E1
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+5°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +1

4 м/c,

зап.

730мм 39%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Дороги и транспорт Неизвестный Свердловск фоторепортаж Здесь трамвай не проходил? Вспоминаем исчезнувшие ветки старого Свердловска

Здесь трамвай не проходил? Вспоминаем исчезнувшие ветки старого Свердловска

Публикуем подборку ностальгических фотографий

Вспоминаем забытые трамвайные ветки далекого прошлого

Недавно мы рассказывали, что по улице Бориса Ельцина, напротив «Екатеринбург-Сити», планируют проложить трамвайную ветку. Об этом E1.RU сообщил главный инженер «УГМК-Застройщика» Степан Поистогов. Если проект будет реализован, в самом центре города появится новая линия — дело почти небывалое.

Так сложилось, что уральская столица в последние годы крайне редко прирастает трамвайной инфраструктурой. К примеру, о долгожданной линии в Академический говорят еще с 2008 года, а строить ее начнут только в ноябре 2021 года. Еще один проект — трамвай в Солнечный — пока находится в стадии проработки, поскольку для этого понадобится реконструировать улицу 2-ю Новосибирскую и переместить высоковольтную линию (крайне сложный и дорогостоящий процесс).

В этой публикации мы решили вспомнить о ветках, по которым трамваи уральской столицы ходили в далеком прошлом. Две из них были проложены в самом центре города. Но прошло много лет, и большинство молодых уральцев даже не подозревают, что на той или иной улице когда-то раздавался трамвайный звонок. Мы порылись в архивах и сделали для вас эту фотоподборку.

Ветка на улице 8 Марта

По улице 8 Марта трамваи ходили на участке от Ленина до Радищева, мимо «Рубина». Линия была построена еще в 1929 году, а разобрана в 1986 году — в связи со строительством станции метро на площади 1905 года. Также на решение убрать ветку повлиял тот факт, что у нее появился дублер по улице Московской (введен в эксплуатацию в ноябре 1986 года). На ветке по 8 Марта было две остановки — рядом с перекрестком Малышева — 8 Марта и ближе к перекрестку с проспектом Ленина.

Ветка по 8 Марта в семидесятые годы. На фото — знакомый всем вагон Tatra, а также широко распространенный в те годы вагон МТВ-82
Панорама трамвайной линии по 8 Марта. Слева — Мытный двор
На этом фото видны рельсы, по которым вагоны поворачивали с проспекта на 8 Марта
Сегодня о ветке, проходившей по 8 Марта, уже мало вспоминают. Теперь на этом участке ездят только автомобили
Трамвай готовится повернуть с Ленина на 8 Марта
Рельсы на 8 Марта убрали, когда начались строительные работы по обустройству станции метро

Ветка к железнодорожному вокзалу

Полвека в Свердловске действовала трамвайная ветка, которая вела от центра к железнодорожному вокзалу. С проспекта Ленина вагоны делали поворот на Толмачева, сразу за Главпочтамтом. Линия шла по улицам Толмачева и Дзержинского, а затем выходила на Свердлова. Как и ветка по 8 Марта, она была построена в 1929 году и закрыта в январе 1979 года. Рельсы разбирали частями в 1979–81 годах. Упразднить ветку решили из-за того, что у нее был дублер — параллельная линия по Луначарского.

Перекресток Ленина — Толмачева. Видна трамвайная линия, уходящая в сторону железнодорожного вокзала
На углу улиц Толмачева и Дзержинского
Трамвай проходит мимо «Космоса» в сторону вокзала
Трамвай на Свердлова в 1960-х годах
Много лет рельсы на Свердлова были привычной деталью городского пейзажа
Как и в случае с 8 Марта, линия на Свердлова была разобрана из-за того, что у нее появился дублер
Трамвайная линия на Луначарского (фото сделано в районе перекрестка с Азина). Из-за нее решили убрать ветку на Свердлова

Какие еще были линии?

Уральский исследователь трамвайной инфраструктуры Алексей Химков помог нам собрать список исчезнувших линий Свердловска (Екатеринбурга).

Ветка по улице Заводской

Существовала до 1935 года в режиме паровозной колеи. В 1935 году была электрифицирована работниками трамвайного парка, и по ней стали ходить вагоны на Зеленый остров (рельсы туда проложили во время стройки ГЭС). Шла от кольца на площади Субботников до перекрестка с улицей Нагорной, и далее делался плавный поворот через частный сектор на Татищева. Разобрана была в 1960 году в связи с переустройством кольца на ВИЗе и пуском линии по улице Красноуральской

Трамвайное кольцо на площади Субботников

— Остановочная площадка была сразу от начала примыкания ветки по Заводской к кольцу на площади Субботников. Вагоны 11 маршрута, доезжая до конечной на улице Заводской, на площадь Субботников не заезжали, а поскольку вагоны были «двухголовые», водитель просто перекидывал бугель (токоприемник) в обратном направлении, переходил в противоположную кабину и ехал назад, — рассказал Алексей Химков.

Ветка по улице Инструментальщиков и Тверитина

Была проложена на участке от Мичурина до Инструментальщиков. Ее построили в 1934 году в связи с пуском трамвайной линии до ЦПКиО. Разъездов не имела. Линия по Инструментальщиков шла вдоль нынешней проходной Оптико-механического завода (до войны — вдоль Ленинской фабрики). Остановка была в районе перекрестка Инструментальщиков — Тверитина, называлась «Клуб им. Большакова».

Пуск трамвая к Ленинской фабрике

Ветки на мостах

Ветка на путепроводе по улице Бебеля над рекой Исеть. Была построена в 1964 году, разобрана в 1987 году в связи со строительством параллельно ей специальной трамвайной эстакады. Еще одна ветка проходила по мосту на Бебеля, над железной дорогой. Она была построена в 1958 году. Сперва был один путь, затем в 1962 году достроили второй. Ветку разобрали в 1985 году также в связи со строительством параллельно ей специальной трамвайной эстакады.

Однопутка к ремонтному заводу

Однопутная линия по Пехотинцев. Была построена в 1972 году в связи с пуском СТТРЗ (Свердловского трамвайно-троллейбусного ремонтного завода). Шла к предприятию от ветки по Бебеля. Разъездов не имела. Пассажирского движения на ней не было, поскольку линия служила только для доставки вагонов на ремонт. Была разобрана в 2002 году в связи с закрытием завода и реконструкцией улицы Бебеля.

Напомним, что история трамвая в Свердловске началась 7 ноября 1929 года. Движение открыли в день 12-й годовщины Октябрьской революции, подробнее об этом читайте здесь. Но это могло произойти намного раньше, ведь первые обсуждения о необходимости трамвая для города в городской думе проходили еще в конце XIX века. Мы также рассказывали об истории автобусного движения в Свердловске, которое началось в 1925 году.

Все публикации, посвященные истории города, ищите по этой ссылке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления