3 августа вторник
СЕЙЧАС +26°С

Всех бесит долго стоять на остановках: почему в Екатеринбурге плохо ходит транспорт и кто виноват

Разбираемся с проблемой, на которую часто жалуются горожане

Поделиться

Долгие простои на остановках — это давняя и печальная традиция Екатеринбурга

Долгие простои на остановках — это давняя и печальная традиция Екатеринбурга

Поделиться

В мэрии Екатеринбурга рассказали, как штрафуют перевозчиков за длинные интервалы

На протяжении этого года в прямых эфирах E1.RU с мэром Екатеринбурга мы собирали различные жалобы и предложения от горожан. И чаще других среди них были претензии по поводу длинных интервалов в движении общественного транспорта. Согласитесь, никому не нравится долго ждать автобуса на остановке. А если при этом ветреная, дождливая или морозная погода, то такое времяпровождение и вовсе превращается в пытку.

Мы разобрались, в чем проблема.

Стоим до упора

В один из последних дней декабря наш корреспондент провел пять часов на остановке в центре Екатеринбурга, наблюдая за движением часто критикуемых автобусов 27-го маршрута (ЖБИ — Втузгородок — площадь 1905 года — торговый центр «Мега»). Почему целью стал 27-й? Дело в том, что именно такие длинные, проходящие через центр города маршруты в Екатеринбурге имеют наибольший пассажиропоток, и огрехи в их работе заметны лучше всего. В адрес № 27 в течение 2019–2020 годов критика летела куда чаще, чем в адрес других: обслуживающий маршрут Гортранс ругали и за старые автобусы, и за огромные интервалы, и за отсутствие рейсов в вечерние часы. Мы решили проверить, справедливо ли это?

Мы проверили работу маршрута № 27 — одного из самых критикуемых в Екатеринбурге

Мы проверили работу маршрута № 27 — одного из самых критикуемых в Екатеринбурге

Поделиться

Момент наблюдения за маршрутом с точки зрения условий оказался удачным: во-первых, семи-, восьмибалльные пробки; во-вторых, холод.

При заявленных Гортрансом идеальных интервалах (информация о муниципальных маршрутах собрана здесь) машины должны были курсировать с промежутком 9–10 минут до 22:00 и 9–16 минут — после. С 18:30 до 23:00 через площадь 1905 года в общей сложности проехали 16 автобусов № 27 (в направлении «Меги»).

В часы пик в центре Екатеринбурга маршруты теряют до 40 минут

В часы пик в центре Екатеринбурга маршруты теряют до 40 минут

Поделиться

Реальное расписание оказалось немного кривым, но вполне терпимым. В условиях сплошной пробки (когда автобус мог стоять в 50 метрах от остановки по 10 минут) интервалы росли, но не до безумных величин: 13–29–16–10–13–15–32 минуты. Но, как только поток автомобилей поредел, промежутки пошли на убыль: 4–14–12 минут. Особенно важно то, что после 21:00–22:00 интервалы продолжили оставаться приемлемыми: 18–25–13–4–26 минут.

На таблице ниже мы отметили время прибытия автобусов № 27 с 18:30 до 23:00, которое отметили, наблюдая за остановкой.

Поделиться

Штрафы получают все

Итак, в работе 27-го мы не нашли каких-то серьезных недостатков. Ни в час пик, ни поздним вечером его пассажирам не приходилось подолгу мерзнуть на остановках. Но это не означает, что жалобы горожан преувеличены. В городском комитете по транспорту отмечают, что в Екатеринбурге в той или иной степени нарушения допускают большинство перевозчиков.

— Ко всем перевозчикам применяли штрафные санкции, которые прописаны в муниципальных контрактах. За каждый факт неисполнения перевозчиком расписания предусмотрен штраф — от 1 до 100 тысяч рублей в зависимости от цены контракта, — пояснил E1.RU замглавы комитета Сергей Яскевич.

Жители города жалуются, что после 22:00–23:00 на общественном транспорте не уедешь

Жители города жалуются, что после 22:00–23:00 на общественном транспорте не уедешь

Поделиться

Проблема в том, что из слов людей не всегда понятно, какого маршрута ждал человек? Какая дорожная обстановка была в тот день? Наконец, насколько точно было названо время ожидания (транспортники жалуются, что пассажиры часто преувеличивают цифры. Например, ожидая 40 минут, человек на словах превращает их в два часа). А без этой важной информации чиновникам трудно привлечь кого-либо из транспортников к ответственности.

Большие интервалы вредны и перевозчикам

Большие интервалы — это действительно серьезная проблема. Достаточно вспомнить историю многострадального автобуса № 53 («Солнечный» — центр — Железнодорожный вокзал), где линию обслуживало слишком мало машин. Коммерческий перевозчик во всем винил низкий пассажиропоток, из-за чего ему было невыгодно выпускать лишний транспорт. В свою очередь, из-за огромных интервалов в расписании люди потеряли доверие к № 53 и не горели желанием ездить на нем. Маршрут пытались реанимировать, сделали ему более удобную трассу. Но в итоге перспективный маршрут № 53, связавший в 2018 году активно застраиваемый район с центром, тихо пошел ко дну и до сих пор не возрожден.

Автобусы <nobr class="_">№ 53</nobr> ходили так редко, что горожане не сразу заметили, что маршрут исчез

Автобусы № 53 ходили так редко, что горожане не сразу заметили, что маршрут исчез

Поделиться

В транспортном комитете и транспортной комиссии Екатеринбурга не разглашают данные о том, кто из перевозчиков чаще всего «коллекционирует» штрафы за срывы расписаний. Наши читатели жаловались на следующие маршруты: № 011, 12, 018, 24, 25, 26, 32, 039, 045, 047, 50, 056, 57, 57А, 60, 76.

Почему возникают огромные интервалы

Самым популярным объяснением в 2020 году стал ковид. В пандемию еще сильнее обострился кадровый вопрос. Достаточно вспомнить апрель 2020 года, когда из-за коронавируса отправились в больницу и на карантин больше 100 сотрудников Гортранса: кондукторов, водителей, автослесарей.

Но даже без этого кадровый вопрос — хроническая проблема для всех перевозчиков. Например, осенью Гортранс получил крупнейшую за последнее время партию новых автобусов, но работать на них оказалось некому.

Осенью 2020 года Гортранс получил 57 новых автобусов, но довольно скоро выяснилось, что на них не хватает водителей

Осенью 2020 года Гортранс получил 57 новых автобусов, но довольно скоро выяснилось, что на них не хватает водителей

Поделиться

— Бывают случаи, когда есть водитель и есть готовый к выезду автобус, но нет кондуктора. И всё! Машина остается в парке. Минус одна единица — это брешь в расписании, которая в часы пик может дорасти до часа. Из-за этого мы начали заменять кондукторов водителями. Практикуем такие методы, но далеко не всем сотрудникам это нравится, — объяснил собеседник в Гортрансе.

Илья Dezain, эксперт транспортного справочника WikiRoutes, который посвящен городским маршрутам, считает, что обвинять исключительно транспортные компании не имеет смысла. Длинные интервалы — это цепочка негативных факторов. Первостепенно это, конечно, дорожная ситуация в Екатеринбурге. На проспекте Ленина и улице 8 Марта общественный транспорт теряет до 40 минут, отставая от графика. Еще одним проблемным местом является «лесной» участок улицы Амундсена, от Вонсовского до Объездной дороги.

Если на маршруте не хватает одного автобуса, в часы пик интервал сразу вырастает до часа

Если на маршруте не хватает одного автобуса, в часы пик интервал сразу вырастает до часа

Поделиться

— Конечно, перевозчики частично виноваты в том, что есть большие интервалы, но есть те вещи, от которых они не зависят, и с ними нужно бороться только совместно с вышестоящими структурами, — говорит Илья Dezain. — Я вижу эту схему так: перевозчик сообщает в комитет о проблемных участках маршрута, и затем совместно вырабатывается решение, что же можно сделать в такой ситуации. Если необходимо поменять схему движения или же расписание, думаю, это можно сделать. А вот глобальные проблемы с передвижением (отсутствие нормальных остановок, выделенные полосы для транспорта) должны решаться только совместно с ГИБДД. Есть же позитивные примеры совместной работы! Та же улица Малышева теперь имеет прекрасный участок с выделенными полосами, на проспекте Ленина удалось повесить камеры над трамвайными путями — всё это дало увеличение пропускной способности для транспорта и повысило стабильность интервалов.

По мнению Ильи, перевозчикам Екатеринбурга остро не хватает единой диспетчерской службы (ЦДС есть только у Гортранса). Диспетчеры следят за стабильной работой маршрутов, внештатными ситуациями и равномерностью распределения транспорта на линии. Если качественно выполнять данные функции, пассажиры перестанут ожидать свой автобус по 30–40 минут на морозе, проклиная всё на свете.

— Сейчас у коммерческих перевозчиков такая система в принципе не работает (они по старинке отправляются по интервалам, которые высчитывают между собой, созваниваясь друг с другом по пути следования). Это прошлый век. Нужна единая диспетчерская служба для всех маршрутов городского транспорта, которая будет следить за равномерным распределением подвижного состава на маршрутах, — подчеркнул Илья Dezain.

Куда сообщать о больших интервалах?

Без общественного контроля качество перевозок расти не будет, скорее — наоборот. Помните, что для объективной оценки работы перевозчиков и контроля за ними администрации Екатеринбурга необходимы точные данные. Если вы не дождались автобуса, троллейбуса или трамвая, сообщать об этом нужно в транспортный комитет по многоканальному телефону 304–32–93. Также можно пользоваться сервисом «Электронная приемная» на официальном портале Екатеринбурга.

оцените материал

  • ЛАЙК7
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ8
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...