E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +8

1 м/c,

ю-в.

747мм 63%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Недвижимость мнение «Тысяча метров монотонной стены с кустами вдоль неё»: урбанист Владимир Злоказов — о новом «золотом» автовокзале

«Тысяча метров монотонной стены с кустами вдоль неё»: урбанист Владимир Злоказов — о новом «золотом» автовокзале

Специалист фонда «Город.PRO» оценил внешний вид нового проекта и транспортную инфраструктуру вокруг него

«Золотой» ТРЦ-автовокзал обсудят завтра на Градсовете. 

«Золотой» ТРЦ-автовокзал, презентованный на днях, завтра будут обсуждать на Градсовете — из-за исключительной значимости объекта его обсуждение вынесли на площадку «Иннопрома». Накануне заседания урбанист Владимир Злоказов написал для E1.RU колонку — он надеется, что его замечания и советы разработчики нового автовокзала — «Малышева-73» — услышат и учтут.

«Уверен, что на завтрашнем открытом заседании Градостроительного совета будет сказано много слов о проекте транспортно-пересадочного узла на станции метро «Ботаническая» (он же ТРЦ «Золотой» от «Общества «Малышева-73»). Учитывая огромную значимость этого проекта для Екатеринбурга, хотелось бы выразить несколько идей относительно того, каким он должен быть и какие опасности подстерегают город на пути его реализации.

Общественный транспорт

Проект предполагает перенос Южного автовокзала с его нынешнего места на перекрёстке 8 Марта — Щорса на площадку, которую сейчас занимает «Уральский завод гражданской авиации». Само по себе строительство нового автовокзала является нетривиальной задачей, как с функциональной, так и с архитектурной точки зрения. В данной же ситуации она дополнительно усложняется тем, что нужно будет обеспечить удобную пересадку с междугородных автобусов на все существующие в Екатеринбурге виды городского транспорта, а также между самими этими видами транспорта при движении внутри города.

В первую очередь важно соединение с метро. С этим вроде бы всё понятно, и «Малышева-73» уже строит прямой выход из метро в ТРЦ «Гринвич».

Далее по провозной способности следует трамвай. Сейчас конечная остановка трамвая находится на Фучика — Белинского, что достаточно далеко от участка проектирования (400 метров). Было бы правильнее продлить эту линию непосредственно до точки пересадки.

Улучшение трамвайной составляющей проекта особенно важно, учитывая, что к «Ботанической» в будущем может подойти и вторая трамвайная линия — продолжение существующей линии по улице Луначарского.

Также городу нужно решить, будет ли трамвай выходить за пределы Объездной дороги (хотя бы в отдалённом будущем) или он остановится на Ботанике? Учитывая, что Уктус активно застраивается, вскоре там понадобится более мощный общественный транспорт, и продление трамвайной линии на юг может быть одним из вариантов решения. Возможность реализации этого решения нужно закладывать уже сейчас.

Рассмотрим теперь троллейбус. Поскольку проект предполагает реконструкцию транспортной развязки Белинского — Базовый, нужно использовать это окно возможностей и обеспечить пневмоколёсному транспорту приоритет движения при помощи выделенных полос на путепроводе по Белинского и на подъездах к нему.

Далее, помимо обеспечения удобной пересадки на другие виды транспорта необходимо организовать в новом узле конечную для троллейбусного маршрута, идущего по улице Самолётной (в новой маршрутной сети он будет один), чтобы его не нужно было разворачивать в центре на Декабристов.

Теперь, что касается автобусов. В новой маршрутной сети будет линия из Соснового бора через улицу Родонитовую на Ботанике в центр по 8 Марта. Также будет маршрут с Елизавета до метро с конечной остановкой у ТЦ «Леруа Мерлен». Обоим этим маршрутам нужен приоритетный проезд по транспортному узлу и удобная пересадка. В том, что касается последнего маршрута, то для него ещё не мешало бы продумать более удачную трассировку, так как сейчас из-за инфраструктурных ограничений он запланирован через улицу Саввы Белых.

Пешеходная и велоинфраструктура

С точки зрения организации пешеходных и велосипедных путей движения проект нового пересадочного узла также имеет большой потенциал.

Во-первых, сейчас у нас нет нормального перехода через Объездную дорогу. Есть крайне неудобный (из-за длинных лестниц) надземный переход к станции городской электрички, и есть тротуары по путепроводу на улице Белинского, пересекающиеся с нерегулируемыми съездами с развязки и осложнённые лестницами с обеих сторон. В рамках проекта ТПУ необходимо решить эту проблему и создать удобную связку между Уктусом и Ботаникой.

Во-вторых, есть менее очевидная, но гораздо более амбициозная задача организации пешеходной и велосипедной связки между Ботаническим районом и ЦПКиО. Парк и жилой район находятся в километре друг от друга (10–15 минут пешком, 5 минут на велосипеде), но при этом никому не придёт в голову сказать, что они находятся рядом. Слишком уж сложный путь между ними.

Реконструкция площадки «Уральского завода гражданской авиации» даёт возможность создания прямой связки между Ботаникой и парком Маяковского. Через этот же узел возможна связь набережных Исети в районе ЦПКиО в сторону Нижнеисетского пруда. Сейчас эта связь прерывается транспортной развязкой, но, если город планирует развивать рекреационное пространство в пойме реки, эту проблему нужно решать.

В будущем велопешеходная связь Ботаника — ЦПКиО может стать частью полукольцевого рекреационного маршрута по городским паркам.

Возможность безопасно добраться до ТПУ на велосипеде из соседних районов открывает интересную для Екатеринбурга транспортную опцию: доехать до пересадочного узла на велосипеде и пересесть на общественный транспорт. И на Ботанике, и на Уктусе много мест, откуда до общественного транспорта долго идти пешком, поэтому такая возможность, скорее всего, будет пользоваться спросом. Естественно, чтобы её реализовать, нужно построить охраняемую перехватывающую велопарковку.

Как видно, одна только транспортная составляющая этого проекта поражает воображение. Поскольку область потенциального проектирования существенно выдаётся за рамки рассматриваемого земельного участка, я считаю, что этот проект не может быть только проектом застройщика. Город должен принимать в нём самое непосредственное участие, начиная от формулирования технического задания вплоть до реализации.

Также, учитывая значимость проекта, необходимы общественные консультации на всех стадиях проекта, чтобы не сложилась ситуация, когда проектирование началось в правильном направлении, но затем ушло «не туда».

Общественное пространство

Обратимся теперь собственно к зданию ТПУ (он же ТРЦ), а вернее к тому, какое пространство он формирует вокруг себя. В последнее время город уделяет большое внимание вопросу формирования комфортных и привлекательных общественных пространств. Здания играют важнейшую роль в формировании таких пространств, поскольку именно они наполняют их функциями и активностью.

«Общество «Малышева-73» прославилось тем, что построило одно из самых враждебных для общественного пространства зданий –многоэтажный паркинг — в одном из самых неподходящих для этого мест — на пешеходной улице Вайнера.

Фото с сайта ТРЦ «Гринвич».

Если город не хочет повторить это фиаско, то должен настаивать на том, чтобы новое здание не было интровертным и не заключало все функции внутри себя. Какая-то их часть должна быть обращена на улицу и иметь входы, окна и витрины на уровне первого этажа.

Отмечу, что во многих преуспевающих городах такое требование прописано на уровне правил землепользования (например, «не менее 1 входа в коммерческое помещение на 30 метров фасада» и «фасад в уровне 1-го этажа должен быть прозрачным на 75%, то есть должно быть видно, что происходит внутри»).

То, что мы видим в проекте сейчас — тысячу метров монотонной стены с кустами вдоль неё — привлекательным пешеходным фасадом не является.

Люди, вставленные в фотошопе, — лишь теоретическая возможность, поскольку в этом пространстве совершенно нечего делать. Здание никак не поддерживает активность на улице.

Кроме того, учитывая размер участка, возможное открытое общественное пространство должно быть в проекте не только по периметру, но и внутри, в виде небольших пешеходных улиц, площадей или курдонёров.

Функциональное наполнение

Учитывая исключительную для Екатеринбурга транспортную доступность рассматриваемого участка (наличие всех видов транспорта, удобный подъезд на машине, автовокзал, прямой путь в аэропорт, пешеходная и велодоступность), кажется странным использование его только для строительства торгового центра.

Это место выдержит и нуждается в гораздо более плотной застройке, которая, помимо торговли включала бы себя и офисы, и гостиницу, и жильё. Да, возможно, рынок офисов сейчас перенасыщен, но ведь и проект будет реализовываться не два и не три года, и можно спланировать очереди застройки так, чтобы сначала строить то, что востребовано в первую очередь.

Архитектура

Наконец, мы подошли к вопросу, о который сломается много копий на заседании Градостроительного совета, — к вопросу архитектурного стиля. Я не буду навязывать своё мнение о стилистике этого здания. Скажу лишь, что, на мой взгляд, этот проект настолько значим для Екатеринбурга, что после того (и только после того!) как будут сформулированы все технические требования к новому зданию, его проектирование имеет смысл выставить на международный архитектурный конкурс. Я думаю, что Екатеринбург дозрел до того, чтобы для нас проектировали архитекторы с мировым именем.

Транспортно-пересадочный узел в Нью-Йорке.

Это сделает Екатеринбург заметным на мировом уровне, а для местной архитектурной индустрии это будет отличной мотивацией для развития».

Фото: предоставлены Владимиром Злоказовым 
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления