Современный мир нуждается в космосе. Для общества он стал синонимом связи, навигации, карт, погоды и урожая. И сейчас уже трудно представить что-то без помощи этой необъятной бездны, которую мы заселили огромным количеством спутников. Да и каждый из нас, глядя на ночное небо, думал о том, как прекрасно было бы стать ближе к космосу. И кто-то оставил эту мечту на задворках детства, а кто-то несет ее с собой через всю жизнь. Прочитайте колонку уральского астронома Глеба Жуклевича.
Рождение частной космонавтики
Частный космос родился весьма быстро, чуть ли не с прямого основания государственного. Тут же как грибы после дождя начали вылупляться небольшие творческие объединения, которые ставили перед собой цель — удешевить и сделать космос доступнее, чем это делает государство. Происходило это, к сожалению, в основном в США. Частные компании делали ставки на инновации на рынке. Примерно таким образом и родились SpaceX, Blue Origin, а еще компании, которым повезло чуть меньше.
К примеру, Armadillo Aerospace, которую основал Джон Кармак, создатель таких культовых видеоигр, как Doom, Wolfenstein и Quake. Компания разработала массу технологий, в том числе прототип ракеты, способной садиться вертикально на тяге двигателей. А это был 2010 год (!), и остается еще два года до первых испытаний системы вертикальной посадки от SpaceX Илона Маска.
Но компанию сломало неудачное испытание, что привело в итоге к ее заморозке и продаже. Подобный сценарий наблюдается почти у всех фирм: неудачное испытание или принятое решение — и ты в списках «неудачников-пионеров».
Частная космонавтика в России
А что же у нас с частным космосом? Пока на Западе рушатся и создаются все новые компании, мы стоим на месте? Вовсе нет. В России также создаются компании, к примеру, «Спутникс», которая занимается созданием микроспутников и делает это весьма успешно, «Лин Индастриал» разрабатывают сверхлегкие ракеты для тех же микроспутников, и Dauria Aerospace. Последнее предприятие после неудачного пуска спутников по контракту с Роскосмосом погрязло в исках. Жизнь есть, не так ли? Тогда почему же у SpaceX получилось первой из частников доставить человека на борт МКС? Вопрос очень интересный.
Во многом это связано со спецификой и планами самого Роскосмоса. Он весьма дешево и эффективно долгие годы обслуживал орбиту Земли. Заказы были, запуски были, все было. С приходом частников на рынок ситуация стала меняться в лучшую сторону для гостей. Они были молоды, горячи, а еще были дешевыми. Контракты поплыли в руки частников, а Роскосмос потерял заказы. Но если бы это были «родные» частники, то ситуация оказалась бы не столь обидной, не так ли?
Однако частников, которые имеют ракеты, готовые к запуску, у нас нет! Точнее сказать, они были. S7 Space имеет почти все, что нужно для успешного старта. Только деньги подвози! Но S7 Space имеет дело с ракетами «Зенит», а ракеты «Зенит» производятся совместно с Украиной. Роскосмос не очень горит желанием продавать компоненты «Зенита» S7, и в итоге получаем ликвидированного частника на рынке. Палки в колеса? Может быть.
Компаний в этой отрасли в России меньше, чем в США. Будто меньше людей, готовых посвятить этому жизнь. Возможно, так оно и есть, потому что в США дети довольно активно участвуют в соревнованиях по ракетному делу. Сегодня можно купить двигатель в магазине, а завтра попытаться занять подиум на местных соревнованиях. В России, конечно, с этим есть небольшие проблемы. Транспортировка, распространение — все связано с большими сложностями. В итоге банально меньше людей будет приходить в отрасль, если не «пощупали» мечту в детстве. Меньше людей — меньше потенциальных компаний конкурентов.
Есть надежда
Роскосмос может все исправить, если начнет выделять деньги частникам на разработки перспективных технологий. Всячески помогать специалистам с оборудованием и информацией. Но пока этого не происходит. Человек, попытавшийся открыть свой маленький НИИ, будет обречен на проблемы с площадью, оборудованием, сложностями с законом и инертностью Роскосмоса. Порог вхождения вертикальный. Но есть выбор — стать производителем определенных деталей, в которых заинтересован Роскосмос. То есть стать его подрядчиком. Частный космос вы не сделаете, зато поможете отечеству.
Каждый вправе решать, как смотреть на частный космос в России. Кто-то считает, что он мертв, кто-то считает, что он выполняет свою задачу. Одно можно сказать точно: нам не хватает специалистов в этой сфере. Не хватает помощи государства для развития частных проектов. Лишь в конкуренции получается что-то по-настоящему прекрасное.