и до сегодняшнего дня у достаточно широкого круга общественности не было оснований полагать, что эта норма может быть на каком-либо уровне пересмотрена.
– Подобный механизм уже реализован в Московской области, – рассказывает Алексей Коробейников, депутат областного Заксобрания от партии "Единая Россия", один из авторов проекта. – Правда, у них он действует бессрочно, а у нас предусмотрен на 5 лет. Всё-таки полномочия по земельным вопросам определяются на уровне региона, и там есть основные полномочия, которые в муниципалитет передавать нельзя, и есть полномочия, которые могут быть туда переданы или могут быть оставлены на уровне региона. Мы этим воспользовались. Основная идея: нас устраивает работа МУГИСО, схема отлажена, нет задержек, проволочек с получением документов, областные законодатели доверяют работе министерства. Но если мы не внесём поправки, то полномочия по распоряжению землей перейдут обратно в город. 18 ноября мы вынесем законопроект на первое чтение. Там наверняка будут и другие мнения, отличные от нашего. Мы их выслушаем, а потом приступим к голосованию.
– Я могу ошибаться, но с федеральным законом, который возвращает полномочия по распоряжению землей муниципалитетам, я знакомился. Мне казалось, что этот вопрос решён единообразно для всей России и он не в компетенции субъектов федерации, – отметил корреспонденту Е1.RU исполнительный директор Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников. – Но раз законопроект в повестке Заксобрания юридическая позиция, позволившая его туда внести, вероятно, выработана. Что касается такой перспективы, то наша позиция осталась прежней. Вред от расторжения ранее действующего соглашения между городом и областью, согласно которому торги по неразграниченным землям проводил муниципалитет, известен. Городской бюджет недополучил несколько миллиардов рублей из-за прекращения земельных аукционов. В свой последний год город "отторговал" порядка 100 гектаров, в то время как при МУГИСО торгов стало исчезающе мало – порядка 5-7 гектаров в 2013 году, в этом мы ещё итоги не подводили, но там площадь тоже очень небольшая. Из-за этого растёт цена земли, а бюджет города недополучает средства.
Кроме того, Вячеслав Трапезников отметил, что в структуре МУГИСО нет подразделения, отвечающего за архитектуру и градостроительство (этим заведует мэрия), а отделять распоряжение землёй от этих функций ошибочно. Кроме того, Московская область – специфический регион, в то время как Екатеринбургу правильнее опираться на опыт региональных мегаполисов – таких как Красноярск, Уфа, Казань и другие крупные города, где вопрос выделения участков для земельных торгов и их проведение отдан непосредственно муниципалитету.