E1
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как -4

5 м/c,

ю-в.

742мм 78%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Реклама
Наука Ученые против мифов интервью Учёные против мифов: почему блондинки «глупые» и как из левшей получаются предсказатели

Учёные против мифов: почему блондинки «глупые» и как из левшей получаются предсказатели

Развенчиваем популярные стереотипы о работе мозга вместе с исследователем из УрФУ

Наш эксперт — заведующий лабораторией мозга Сергей Киселёв.

Е1.RU продолжает развенчивать разные научные и околонаучные мифы вместе с учёными УрФУ. В прошлых публикациях мы рассказали о растениях-мутантах, выращенных с помощью ГМО, и о том, стоит ли на самом деле их бояться, поговорили о возможности жизни на Марсе и перспективе открытия инопланетной жизни.

На этот раз речь пойдёт о мифах, связанных с мозгом: выясняем, правда ли на нём появляются извилины, когда мы узнаём что-то новое, зависит ли интеллект от объёма серого вещества и цвета волос. Искать ответы на эти вопросы мы отправились в лабораторию мозга и нейрокогнитивного развития в гости к кандидату психологических наук, заведующему кафедрой клинической психологии и психофизиологии департамента психологии УрФУ Сергею Киселёву.

Миф первый: человек использует ресурсы мозга только на 10%

— Это недоказанный факт, есть косвенные предположения, что используются не все ресурсы нашего мозга в связи с тем, что есть люди, у которых наблюдаются так называемые сверхспособности, например, к языкам, математике, музыке. Если сверхспособности есть у некоторых людей, то, возможно, они есть у всех. Отсюда и сделали вывод, что, возможно мы не умеем пользоваться всеми возможностями, — рассказывает Сергей Киселёв. — Но доказательств о том, что это именно так, нет. Эта цифра — 10% — достаточно спекулятивная — кто-то просто решил, что она красиво звучит. Но, если мы не имеем доказательств самого утверждения, то точно не можем ответить, на сколько процентов мы используем возможности мозга.

Учёный говорит, что часто «терроризировать» мозг нельзя — появится язва желудка.

То, что мы используем не все возможности, подтверждается в стрессовых ситуациях, например, на экзамене. Там используется реально больше ресурсов — вы можете ответить на такой вопрос, на который вы не ответите в состоянии покоя, например, когда проснулись. Стресс, как правило, активизирует возможности организма, в частности мозга. Есть примеры, когда в состоянии стресса человек с легкостью перепрыгивает через высокий забор, проявляет какую-то недюжинную силу.

В нашем организме есть две нервные системы — парасимпатическая и симпатическая, которые запускаются в разных ситуациях. Например, когда надо быстро решить какую-то проблему — на вас бежит тигр — запускается симпатическая система, которая все ресурсы нашего организма активизирует, включая мозг. И на фоне этого состояния человек делает какие-то сложные вещи.

Но это возможно только на короткий период времени. Иначе это может привести к состоянию дистресса, когда организм будет разрушаться, истощаться, в частности, у человека появляются различные психосоматические расстройства, например, язва желудка, гипертония. У студентов, которые таким образом готовятся к экзаменам, это чревато тем, что у них могут появляться такие психосоматические болезни.

Миф второй: повреждения мозга не лечатся

— Это не так. Существует такое понятие, как пластичность мозга. Она меняется с возрастом, у детей она наибольшая, у взрослых меньше. Понятно, что из-за инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли мозг начинает хуже работать. Но иногда после получения травмы могут запускаться процессы перестройки мозга, основанные на его ресурсах. Сейчас поясню на конкретном примере. Если у ребёнка до года удаляют целое полушарие (это рекомендуется делать при наличии у ребёнка очень серьёзной формы эпилепсии, несовместимой с жизнью), то, по идее, это должно привести к тому, что у малыша не будет развиваться речь, потому что за речевую функцию у нас отвечает левое полушарие. Однако, как было показано, у ребёнка в мозге происходит очень сильная перестройка, в результате которой правое полушарие берёт на себя функции недостающего левого полушария. И у ребёнка формируется речь, хотя и на уровне нижней границы, но нормы.

«Если у годовалого ребёнка удалить левое полушарие, его функции возьмёт на себя правое», — рассказал исследователь.

Но если мы такую операцию будем делать позже, после 5, 7, 10 лет, то такой перестройки не произойдёт. У взрослых пластичность тоже существует, но в зрелом мозге запускаются другие механизмы — не пластичности, а компенсации. Мозг так перестраивается, что компенсирует недостающие функции. Другими словами, он иными средствами пытается решить ту же задачу. Например, если слухоречевая память повреждена у человека, то частично может скомпенсировать эту потерю зрительная память.

Эта шапочка с точностью сканирует, какой участок мозга сейчас работает.

Тем и хороша живая система, в отличие от неживой. Например, если компьютер сломался, на место поломки надо поставить такую же деталь. Но наш организм построен так, что проблема может быть решена разными средствами, привлечением разных мозговых механизмов. Так, например, происходит после инсульта, когда часть мозговой ткани нарушается. Интересно то, что у мужчин восстановление после инсульта происходит хуже, чем у женщин. Это связано с тем, что у женщин полушария мозга обладают лучшими способностями к компенсации, к передаче функции из повреждённого полушария в сохранное. А у мужчин левое и правое полушария настолько разные, что способности к передаче функций у них очень ограниченные.

— Но принято считать, что нервные клетки не восстанавливаются….

— Долгое время считалось, что нервные клетки не восстанавливаются, однако современные данные говорят о другом. В мозге существуют так называемые преднейроны, которые могут при необходимости превращаться в нейроны, перемещаться и встраиваться в нарушенные нейронные сети, восстанавливая утраченные функции. Эта одна из причин, почему люди после инсульта или других травм могут успешно идти на поправку — как раз за счёт этого резерва. Другой вопрос, что мы не знаем, как происходит этот процесс, и не умеем его контролировать. Если бы мы научились управлять нейронообразованием, это привело бы к революции в лечении травм мозга, но пока мы делать этого не можем.

Нервные клетки восстанавливаются, но этот механизм пока не изучен.

— От алкоголя клетки мозга умирают?

— На самом деле клетки мозга всё время умирают, алкоголь не является единственным фактором их гибели. От алкоголя клетки могут погибать, но эти потери меньше, чем ежедневная гибель нейронов. А вот если клетки мозга не используются в повседневной деятельности, то это может приводить к их гибели. Известен факт, что если человек до глубокой старости занимается интеллектуальной деятельностью, у него гибель клеток меньше, а значит, не возникает болезнь Альцгеймера — прогрессивное отмирание нейронов. Профилактика этой болезни — интенсивная интеллектуальная деятельность. Профилактика гибели клеток в более молодом возрасте — это постоянное развитие, уменьшение рутинной, однообразной, автоматизированной работы. Если человек занимается одним и тем же делом, не меняя стратегии, задач, то возникает эффект автоматизации, что приводит к деградации мозга. Надо либо менять работу, либо развиваться, усложнять свои задачи, находить новые хобби.

Миф третий: мозг может решать несколько задач одновременно

— Нет. Это иллюзия — человеку кажется, что он одновременно выполняет несколько дел, но исследования показывают, что это невозможно. Каждый раз мозг концентрируется на какой-то одной задаче, но при этом может быстро переключаться с одной деятельности на другую. При этом нам может казаться, что мы решаем несколько задач. У кого-то это переключение происходит быстрее, у кого-то медленнее. Способность к переключению у разных людей развита в разной степени. Например, есть предположение, что у сангвиников эта способность лучше развита, чем у флегматиков.

«То, что мозг решает несколько задач одновременно — самообман», — говорит Сергей Киселёв.

— Есть утверждение, что женщина может думать о нескольких вещах одновременно, а мужчина только об одном… Простой пример с магазином: муж не может запомнить 5 наименований, а жена может…

— Это зависит от рода деятельности. Понятно, что для мужчин поход в магазин — это не их естественная деятельность. А если женщине дать задание, которое больше естественно для мужчин, например, ремонт автомобиля, то надо ещё посмотреть, кто справится быстрее и лучше. В процессе эволюционного развития у мужчин и женщин были разные роли, поэтому в чём-то более успешны мужчины, в чём-то женщины.

Миф четвёртый: чем больше человек узнаёт, тем больше извилин появляется у него на мозге

— Извилины на мозге у человека есть с рождения, с возрастом их больше не становится. Степень интеллектуальных возможностей не зависят от их количества, даже от массы мозга не зависят. Известны случаи, когда люди с низким объёмом мозга обладали высоким интеллектом и наоборот. Классический пример, мозг французского писателя Анатоля Франса весил немногим более килограмма, а мозг Ивана Тургенева — около 2 килограммов. Разница в два раза, но это не значит, что Франс был глупее, чем Тургенев. Дело не в массе, не в количестве извилин, а в связях между нейронами. Информация хранится и обрабатывается в нейронных сетях, и чем больше развиты эти нейронные сети, тем выше способность мозга к анализу, синтезу и обработке информации.

Этот «головной убор» с точностью определяет отклонения в работе мозга — какие, читайте ниже.

— Ещё часто говорят: ты глупый — у тебя мало серого вещества, действительно есть взаимосвязь?

— Серое вещество мозга — это нейроны, белое вещество — это их отростки, волокна, которые обеспечивают связи межу нейронами. Степень интеллекта зависит не от количества нейронов, а от количества связей между ними. Если даже у вас мало нейронов, но много связей между ними, то вы, скорее всего, будете умнее того человека, у которого нейронов много, а связей мало. Обработка информации происходит в нейронных сетях. Один нейрон может создавать до 10 тысяч связей с другими нейронами, а может только несколько. Поэтому лучше говорить — чем больше белого вещества, тем человек умнее.

— А вообще, степень интеллектуальных способностей заложена с рождения, или, при желании, можно «прыгнуть выше головы»?

— Любая психическая функция и не только психическая — это результат взаимодействия генов и среды. Гены передаются вам от родителей. При этом установлено, что на какие-то признаки больше влияет среда — садик, программы, по которым вы учились, а на какие-то — гены. Если взять интеллект, то было доказано, что он только на 40% определяется средой, а на 60% — генами. Но, если говорить о креативных способностях, то оказывается, они больше определяются средой, чем генами.

— А что касается стереотипа о «глупых блондинках»?

— Есть в мире миф, что блондинки глупые. И, когда мы начинаем общаться с блондинкой, то хочешь не хочешь, мы начинаем проецировать на неё, что она не может быть умной, мы начинаем общаться с ней с определённой установкой. А почему мы блондинок стали называть глупыми…? Наверно, это как-то связано с историей, культурой, но пока научного обоснования феномена «блондинки» нет.

Миф пятый: всех людей по способностям можно разделить на физиков и лириков

— Есть ещё одно расхожее утверждение, что правое полушарие отвечает за рациональность, а левое за творчество. Это не совсем так. Когда мы начнём рассуждать, что такое рациональное, что такое творческое, то увидим, что это очень сложные феномены, которые не могут быть реализованы только каким-то одним полушарием. Полушария отличаются не по видам психической деятельности, а по механизмам обработки информации.

Учёный рассказал, как определить, физик ты или лирик.

Например, в левом полушарии используются такие механизмы, как анализ, последовательность в обработке информации. В правом полушарии — противоположная стратегия: если в левом анализ, то в правом синтез, если в левом последовательная обработка информации, то в правом одновременная. Полушария отличаются именно по механизму обработки информации, но не по виду деятельности — творческой, математической. Разные виды деятельности включают в мозге разные механизмы. Математическая в большей степени ориентируется на анализ информации, поэтому, видимо, люди, у которых больше развито левое полушарие, больше склонны к математической деятельности, а люди с художественным уклоном более целостно воспринимают действительность, а это как раз функции правого полушария.

Вы сейчас смотрите на меня, и ваше левое полушарие анализирует отдельные детали моего лица: цвет глаз, форму губ, бровей. А правое в это время синтезирует эти отдельные детали в целостный образ. И это происходит одновременно. Вы, когда первый раз меня увидели, на что больше обратили внимание? На детали моего лица или целостный образ? Если на целостный, это говорит о том, что у вас, возможно, более доминирует правое полушарие, а если заметили детали, то левое полушарие. Приведу ещё одну аналогию на эту тему: при взгляде на картинку с изображением леса кто-то за деревьями не видит лес, а кто-то за лесом не замечает деревьев.

Миф шестой: левши — более творческие люди

— Наш мир в основном состоит из правшей, и, когда мы сталкиваемся с левшой, то воспринимаем его как что-то нестандартное. Их поведение и ход мыслей нас удивляет. Левши могут демонстрировать нестандартные решения. Возможно, левши существуют в человеческой популяции для того, чтобы привносить нестандартность, а значит новизну и креативность в наш «правый мир». В последнее время леворуких детей становится больше, потому что их перестали переучивать. На самом деле, истинных левшей немного.

Настоящих левшей — только 25%.

Левшество — это феномен не только доминирования левой руки. Если говорить о 100% левше — это человек, у которого по-другому устроен мозг, в котором зоны речи находятся не в левом, а в правом полушарии. Среди леворуких людей только у 25% мозг «левши», у остальных функции распределены по полушариям так же, как и у праворуких.

