24 января понедельник
СЕЙЧАС -13°С

Темное дело: как победить вечную грязь на дорогах уральской столицы

Подробный разбор всех причин самой темной проблемы города

10 455

Поделиться

Уральская грязь губительна для обуви, вредна для автомобилей и просто выглядит неэстетично

Уральская грязь губительна для обуви, вредна для автомобилей и просто выглядит неэстетично

Поделиться

Один из парадоксов уральской зимы — как только выпадает белый снег, на дорогах становится куда грязнее. Автору бестселлера про оттенки серого стоит задуматься, не поскромничала ли она в подсчетах. Из года в год столица Урала покрывается коричнево-серыми массами, «благодаря» им город даже занял четвертую строчку в списке самых грязных городов Ильи Варламова.

Автомобилисты и пешеходы обвиняют в смертном грехе разведения грязи мэрию, дорожников, гряземесов, американского президента, производителей реагентов и строителей. Так кто же виноват и что делать? Прежде чем пытаться разобраться с этими вопросами, стоит ответить на другой: из чего все-таки состоит уральская грязь?

Навеяно стройкой


Много лет грязь на улицах Екатеринбурга — причина недовольства властью и повод для критики коммунальщиков. Однажды мэрии это, кажется, надоело, и за серую жижу решили взяться всерьез. В 2016 году город выделил почти 2 млн рублей на исследование субстанции «неизвестного происхождения». Цель — это самое происхождение и выяснить.

Снег убрали, а грязь осталась — вечная проблема зимнего Екатеринбурга

Снег убрали, а грязь осталась — вечная проблема зимнего Екатеринбурга

Поделиться

Исследования длились полтора года. Сотрудники УрО РАН собирали грязь в разных частях города и в разные сезоны, изучали пробы и делали выводы.

— Грязевой осадок в Екатеринбурге в значительной степени состоит из пылевой фракции — вот, возможно, главный вывод из результатов исследований, опубликованных мэрией.

Следующий логичный вопрос — откуда берется сама пыль? Ответ опять же в исследовании: три четверти грязевого осадка в городе составляют мелкофракционные продукты разрушения щебня и других строительных материалов на основе минерального сырья. А это граниты, габбро, серпентинит — всё то, что регулярно используют при строительстве домов и дорог.

Город активно строится и, как следствие, загрязняется

Город активно строится и, как следствие, загрязняется

Поделиться

Ничего удивительного: Екатеринбург традиционно входит в топ-10 российских городов по росту численности населения и скорости возведения жилья. Город развивается, новостройки сдаются целыми кварталами, а к новым районам ведут километры новых дорог. И делают их, к сожалению, не из алмазов. А асфальт имеет неприятное свойство крошиться. Особенно под мощным напором шипованной резины.

Угроза с воздуха


Интересно, что разносится пыль не только по земле, но и по воздуху. Подтверждение этому можно найти в последнем отчете областного министерства природных ресурсов и экологии «О состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2020 году». Контролирующие станции ведомства зафиксировали превышение нормативов содержания в атмосфере Екатеринбурга взвешенных частиц РМ10, диоксида азота и оксида азота.

Исследования в Екатеринбурге показали повышенное содержание пыли не только на земле, но и в воздухе

Исследования в Екатеринбурге показали повышенное содержание пыли не только на земле, но и в воздухе

Поделиться

РМ10 — частицы диаметром менее 10 мкм, — и есть частицы пыли. Они в пять раз меньше толщины человеческого волоса, и из-за своего размера вредят не только чистоте на дорогах, но и здоровью жителей. Эти частицы способны проникать глубоко в легкие и оседать там, вызывая различные респираторные заболевания.

Лепта заводов


Как выяснилось, три четверти пыли — строительного происхождения. Откуда берется оставшаяся четверть? Среди основных источников пыли ученые называют производственные выбросы в атмосферу и выхлопные газы автомобилей. И здесь Уралу не повезло, как говорится, по всем пунктам.

Пыль на дорогах частично состоит из осевших выбросов с заводов и из выхлопных труб

Пыль на дорогах частично состоит из осевших выбросов с заводов и из выхлопных труб

Поделиться

Екатеринбург стал промышленным городом во времена, когда об экологии даже и не слышали. Да, сегодня металлургические заводы всё меньше загрязняют воздух: экологические нормативы становятся всё строже, надзор всё сильнее. Но до полностью безвредного производства еще далеко. Достаточно вновь взглянуть в отчет регионального минприроды — свердловская промышленность в прошлом году выбросила в атмосферу 114 100 тонн твердых веществ.

И с машинами дела обстоят не лучше. Екатеринбург — один из самых автомобилизированных городов страны. Например, в рейтинге 2020 года по количеству частного транспорта на 1000 человек он обошел даже Москву. Тогда показатель уральской столицы составил 305 автомобилей. В 2020 году свердловские «железные кони» выбросили в атмосферу региона 140 330 тонн загрязняющих веществ.

В Екатеринбурге на тысячу человек приходится 305 автомобилей, это один из самых высоких показателей в стране

В Екатеринбурге на тысячу человек приходится 305 автомобилей, это один из самых высоких показателей в стране

Поделиться

Трава vs грязь


Но не пылью единой полнится уральская грязь. Ее 20%, согласно всё тому же исследованию, составляет органика. То есть земля. Земля, которая должна бы лежать на газонах. Но ногами, шинами, ветрами и дождями ее разнесло по всему городу. К сожалению, менталитет и привычки уральцев изменить сложно, поэтому ученые предлагают более реалистичные меры для решения проблемы.

Например, следует заняться зелеными насаждениями. Нельзя надеяться, что на газонах что-нибудь да вырастет. Дикоросы и сорняки могут красиво цвести, но не сохраняют грунт. На это способны только специальные рулонные травяные покрытия — такие насаждения не позволят земле вымываться. Конечно, при условии, что бордюры газонов целые — на это тоже обращали внимание исследователи.

Еще одна составляющая уральской грязи — земля, которую вымело, вынесло или смыло с газонов

Еще одна составляющая уральской грязи — земля, которую вымело, вынесло или смыло с газонов

Поделиться

От песка до реагента


Масла в огонь подливают и дорожные службы. Точнее, подсыпают песка на дороги. Долгие годы идет, кажется, нескончаемый спор, что же лучше использовать: старый добрый песок (на крайний случай песко-соляную смесь) или реагенты. Первый многим понятнее, но не способен полностью справиться со снежными накатами и гололедицей. Вторые топят опасный снег и лед на дорогах, превращая их в гораздо менее опасную, но не очень эстетичную снежную шугу.

Использование песка коммунальщиками тоже больно бьет по показателям чистоты

Использование песка коммунальщиками тоже больно бьет по показателям чистоты

Поделиться

Сегодня власти Екатеринбурга используют и то и другое. Например, только за одни сутки — 25 ноября, согласно отчету мэрии, для обработки проезжих частей и тротуаров израсходовали 20 тонн противогололедных материалов и 50 тонн фракционного песка.

Не следует забывать и о еще одной обязательной составляющей чистых дорог зимой — снегоуборочной технике. В Екатеринбурге в самые снежные дни на улицы выводят порядка 350 единиц. В это время в Санкт-Петербурге, который по площади в три раза больше уральской столицы, на уборку выводят почти в шесть раз больше техники: 1800 единиц.

По оценкам экспертов, снегоуборочной техники в городе недостаточно, чтобы навести порядок на улицах

По оценкам экспертов, снегоуборочной техники в городе недостаточно, чтобы навести порядок на улицах

Поделиться

В уральской грязи нет ничего необычного, кроме ее объемов. А всё потому, что Екатеринбургу не повезло. В одном городе сошлись практически все причины, по которым появляется пыль. И пока власти принимают экологические инициативы и пытаются регулировать промышленное загрязнение, каждый житель может внести свою лепту в чистоту улиц. Например, перейти с шипованной резины на «липучку» и перестать парковаться на газоне. Стереть клеймо «Грязьбурга» удастся только комплексными мерами.

Партнёрский проект

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter