В Екатеринбурге состоялся очередной проверочный рейд ГИБДД по рейсовым маршрутным автобусам. В результате проверки водитель автобуса ПАЗ из Киргизии был оштрафован на 3000 рублей: за 15 минут он совершил 6 нарушений ПДД, а корреспондент E1.RU, находившийся во время рейда в самом автобусе, увидел восемь, включая езду по встречной полосе движения.
- Целью подобных рейдов является выявление водителей общественного транспорта, которые нарушают правила дорожного движения, в независимости от национальности, - говорит Иван Морозов, член инициативной группы, один из инициаторов совместной проверки маршруток СМИ и ГИБДД. - Если будет выявлено более двух административных нарушений, то водителя-мигранта могут выдворить из страны. Процесс происходит следующим образом: сотрудники дорожной полиции едут на служебной машине без символики и снимают на видеорегистратор правонарушения. Один из сотрудников записывает адрес и место нарушения.
По словам Ивана, основная мотивация водителей совершать нарушения - это план по деньгам, который им ставит начальство.
- За один день они должны принести владельцу автобуса порядка трёх тысяч рублей, - говорит Морозов. - Всё, что остаётся сверх этой суммы, они берут себе. По сути, это аренда. Зарплаты и аванса у них нет. Если ты болеешь, ты всё равно отдаёшь 3000 рублей. Они зарабатывают от 15 до 40 тысяч, при этом работают без выходных и каждый день проходят техосмотр.
Изначально планировалась проверка конкретного автобуса с конкретным водителем: на него в течение дня с раннего утра поступали жалобы от автолюбителей и самих пассажиров.
- Он всех, кто ему предъявлял претензии, посылал сами понимаете куда, - сказали инспекторы ГИБДД, участвовавшие в рейде.
Однако полуторачасовое ожидание этого водителя на 83-м маршруте ни к чему не привело: выяснилось, что его начальник "снял с маршрута". Было ли это как-то связано с проверкой, неизвестно, однако всё происходящее было инкогнито. В итоге проверили другого водителя по тому же маршруту: ГИБДД и корреспондент ехали от перекрёстка 8 Марта-Шмидта до Соснового бора на Уктусе, где у этого автобуса расположена конечная остановка.
Водитель автобуса, киргиз Мирлан, буквально сразу поехал так, чтобы заработать побольше и передвигаться побыстрее: по трамвайным путям через сплошную линию, высаживая пассажиров где придётся и иногда заезжая колесом за полосу встречного движения. В итоге на конечной остановке у инспекторов ГИБДД уже был целый список свежих нарушений, которые они предъявили водителю.
- Всего было зафиксировано нами 6 нарушений за 15 минут. Это совсем не рекорд: у нас было и более 20 нарушений за 20 минут. По нашей статистике, нарушают 100% водителей, - говорят инспекторы ГИБДД. - Этот водитель нарушил правила 6 раз на общую сумму в 3000 рублей: это высадка людей (остановка) в неположенном месте, движение по трамвайным путям в неположенном месте и невключение поворотников при перестроении из ряда в ряд.
Корреспондент E1.RU, который находился всё время внутри автобуса, заметил больше нарушений, чем инспекторы, и тот факт, что водитель автобуса был чрезмерно уставший и сидел с красными глазами. Впоследствии выяснилось, что до этого он спал всего два часа между сменами.
- Я только иногда нарушаю, - оправдывался водитель автобуса во время составления протокола. - В пробках.
Кондуктор автобуса Мира, которая явно знала русский язык лучше Мирлана, сама попыталась объяснить причину нарушений. Она назвала конкретную цифру: в день парочка Мира и Мирлан должна "сдать в казну" 3700 рублей.
- Мы не картошку возим же, а аккуратно нарушаем, - говорит Мира. - В час пик особенно нам трудно. Нас догонял другой автобус, а это нельзя, за это штрафуют нас. Нас три-четыре автобуса будут обгонять, если мы выбьемся из графика.
Горожане хоть и понимают проблему, однако признают: благодаря нарушениям правил они вовремя добираются на работу.
- Я даже сама иногда ворчу, чтобы они быстрее ехали, - говорит Нина Васильевна Ладейщикова, которая ежедневно ездит по 83-му маршруту. - Я понимаю, что они нарушают, но если их депортировать, кто будет работать?
- Чаще всего они быстро ездят, поэтому мы напоминаем им, что они не дрова везут. Хотя замечу, нарушают они не постоянно, а от случая к случаю, - сказал молодой человек Сергей, ожидавший автобуса на конечной остановке.
Кроме нашего "клиента", с которым корреспондент проехался по маршруту, в поле зрения сотрудников ГАИ попал ещё один автобус, стоявший на конечной остановке. После проверки инспекторами ГИБДД технического состояния транспортного средства выяснилось, что водитель ездит на автобусе с неисправным рулевым управлением. С ПАЗа инспекторы сразу сняли номера и запретили водителю продолжать движение.
Редакция E1.RU выяснила также, что с 16 июня в Екатеринбурге начинается профилактическая операция "Автобус". В ней примут участие представители ГИБДД, УФМС и Ространснадзора. Нарушителей ПДД будут штрафовать или депортировать в случае серьёзных нарушений.
Фото и видео: Борис ЮЗЕФПОЛЬСКИЙ / E1.RU