Как понять, что у ребёнка левый мозг? Попробовать его переучить. Если он не истинный левша, переучивание произойдёт легко, а, если у вас истинный левша, то для него это будет очень тяжело и даже невозможно. Истинное левшество ещё можно определить с помощью аппаратурных методов, например, функциональной томографии. Если она нам показывает, что у человека во время восприятия речи больше активно правое полушарие, то мы делаем вывод о том, что перед нами истинный левша.

Среди левшей много предсказателей: им кажется, что они способны видеть будущее.

Есть обоснованное предположение, что для левшей характерно зеркальное восприятие пространства и времени. Левша, вынужденный жить в мире правшей, постепенно обучается воспринимать мир по законам правого мира, где, в частности, время течёт из прошлого в будущее. Но во время стресса, перегрузок, транса, у истинных левшей начинают проявляться феномены зеркальности в письме, речи, например, пилот самолёта начинает воспринимать крен самолёта влево как крен вправо. У левши в таком состоянии начинает проявляться феномен восприятия обратного течения времени, возникает эффект, будто бы он знает, что будет впереди, потому что мозг обрабатывает информацию в обратную сторону по стреле времени. Поэтому среди предсказателей много левшей, в состоянии стресса или транса у них мозг начинает работать по врождённому механизму, у них возникает ощущение, что время течёт в обратную сторону, и им кажется, что они знают, что будет в будущем. Свои убеждения они начинают передавать людям. И чем убедительнее они говорят, тем больше им верят люди.

В этой комнате с видеорегистратором поведения можно распознать у малыша склонность к аутизму.

После беседы с учёным отправляемся в самое сердце лаборатории, туда, где проводятся различные исследования мозга. Они ведутся с помощью нескольких приборов — видеорегистратора поведения, электроэнцефалографа, системы фотограмметрии и айтрекера.

Комната с видеорегистратором поведения представляет собой помещение с ярким детским ковриком, по углам расположены четыре камеры. Здесь учёные тщательно наблюдают за ребёнком, пока он выполняет разные задания и общается с родителями. Это позволяет, например, заметить у малыша ранние маркеры аутизма или другие расстройства развития, связанные с отклонением в созревании мозга.

— Мы смотрим на рефлексы ребёнка, как он лежит, двигается. Некоторые проблемы в развитии начинают формироваться очень рано. Это сигналы о том, что у ребёнка, например, есть склонность к аутизму. Наиболее ярко симптомы аутизма начинают проявляться после двух-трёх лет, а ранние маркеры аутизма можно распознать уже с 5 месяцев, — рассказывает наш эксперт.

С помощью шапочки электроэнцефалографа можно определить, «левый» у ребёнка мозг или нет.
Решила примерить «головной убор» — испытать на себе, что чувствуют дети.

Следующий пункт — помещение, где проводится электроэнцефалографическое исследование. То самое исследование, которое, в том числе, позволяет определить, «левый» мозг у ребёнка или нет. Для этого на малыша надевается особая шапочка с 128 датчиками, она соединена со специальным блоком, который передаёт на компьютер данные об активности мозга.

Для повышения точности исследования используют систему фотограмметрии — купол со встроенными 11 камерами.

Система фотограмметрии ведёт исследование с 11 камер.
Изображения передаются на компьютер — это позволяет создать объёмную модель шапочки в координатах.

— Они снимают голову ребёнка с 11 разных позиций, позволяют создать объёмную модель шапочки в координатах, чтобы каждый датчик располагался на положенном месте. Система фотограмметрии нужна для лучшей локализации активности в мозге, — пояснила нам сотрудница лаборатории мозга Надежда Павлова.

Это айтрекер — он ловит, куда падает взгляд ребёнка.
По движению глаз можно распознать признаки отклонений в развитии мозга.

Ещё один прибор, который используется для исследования работы мозга и анализа поведения — это айтрекер. Исследование происходит следующим образом — на экран выводится видеоролик, на котором раз в несколько секунд меняются предметы. Прибор отслеживает, куда падает взгляд ребёнка, как он рассматривает картинку, на что больше обращает внимание. Полученные данные также позволяют делать вывод о том, как работает его мозг, есть ли у него какие-то особенности, например, связанные с аутизмом.

Во время исследования ребёнок смотрит видеоролик с меняющимися предметами.

В лаборатории мозга реализуется много проектов, которые финансируются различными грантами. Сейчас учёные разработали и подали на грант проект, созданный совместно с известным шведским учёным из университета Упсалы, профессором Фон Хофстеном. Проект связан с исследованием раннего развития детей, который позволит внести вклад в раскрытие тайны развития мозга и психики ребёнка в самые первые месяцы и годы его жизни.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления